I.3.1. младший школьный возраст
По ходу написания, работы каждая новая мысль начинается с «красной строки», то есть текст начинается с отступа от левого поля в 1,25см. Это называется абзацным отступом. Текст работы должен быть выровнен по ширине.
В случае использования в работе цитат, положений и мыслей других авторов, необходимо делать ссылки на первоисточники.
Ссылки в обязательном порядке делают при цитировании отдельных положений, таблиц, графиков, иллюстраций, методик, при анализе в тексте статьи, монографии, диссертации, опубликованных трудов других авторов.
Библиографические ссылки.
Библиографические ссылки делятся на четыре группы по месту расположения: внутритекстовую (расположенную непосредственно в строке после текста), подстрочную (расположенную внизу страницы, под строками основного текста), за текстовую (расположенную за текстом всей книги, главы, статьи), комбинированную.
Ссылаясь на исследования того или иного автора, необходимо в скобках указать инициалы, фамилию автора, а затем - год издания упоминаемого источника, например: (Г.Ф. Лакин, 1978).
Если необходимо указать несколько авторов, то их перечисляют в хронологическом порядке издания работ и отделяют точкой с запятой.
В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии автора в самом тексте изложения, год публикации дают сразу после фамилии в скобках.
Особенности оформления ссылок на исследования зарубежных авторов:
-если имя автора упоминается в самом тексте изложения, то в скобках указывается фамилия в оригинале и после запятой - год издания;
-если необходимо указать имя автора походу изложения мысли, то его фамилия может быть приведена в русской транскрипции, а затем в скобках - оригинал, например: «По данным Борга,.» (Borg, 1986);
-фамилии иностранных авторов можно приводить без инициалов;
-если фамилии зарубежных авторов перечисляются вместе с отечественными, то все они должны быть расположены в общем, хронологическом порядке;
-не рекомендуется ссылаться на неопубликованные материалы;
-в ссылках после обозначения года буква «г» не ставится.
Сокращения.
Как правило, во всех научных работах приводятся названия или словосочетания. Поэтому следует знать, что употреблять следует только общепринятые сокращения слов, например:
гг. (годы) и т.п.(и тому подобное)
и др. (и другие) тыс. (тысяча)
и пр. (и прочие) млн. (миллион)
и т.д. (и так далее) млрд. (миллиард)
Сокращать в работе наименование единиц физических величин следует, используя символику интернациональной системы СИ:
г (грамм) м (метр)
кг (килограмм массы) см (сантиметр)
кгс (килограмм силы) куб.см (кубический
сантиметр)
Н (ньютон) мм (миллиметр)
Дж (джоуль) t° (температура по
Цельсию)
лк (люкс) м/с (метр в секунду)
об/мин (оборотов в минуту)
Не допускаются сокращения, представляющие произвольное слияние слов или терминов.
Ссылки на страницы рукописи (главы, разделы и пр.), а также на таблицы, рисунки с указанием их порядкового номера даются с сокращениями, например: «см. стр. 123», «см. гл. II», «см. табл. 1.1.», «см. рис. 2.1.». Если порядковые номера не указываются, то все слова в тексте пишутся без сокращения.
Таблицы и графическое оформление.
Таблица - цифровой (иногда текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки. Следует помнить, что в таблицах нельзя сопоставлять неоднородные данные: необходимо характеризовать одно явление или же производить сравнение разных явлений, но по одним и тем же параметрам, присущим данным явлениям. Не следует помещать в работе таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати, без ссылок на источник.
При помещении таблиц в работе необходимо руководствоваться следующим:
- Нумеруются таблицы арабскими цифрами: первая цифра номер главы, вторая — номер таблицы в главе.
- Знак «N» перед цифрой не ставится.
- Слово «таблица» и ее порядковый номер (нумерационный заголовок) пишут с заглавной буквы в правом верхнем углу.
- Сокращение слова «таблица» в заголовке не допускается.
- Тематические заголовки располагаются над таблицами посередине полосы и пишут с заглавной буквы.
- Однотипные таблицы должны быть построены одинаково.
- Для текста в таблице используется 12 шрифт.
- Все слова в заголовках, подписях боковика, подзаголовках таблицы пишут полностью без сокращений (за исключением единиц измерений), но, по возможности, коротко и просто.
- Заголовки граф таблицы (в шапке) следует писать с заглавной буквы. В многоярусной шапке текст в нижних ярусах (подзаголовках), грамматически связанный с текстом в верхних ярусах, пишут со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точку или двоеточие не ставят.
- Лишними в большинстве таблиц бывают графы «Номер по порядку» и графа с нумерацией строки. Нумерация граф или строк боковика необходима только в тех случаях, когда таблица сложна, продолжительна и в тексте необходимо много раз делать ссылки на различные графы или строчки таблицы.
Таблицы можно выносить в приложения, допускается перенос таблицы на другой лист, при этом шапка таблицы не повторяется, но должна присутствовать строка с нумерацией граф. При переносе таблицы на другой лист над таблицей пишется «Продолжение таблицы».
Ссылка на таблицу указывается перед таблицей в скобках (см. табл. 1.1.).
Числовой материал следует давать с одинаковым количеством десятичных долей, недостающие дополняются нулями.
Если таблицы достаточно большие лучше их выносить в приложение с ссылкой на нее по тексту работы.
Пример.
Таблица 1.1.
Внешние признаки утомления у школьников при выполнении физических упражнений (по В. К. Велитченко и Г. И. Погадаеву, 1998)
Признаки | Степень утомления | |||
легкая | значительная | переутомление | ||
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
(Следующая страница)
Продолжение таблицы
Графики - наиболее простой способ передачи содержания материала исследований. Графики должны отвечать следующим требованиям:
-давать верные сведения, основанные на определенном экспериментальном материале или расчетах;
-выражать смысловое содержание с наибольшей отчетливостью, точностью и полнотой;
-не содержат ни одного знака, линии или цифры, которые не облегчили бы его интерпретацию;
-быть красивыми и хорошо исполненными технически.
Графики должны иметь координационную сетку, соответствующую масштабам шкал по осям абсцисс и ординат. Без сетки допускаются графики, поясняющие лишь характер изменения каких-либо показателей. При выполнении графика без сетки оси координат заканчиваются стрелкой. Не следует приводить в работах графики с большими свободными участками сетки, не занятыми кривыми или надписями. Для удаления свободных участков необходимо числовые деления на осях ординат начинать не с нуля, а с пределов, обозначающих начало данных изменений.
Рисунки. Иллюстрации любого содержания и графического исполнения называют, как правило, рисунками (реже - фигурами). Условно они могут быть разделены на следующие виды:
-линейные диаграммы; графики, радиальные графики, полигоны распределения, гистограммы;
-плоскостные диаграммы: столбиковые, сложностолбиковые, секторные;
- фотографии.
Любые рисунки должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными и дать отчетливое представление о наиболее важных чертах изученного явления. Все второстепенные части рисунка призваны способствовать выявлению смысла целого. Поэтому рекомендуется максимально освобождать рисунок от лишних линий и надписей, оставляя только те. которые абсолютно необходимы для понимания рисунка.
Выполнение линейных и плоскостных диаграмм должно отвечать следующим основным требованиям:
1. Диаграмма в целом и ее части должны соответствовать числовым значениям (показателям), полученным в результате исследования, основа которых составляется графическое изображение.
2. Избранный масштаб изображения должен соответствовать сущности изученного явления (точность отображения). Для нескольких качественно неоднородных явлений должны быть выбраны индивидуальные масштабы.
Ссылка на рисунок дается в сокращенном виде перед рисунком: (показано на рис. 2.4.) или (см. рис. 2.3.)
Нумерация рисунков аналогична таблицам, подписываются рисунки справа, внизу изображения. Рисунки, также как и таблицы могут выноситься в приложения.
Все подписи, надписи и обозначения необходимо выполнять единообразно на протяжении всей рукописи и в строгом соответствии с текстом. В подписях не допускается употребление слов «Диаграмма», «График» и т.п.
Пример.
Рис. 2.3. Соотношение использования педагогических технологий
Список литературы.
При написании любых работ в конце дается список литературы. К его составлению предъявляются определенные требования.
Образец оформления книги, учебника:
Решетникова, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений.-М.: ВЛАДОС, 2000.-325с.
Образец оформления коллективного сборника.
Введение в научное исследование по педагогике./ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988. -125с.
Образец оформления статьи:
Пилиповский, В.Я.Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества.// Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 97 - 103.
Кузьмина, КВ. творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития.// Гуманизация образования. -Бийск, 1995. - № 1. -С. 41 -54.
Образец оформлении газетной статьи:
Петражицкий, Л.И.Техника научного самообразования.// Татьянин день. - 1995. - № 3(23). - авг. -С. 8-10.
В разделе «Ресурсы Интернет» при составлении ссылок на электронные ресурсы следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов – [Электронный ресурс].
В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса, в следующей последовательности:
- системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.;
-сведения об ограничении доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то в сведениях не указывают ничего;
- дата обновления документа или его части указывается в том случае, если она зафиксирована на сайте; электронный адрес,
- дата обращения к документу – это та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.
Образец оформления Интернет-источника:
Белоус, Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. — 2006. — № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive /005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).
4. Орехов, С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. — 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. — URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).
5. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. — URL: http://ihtik.lib.ru/edu_ 21sept2007/edu_21sept2007_685.rar (дата обращения: 17.05.2007).
Список литературы оформляется в алфавитном порядке в следующей последовательности:
- Законы и нормативные акты;
- Учебники и учебные пособия;
- Периодические издания,
- Интернет — источники.
Фразы
По тексту работы можно использовать следующие фразы:
- Из вышеуказанных тенденций развития можно сделать разнообразные дидактические выводы
- По мнению ...
- По утверждению...
- ... утверждал
- ....считал
- ... говорил
- .... писал
- ..... подчеркивал значимость
- ...... выделяет
- По определению....
- Несомненной заслугой..... стало определение
- Понятие .... рассматривается в исследовании ряда авторов .....
- Идеи .... получили целостное развитие
- Изучая проблемы..... учение, прежде всего, рассматривают вопросы
- К той же проблеме обращается ....
- Согласно мнению ученого.....
- ...... выделяет .....
- Признавая ...., А.Л.Маслов сделал вывод о том, что....
- Л.Г.Арчажникова также подчеркивала роль...
- Асафьев обрисовал ситуацию, обозначив проблемы и .... пути их решения
- До .... рассматривался только как ...
- Исследования И.И.Пичугина показывают, что...
- С точки зрения педагогики....
- Таким образом ......
- Поэтому....
- Традиционно под .... понимают....
- Сущность..., по мнению ...., заключается в том, что...
- С этих позиций...
- Большое значение имеет.....
- Представляется важным....
- Среди факторов..... следует назвать...
- Понятие.... включает в себя...
- Особую роль в .....играет...
- Отмечая особое воздействие на .... в качестве сущностных черт....выделим наличие специальных....
- Необходимо подчеркнуть, что....
- Можно принимать или оспаривать эти термины, очевидно одно....
- Специфика России в вопросах..... заключается в.....
- Анализируя сущность....., выделим такие черты, как.......
- Истинность данного тезиса подтверждает наука.
- Отличие нашего подхода к решению данной проблемы заключается в том, что...
- Особенностью нашей позиции явилось признание того, что....