Глава 1 теоретические основы формирования коммуникативных умений
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХУМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НОРМЕ И С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Диагностика коммуникативных навыков у младших школьников в норме
С целью изучения уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников в норме нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы № 23 г. Бобруйска. В эксперименте приняли участие учащиеся вторых классов 120 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
Третий этап исследования (контрольный эксперимент)
Цель третьего этапа нашего исследования: провести повторное тестирование коммуникативных навыков учащихся и сравнить результаты исследований. Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе увеличилась группа детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений (70 %), тогда как на констатирующем этапе детей с данным уровнем изучаемых умений выявлено только 60%.
Процентный показатель детей со средним уровнем сформированности изучаемых умений в экспериментальной группе вырос с 30 % до 38 %.
Количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе снижено с 10 % до 8 %.
Выводы полученные по результатом экспериментального исследования:
Следовательно, можно сделать вывод, что был достигнут значительный эффект, эффект изменений обусловлен именно применением нами методики технологии формирования коммуникативных умений.
Диагностика коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Исследование уровня сформированности коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью проводилось на базе «Бобруйской вспомогательной школы». В эксперименте приняли участие учащиеся первых классов в количестве 120 человек.
При проведении экспериментального исследования состояния коммуникативных умений и навыков за основу были взяты традиционные методики, модифицированные нами с учетом характера познавательной деятельности умственно отсталых младших школьников.Исследование проводилось в три этапа:
Третий этап исследования (контрольный эксперимент)
С целью определения эффективности предложенной нами педагогической технологии был проведен контрольный этап экспериментального исследования, в ходе которого был выполнен сравнительный анализ результатов в контрольной (КГ) и экспериментальной
(ЭГ) группах (таблица 2). Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наблюдается более выраженная положительная динамика в изменении степени владения коммуникативными умениями и навыками. Это подтверждает эффективность разработанной и апробированной нами педагогической технологии формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Выводы полученные по результатом экспериментального исследования:
1. Процесс формирования коммуникативных умений и навыков рассматривается нами как одно из средств коррекции и развития устной речи младших школьников с нарушением интеллекта, что, в свою очередь, способствует активизации познавательной
деятельности этой категории детей
2. В противоположность сложившемуся традиционному подходу, согласно которому коррекция речевой деятельности базируется на преодолении системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников, предлагаемая нами педагогическая технология учитывает взаимосвязь между формированием коммуникативных умений и навыков, особенностями познавательной деятельности, недоразвитием языковых и речевых средств у данной категории детей.
3. Предлагаемая педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков включает следующие направления: формирование невербальных средств коммуникации; развитие языковых средств коммуникации; формирование диалогической
речи; развитие умения применять коммуникативные средства в речевых ситуациях, организованных в форме ролевой игры.
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ