Теория оперантного научения (Б. Скиннер)
· Условие выработки нового поведения немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции.
· Принципы: систематический контроль и немедленноеподкрепление.
· Практические разработки (поведенческая терапия (метод житонов), программированое обучение)
Теория социального научения (А. Бандура)
· Принципиальное отличие научения животных и человека
· Научение человека осуществляется по механизму социального подражания, путем имитации поведения социальной модели. Научение же животных – путем проб и ошибок. Так, человеку свойственно учиться на чужих ошибках, наблюдая за поведением других (эксперимент с просмотром детьми фильмов с агрессивным содержанием. Та часть детей, которые смотрели фильм, где агрессор был наказан, агрессии во время игры не проявляли. А те дети, которые смотрели фильм, в котором агрессор выходил победителем, демонстрировали агрессивное поведение по отношению к игрушкам).
· Этапы научения новому поведению:
ü презентация модели поведения, подробное разъяснение;
ü имитация, воспроизведение ребенком модели;
ü предоставление обратной связи и подкрепления;
ü оценка правильности поведения и подкрепление; упражнения.
· Решающее значение когнитивных процессов (восприятие, память, мышление). Способность к подражанию, моделированию образцов зависит от уровня развития когнитивных процессов
· Успех научения связан с процессами саморегуляции — самоконтроля и самоподкрепления (теория самоэффективности Бандуры).
· Теория социального научения вышла за пределы факторного подхода, рассматривая развитие нового поведения как процесс подражания, где центральное место занимают процессы саморегуляции.
Критика бихевиоризма:
ü Натурализация и биологизация психики человека
ü Недооценка роли активности в развитии ребенка
ü Недооценка роли фактора наследственности.
Двухфакторные подходы
Конвергенция (В. Штерн) -ведущее место принадлежит фактору наследственности. Психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды. «Развитие определяется Х-единицами наследственности и Y-единицами среды». Штерн сформулировал четыре основных положения, раскрывающих вклад наследственности и среды в психическое развитие ребенка:
1. Две врожденные цели: стремление к самосохранению и стремление к саморазвитию (и физический рост, и духовное созревание).
2. Закономерности способностей: необходимо различать задатки (однозначно определены наследственностью, задавая верхний предел или «потолок» развития способностей человека.) и свойства (реализованные способности, которые приобрели благодаря самосохранению известную прочность). Если нет благоприятных условий, то задатки остаются в скрытом, латентном виде, не проявляются. Отсутствие задатков фатально предопределяет низкий уровень развития способностей
3. Темп развития определяется наследственностью.
4. Последовательность и содержание стадий развития определены наследственностью
Особые ожидания в отношении теории двух факторов были связаны с созданием нового — близнецового метода. В результате близнецовых исследований (А. Гезелл) были выявлены (по сути, критика):
ü Необходимость расширения круга детерминант (среды и наследственности), определяющих закономерности психического развития ребенка.
ü влияние среды не является прямым, а опосредованно активной действенной позицией самого ребенка (феномен близнецовой ситуации).
ü В теории двух факторов наследственность понимается как биологический, органический фактор. Однако не учитывается, что наследственность человека социально детерминирована и представляет собой продукт исторического развития
Подход антогонизма и конфронтации:
· Понятие вытеснения Фрейд
· Ранний Пиаже.
Критика факторного подхода:
· Натурализм
· Игнорирование активной деятельности самого субъекта и обучения, обеспечивающи присвоение и интериоризацию этих способностей.
· Не учет адекватной оценки роли и значения одного из факторов
Близнецовые исследование показали, что объяснить развитие, результаты развития невозможно. Это даже признает Арнольд Гизелл (оперируя двумя факторами, мы не можем выявить и определить все детерминанты развития)
Среда действует не как фактор, а какую позицию занимает сам ребенок, развивающийся субъект. Нужно искать другие детерминанты àподход, где на первую деятельность выдвигается деятельность.