Атрибутивный стиль как личностная переменная
Поскольку атрибутивный стиль понимается как параметр индивидуальных различий, он должен быть измеримым с помощью какого-то теста. Поэтому Петерсон и его коллеги (Peterson, Semmel, Baeyer, Abramson, Metatsky, Seligman, 1982) разработали «Опросник атрибутивного стиля» (ASQ). Чтобы получить надежную оценку обобщенного атрибутивного стиля, атрибутироваться должны не отдельные реальные события наподобие выполнения тренировочного задания. Скорее, такая оценка предполагает атрибутирование гипотетических ситуаций, каждая из которых должна быть представлена и с позитивным, и с негативным исходом. Половина ситуаций носит достиженческий характер, половина — социальный. Задача испытуемого состояла в том, чтобы вжиться в эти ситуации, представив, что он сам вовлечен в них, и указать причины описываемого исхода ситуации. Затем эти причины оценивались по трем параметрам каузальной атрибуции. Так определялись показатели внутренней локализации, стабильности и глобальности — отдельно для позитивного и негативного результатов действия (немецкая версия опросника атрибутивного стиля была разработана и опробована Брунштейном — Brunstein, 1986a, b).
Поскольку индивидуальные различия атрибутивного стиля довольно значительны, возникает вопрос о том, как они формируются. На эту тему имеется исследование корреляции атрибутивного стиля и депрессивности у родителей и их 8-13-летних детей (Seligman, Peterson, Kaslow, Tanenbaum, Alloy, Abramson, 1984). Оказалось, что показатели атрибутивного стиля и депрессивности матерей в значительной степени коррелируют с показателями детей. Это позволяет предположить, что матери передают детям свои депрессивно-атрибутивные тенденции; можно, однако, предположить и то, что это влияние взаимно и может усиливаться в ходе взаимодействия матери и ребенка.
Генерализация беспомощности
Переформулированная модель беспомощности вызвала множество атрибуционных исследований, обзор которых представлен в работе Петерсона и Селигмана (Peterson, Seligman, 1984). Многочисленными способами было доказано, что генерализация беспомощности сопутствует глобальной и стабильной атрибуции. При этом речь идет не только о лабораторных исследованиях, но и о полевых экспериментах и клиническом анализе отдельных случаев. Для выяснения причинных взаимосвязей между атрибуцией и депрессией были предприняты лонгитюдные исследования.
В лабораторных исследованиях либо оказывалось экспериментальное воздействие на атрибуцию, либо авторы исходили из индивидуальных различий испытуемых. Примером первого из этих подходов является исследование Пасахоу (Ра-sahow, 1980). В нем глобальная атрибуция провоцировалась тем, что результаты выполнения тренировочного задания выдавались за высокопрогностичный показатель качества выполнения других заданий. В противоположном условии прогно-стичность отрицалась подчеркиванием сильной специфичности ситуации. Контрольная группа получала тренировочное задание лишь для эстетической оценки. Перенос беспомощности на тестовое задание наблюдался лишь при индуцировании глобальной атрибуции. При атрибуции результатов особенностям ситуации результаты выполнения тестового задания были столь же высокими, что и у испытуемых контрольной группы. Аналогичные результаты были получены и в исследовании Микулинцера (Mikulincer, 1986, эксперимент 1).
На различии индивидуальных атрибутивных предпочтений основывается, например, исследование Эллоя, Петерсона, Абрамсона и Селигмана (Alloy, Peterson, Abramson, Seligman, 1984). Пользуясь опросником атрибутивных стилей, испытуемых разделили на группы с глобальными и специфическими атрибутивными тенденциями. Кроме того, в этом исследовании варьировалась степень подобия тестового задания тренировочному. В ситуации подобия тестовое задание почти совпадало с тренировочным; тестовое задание выполнялось в том же помещении и с тем же экспериментатором. В ситуации непохожести тренировочное и тестовое задания сильно отличались друг от друга, и тестовое задание выполнялось в другом помещении и с другим экспериментатором. Полученные результаты соответствовали предсказаниям переформулированной модели беспомощности. В ситуации подобия перенос беспомощности на тестовое задание продемонстрировали испытуемые как с глобальными, так и со специфичными атрибутивными предпочтениями. В ситуации же непохожести это сделали лишь испытуемые с глобальными атрибутивными предпочтениями. Таким образом, решающим для генерализации беспомощности оказалась глобальность атрибутивного стиля.