Принципы построения коррекционных программ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип:
· системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
· единства диагностики и коррекции;
· приоритетности коррекции причинного типа;
· деятельностный принцип коррекции;
· учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
· комплексности методов психологического воздействия;
· активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
· опоры на разные уровни организации психических процессов;
· программированного обучения;
· возрастания сложности;
· учета объема и степени разнообразия материала;
· учета эмоциональной окрашенности материала.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов
· на уровне благополучия, что соответствует норме развития;
· на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития;
· на уровне актуальных трудностей развития, что объективно выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.
В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального интеллекта.
При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством механизма компенсации. Любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.[5]
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи.
Принцип реализуется в двух аспектах.
1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы.
Эффективная коррекционная про грамма может быть построена лишь на основе тщательного психологического обследования. В то же время самые точные диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятии.
2. Реализация коррекционно-развивающей программы требует от психолога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства психологического воздействия на ребенка. Иначе говоря, каждый шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом конечных целей программы.
Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в свою очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.
Принцип приоритетности коррекции причинного типа.
Выделяют два типа коррекции в зависимости от ее направленности: симптоматическую и каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить наиболее полное разрешение проблем.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным непринятием ребенка родителями и глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребенка.
Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме и признание факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.
Коррекционная программа не может быть усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации и утверждения самости.
Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется важнейшей ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.
Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют основной компонент социальной ситуации развития, определяют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребенком программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых - сначала с психологом, а затем самостоятельно - приводит к формированию у него необходимых умений и действий.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальная трудность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность испытать радость преодоления.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной про граммы необходимо переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения. Разнообразить материал и увеличивать его объем необходимо строго постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.[20]
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей ребенка.
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции:
· общей,
· типовой,
· индивидуальной.
Общая модель коррекции - система условий оптимального возрастного развития личности в целом - предполагает:
· расширение, углубление, уточнение представлений ребенка об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними;
· использование различных видов деятельности для развития мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.;
· щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья (особенно у детей, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных условиях развития).
Необходимо оптимально распределять нагрузку в течение занятия, дня, недели, года, вести контроль и учет состояния ребенка.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах. Направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя:
· определение индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, обучаемости, проблем;
· выявление ведущих видов деятельности, особенностей функционирования мышления, определение уровня развития различных действий;
· составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни.
Существуют различные типы коррекционных программ: стандартизированные или свободные (ориентированные на настоящий момент).
При стандартизированной программе четко обозначаются этапы, известны необходимые материалы, требования. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам.
При свободной программе психолог самостоятельно составляет коррекционноразвивающую про грамму , формулирует цели и задачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет критерии оценки результата достижений для определения возможностей перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционной комплекс, представляющий собой системное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционной комплекс включает в себя четыре основных блока: диагностический; установочный; коррекционный; блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок Его цель - диагностика осабенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель - снятие тревожности, повышение уверенности ребенка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель - гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Его цель - измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Коррекционно-развивающая деятельность психолога только тогда будет эффективной, когда она опирается на правильно составленную программу.
При составлении коррекционной программы необходимо осуществить:
· - четкое формулирование целей коррекционной рабаты;
· - определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы;
· - выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;
· - четкое обоснование формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с ребенком;
· - отбор методик и техник коррекционной работы;
· - определение времени, необходимого для реализации всей
· коррекционной программы;
· - определение частоты необходимых встреч (ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т.д.);
· - планирование длительности каждого коррекционного занятия (от 10-15 минут в начале коррекционной программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе);
· - содержание каждого коррекционного занятия;
· - участие других лиц в работе (при рабате с семьей подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
· - контроль динамики коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу;
· - подготовку материалов и оборудования.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.[24]
Выводы по I главе
Таким образом, в ходе теоретического изучения основных аспектов нашего диплома: особенности психической функции «внимание» и «задержка психического развития», нами было установлено что:
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо деятельность. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Задержка психического развития(ЗПР) - это временное отставание развития психики в общем или в частном от нормального темпа развития. Задержка психического развития может выражаться в ограниченном запасе знаний, представлений о мире, недостаточным уровнем мышления и памяти, невнимательностью и быстрой утомляемостью интеллектуальными занятиями.
Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. У детей младше школьного возраста ЗПР отмечается его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Повышение уровня развития произвольного внимания благоприятно сказывается на вхождение первоклассников в школьную жизнь, ведет их к индивидуальным успехам в усвоении школьной программы.
Ведь именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем.
Поэтому мы рассмотрели еще один термин:
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы ( далее ООП) начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.