Победа дидактического метода обучения.
Принцип обратной связи — вот в чем секрет метода Монтессори. Дети используют постоянно действующую обратную связь. Социолог Омар К. Моор из Питсбургского университета получил похожие результаты, заполнив классные комнаты «говорящими пишущими машинками» Эдисона. Моор с легкостью обучал двух-трехлетних малышей читать, писать и даже печатать на пишущей машинке. И все же его метод, так же как и метод Монтессори, не нашел места в обществе, которое давным-давно предпочло сократовским приемам обучения дидактический.
Методика просмотра образов для детей.
Вы можете научить своего ребенка игре в поток образов. При этом неограниченная свобода, предоставляемая воображению, удачно сочетается с развитием умственных способностей. В отличие от забав с желе (или разрисовывания стен цветными карандашами) развлечение с потоком образов не создает никакого беспорядка. Более того, игра дисциплинирует ребенка, по условиям заставляя его спокойно сидеть довольно продолжительное время, просматривая мысленные сюжеты.
Игра в поток образов.
Даже новорожденные младенцы обладают способностью создавать воображаемые образы, о чем свидетельствует движения их глазных яблок во время REM-фазы сна. Как только дети начинают понимать простейшие указания (а обычно это случается где-то в трехлетнем возрасте), с ними можно играть в поток образов.
Вы должны начать с наглядной демонстрации принципа игры. Можно сделать это таким образом: вы говорите ребенку: «Ты знаешь, я думаю, что мы видим сны все время. Вот, например, даже сейчас, если я просто закрою глаза, то увижу...» Тут вы на самом деле закрываете глаза и описываете какой-либо образ. Тем самым вы показываете ребенку, что именно от него ждете.
Вы можете сказать: «Я вижу ствол какого-то дерева. Похоже на сосну. Но у нее какая-то странная кора, очень светлая. Дерево толстое, толщиной около метра. Вокруг на земле лежит толстый слой сосновых иголок. Я вижу такие же иголки и под другими соснами — колючий ковер тянется далеко в лес, становясь все темнее и темнее. Позади, всего в нескольких шагах от меня, журчит маленький ручеек. О, теперь я вижу, что земля под сосновыми иголками — это светлая глина».
К этому моменту ребенок будет заворожен вашим волшебным умением «видеть сны наяву», и тут-то самое время спросить его: «А что ты увидишь, если закроешь глаза?»
Каждый раз, когда я учил детей этой игре, я поражался легкости, с которой им удавалось улавливать и описывать образы. Маленькие дети еще не научились подавлять возникающие в воображении картины. Свободные от внутренних психологических барьеров, обычно сдерживающих взрослых, все они инстинктивно схватывают приемы метода просмотра образов и занимаются им с большим удовольствием.
Совсем маленькие сначала могут только назвать предмет или человека, явившегося им, и вам, возможно, придется терпеливо вытягивать из них детали при помощи наводящих вопросов. Вы можете помочь ребенку развить умение описывать, играя с ним в такую игру: вы указываете на предметы и просите ребенка описать их или же просто просите не называя описать вам какой-нибудь предмет и отгадываете, что это.
В отличие от взрослых детям не нужен предлог для игры в поток образов. Им ни к чему объяснять, что уникальные эффекты наведения мостов помогут преуспеть в школьных занятиях. Как только они откроют для себя волшебство «снов наяву», они будут поглощены этим спокойным и полезным занятием не меньше, чем они увлекаются просмотром мультфильмов. Однако в отличие от телепрограмм и видеоигр такое развлечение доставляет детям огромное удовольствие еще и потому, что они находятся в центре вашего внимания (которым, согласитесь, не избалованы). Играя со своим ребенком в поток образов, вы намного уменьшите шансы возникновения проблем во взаимоотношениях с ним, когда он станет подростком.
Все дети, с которыми мне пришлось играть, очень быстро демонстрировали явный прогресс в восприятии и понимании окружающего мира.
Музыка наводит мосты.
Занятия музыкой — это один из самых простых путей открытия потока образов. Исполнение музыкальных произведений и прослушивание музыки не только способствуют наведению мостов между разными полюсами мозга, но и, как показывают опыты, развивают воображение.
Ученые Монреальского неврологического института исследовали воздействие на мозг музыки различных жанров, сопровождая эксперимент сканированием мозговых процессов испытуемых с помощью позитронного эмиссионного томографа (ПЭТ). Томограммы показали, что, как только начинала звучать музыка, кровь устремлялась не только к правой височной доле мозга, участвующей в прослушивании, но и в область правого полушария, которая управляет зрением. Так как во время эксперимента глаза у исследуемых были закрыты, ученые сделали вывод об автоматической стимуляции возникновения мысленных образов.
В главе 2 мы говорили о том, что синестетики, слушая музыку, видят целые вереницы образов неопределенных очертаний и форм, несомненно, доставляющих им удовольствие. Проведенный в Монреале эксперимент дает возможность предположить, что все мы способны реагировать на музыку так же, как и синестетики, просто в большинстве случаев мы подавляем образы, прежде чем они достигают нашего сознания.
Скрипка Эйнштейна.
Учеными установлено, что определенные жанры музыки воздействуют как мощные стимуляторы и на детей, и на взрослых. Однако дюссельдорфский эксперимент показал — в детстве воздействие музыки более активно.
Большую часть своей жизни Альберт Эйнштейн был страстным скрипачом. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга...» Люди, близко знавшие Эйнштейна, отмечали, что занятия музыкой удивительно благоприятно влияли на его творческие способности. Старший сын вспоминал: «Как только отец чувствовал, что подходит к завершению работы или же если в работе возникали трудности, он обращался к музыке — и, как ни странно, все проблемы разрешались». По словам сестры Эйнштейна, игра на музыкальном инструменте «приводила его в умиротворенное состояние, способствующее плодотворным размышлениям». Ломая голову над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!»
«Решение приходило к нему неожиданно», — отмечала сестра.
Игра на скрипке успокаивала Эйнштейна и открывала доступ к подсознательному. Но не исключено, что она давала ему и нечто большее. Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. К тому времени когда ему исполнилось четырнадцать, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом тренировок в детские годы — ведь занятия музыкой, как известно, способствуют развитию интеллекта.
Музыка Моцарта.
Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно до мажор К. 488. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8–9 баллов. Правда, примерно через пятнадцать минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертное творение Моцарта явилось причиной временного интеллектуального роста. Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при «регулярном употреблении» вызвать устойчивое повышение IQ.
Когда психологи пытаются объяснить феномен воздействия музыки, они, конечно, не пользуются понятием наведение мостов, но один из исследователей, Гордон Шоу, высказал предположение, что сложная музыка каким-то образом питает и отделы мозга, ответственные за абстрактное мышление, — отделы, не имеющие прямого отношения к восприятию звуков и мелодий.
Открытие Лозанова.
Во время работы над докторской диссертацией в Харьковском университете психолог Георгий Лозанов сделал замечательное открытие. Он изучал различные методы ускоренного обучения, используемые в Советском Союзе, включая гипноз, обучение во сне и даже йогу. Эти методики уже доказали свою эффективность, но пользоваться ими было очень сложно.
Лозанов также узнал, что в больницах Советского Союза для снятия болей и успокоения пациентов используется музыка. Вернувшись домой, в Болгарию, Лозанов вместе со своим коллегой доктором Алеко Новаковым занялся исследованиями, пытаясь определить, в какой степени музыка влияет на процесс обучения. К этому времени американские ученые Линн Купер и Милтон Эриксон уже обнаружили, что у людей, слушающих звуки метронома в ритме 60 ударов в минуту, наступает «альфа-состояние» — идеальное для обучения и запоминания. Не зная об этом факте, Лозанов и Новаков совершенно независимо сделали аналогичное открытие, но используя медленную музыку барокко с ритмическим размером 60–64 такта в минуту. Жанр барокко был очень распространен в Европе с 1600 по 1750 год. Его популярность прошла после смерти одного из самых выдающихся композиторов и исполнителей — Иоганна Себастьяна Баха. Для музыки барокко характерны богатая звуковая палитра гамм и четкий ритм.
Лозанов и Новаков открыли, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Это открытие вскоре привело к разработке нового метода. Согласно его условиям, информация — например, фразы на иностранном языке — представляется с интервалом в четыре секунды на фоне музыки барокко в ритме 60 тактов в минуту. Первые же результаты показали, что студенты усваивают от 60 до 500 иностранных слов в день. Вскоре в советской прессе замелькали заметки о том, что, пользуясь методом Лозанова-Новакова, можно без труда овладеть иностранным языком всего за один месяц.
Большинство американских ученых не обратили тогда внимания на слишком уверенные заявления, сочтя их очередной коммунистической пропагандой. Однако специалисты из Университета штата Айова решили проверить предложенный метод и вскоре добились успеха: на фоне музыки барокко у участников эксперимента наблюдался рост способности запоминания на 26 процентов, а скорости обучения — на 24 процента.
В наше время в Соединенных Штатах в любом книжном магазине продается ставшая настоящим бестселлером 1979 года книга Шейлы Острандер и Линн Скроудер «Суперобучение», где в общедоступной форме излагаются методы обучения под музыку барокко. Особенно проворные продавцы параллельно торгуют и специально подобранными по лозановским стандартам музыкальными записями. Один из наиболее доступных в наше время поставщиков — компания «Суперобучение» в Нью-Йорке.
Заряд Моцарта.
Как считал доктор Алфред Томатис — всеми уважаемый член Французской академии медицинских наук, ключевую роль в электроподзарядке мозга играют уши. Когда электрический потенциал мозга начинает ослабевать, мы испытываем усталость и тупеем на глазах. Как и батареи, клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков — 5000–8000 Гц. Согласно Томатису, вибрация клеток Карти — волосковых сенсорных клеток внутреннего уха — действует как своеобразный генератор мозга.
Путем многолетнего анализа Томатис пришел к выводу, что музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а тяжелый рок — наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и григорианские песнопения.
Открытия Лозанова, Новакова и Томатиса полезны людям любого возраста. Они имеют особое значение для интеллектуального развития детей — как после, так и до их рождения. Именно с их помощью появился широкий диапазон простых, но эффективных способов коррекции мозговых процессов, некоторые из которых будут рассмотрены на следующих страницах книги.