Шаблоны к сочинению на ЕГЭ по русскому языку
Примерное сочинение по одному из шаблонов
Перечитываю текст русского писателя К.Г. Паустовского[1]. Внимательны ли мы к окружающему миру? Замечаем ли прелесть природы или проходим мимо? Как понять, в чем её своеобразие, необычность, очарование? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой восприятия красоты природы.
Известный писатель рассказывает нам о том, как автор-повествователь общался со стариком Прохором, который любит природу, видит её великолепие. Главным тезисом в рассуждениях этого простого человека можно считать следующий: нужно быть очень внимательным к окружающему миру: вглядываться, учиться видеть необычное в обычном: чем и как живет птица, дышит живность, объяснять себе природные явления. Прохор помог автору-повествователю понять, что красота осени в смешении ярких красок, это не только слякоть и мокрые крыши.
Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в мысли: только тогда человек поймёт, что окружающий мир красив, когда будет вглядываться в него «упорно и долго». Понимание красоты придёт не вдруг, не сразу. Нужно, как считает Паустовский, оторваться от обыденности, посмотреть на природу свежим взглядом, по-новому, как на нечто незнакомое, как на то, что видишь впервые.
Трудно не согласиться с Паустовским в том, что понять истинную красоту природы способен не каждый. Это очень сложно: увидеть прекрасное, например, в пустынной буре и сплошном дожде, грохочущем небе и разъяренных волнах. Но этому можно и важно учиться. Докажу свою мысль примерами.
Вспоминается роман Л.Н. Толстого «Война и мир».Его героиня – Наташа Ростова – очень чуткая и внимательная девушка. Она способна воспринимать красоту окружающей природы и потому очарована восхитительной ночью в Отрадном, не может заснуть. Выглядывая в окно, она открыто и очень эмоционально восторгается деревенским пейзажем. Приходит на ум и героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Раневская. Для неё вишнёвый сад – это самое замечательное, что есть в губернии. Им она готова восхищаться бесконечно. Поэтому Раневская никак не может понять, как можно эту красоту погубить: вырубить деревья и построить на их месте дачи.
Моя бабушкародилась и живет всю жизнь в городе, но любит бывать у подруги в деревне. Когда она возвращается, ее рассказам нет конца. То она вспомнит запах сена в сарае, который пьянил её. То начнёт эмоционально рассказывать, как следила за прыжками белок в сосновом бору. Вдруг примется за описание бескрайнего пшеничного поля, похожего на темно-желтое море, в котором она будто «плавала». Моя бабушка способна видеть прекрасное в природе.
Заканчивая размышление над прочитанным текстом Паустовского, сделаю вывод: как важно уметь видеть красоту окружающего мира, этому необходимо учиться каждому.
Варианты возможного начала. Об авторе
Передо мной эмоциональное высказывание писателя (Ф.И.).
... (кто?) известен своими эмоциональными высказываниями по актуальным проблемам современности (или?).
Хочется поделиться впечатлениями от прочитанного высказывания … (Ф.И.)
Высказывание… (чье?) с первых строк поражает нас своей эмоциональностью. Это неудивительно, ведь посвящено оно… (какой теме?)
Перечитываю слово (или: размышления) … (чье?чьи?) о… (о чем? Тема!).
Высказывание… (чье?) – образец блестящего публицистического выступления.
Высказывание (чье?) представляет собой глубокое размышление неравнодушного к … (к чему?) человека.
Высказывание… (чье?) представляет собой своеобразный диалог писателя с читателем.
Рассуждая о…. (о чем?), автор между тем касается и таких важных, на его взгляд вопросов, как …. (перечисление микротем – следить по абзацам!)
Критерий 1. Формулировка проблемы
В центре внимания автора проблема…. (какая?)
Рассуждая о… (тема!), автор задается вопросом:….. (каким?). Вот что волнует публициста (писателя…).
Размышление (чье?) посвящено одной из наиболее актуальных проблем современности.
Читаешь высказывание (чье?) и думаешь, что очень верно подмечена одна из актуальных проблем современности: ….. (какая?).
Проблематичным, по мнению автора, является наше отношение к …. (к чему?).
…………………….. - вот в чем видит проблему автор.
Шаблоны к сочинению на ЕГЭ по русскому языку
План сочинения | Шаблоны | |||||
1. Формулировка проблемы текста | Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её. | Перечитываю текст русского и советского писателя…. (ФИО). Как…..? Почему….? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой… (какой?). | Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора – проблема… (какая?) Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: .... (каким?). Вот что волнует писателя. | Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблемсовременности - … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?). | Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?) | Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО). |
2. Комментарий проблемы. | Известный писатель повествует нам о том, как… Он обращает наше внимание на… (что?). Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……. (какой?) Звучит мысль о том, что … (какая мысль?) (здесь два примера по проблеме из прочитанного текста, которые помогают понять суть проблемы). | |||||
3. Авторская позиция по обозначенной проблеме. | Авторская позиция такова:… (сформулируйте). Он утверждает, что… | Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в том, что … (в чем?) | Развивая свою мысль, авторприводит нас к утверждению, что… (какому утверждению?) | Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас, что …. (в чем убедить?) | Автор считает, что… Он полагает, что… | Суть позиции авторазаключена в следующем. (сформулировать её) |
4. Собственное мнение по обозначенной проблеме (согласие). | Бесспорно, автор текста прав. Я полностью с ним согласен.Мне кажется, что… (в чем согласие?). Попробую доказать свою мысль. | Трудно не согласиться с автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.О) в том, что… (в чем согласие?). Докажу свою мысль примерами. | Моя точка зрения на данную проблему сходна с мнением … (ФИО). Мне тоже кажется, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. | Хочется выразить своё мнениепо обозначенной проблеме. И я считаю, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. | Придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Он прав. Действительно, … (в чем согласие?). Приведу доказательства своих мыслей. | Нельзя остаться равнодушным к сказанному … (кем?)Я согласенс писателем, что…(в чем согласие?) Можно привести множество аргументов в подтверждение точки зрения автора. Остановлюсь на некоторых из них. |
5. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы). | Обратимся к произведению…. (ФИО автора) «……» (название). (здесь представление проблемы) | Вспоминается книга… (чья?) «…….» (название) (здесь представление проблемы) | Писатель…. (ФИО) тоже обращался к проблеме… (какой?) Например, в книге «….» (название)… главный герой…. (здесь представление проблемы) | Именно об этом (о чем? о какой проблеме?) идет речь в произведении… (название) ….. (ФИО) (здесь представление проблемы) | В памяти оживают страницы….. (какой и чьей книги?). Одна из проблем, которые рассматривает писатель, - … (какая?) (здесь представление проблемы) | Вромане (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы) |
6. Аргумент 2 (из жизни). | Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я … (не мог, не знал…) (описание проблемной ситуации) | Однажды героиней передачи «Пусть говорят» стала… (описание проблемной ситуации) | Вспоминается случай, рассказанный моей мамой. (описание проблемной ситуации) | Из истории мы знаем… (пример с проблемной ситуацией) | Помню, однажды я стала свидетелем такой ситуации(описание проблемной ситуации) | В жизни нередки случаи, когда нам приходится решать проблему… (какую?) Не так давно по телевидению передавали репортаж о том, как… (описание проблемной ситуации) |
7. Заключение. | В заключение подчеркнуглубокий смысл текста… (ФИО), заставившего нас поразмышлять над такой важной проблемой. | Заканчивая размышление над прочитанным текстом… (ФИО), сделаю вывод: как важно… (вывод из проблемы) | Итак, писатель… (ФИО), поставивший проблему… (какую?), приводит нас к мысли:… (какой?) | Думаю, что мне удалось доказать, что проблема… (какая?), обозначенная… (ФИО), актуальна. Книги и случаи из жизни – тому подтверждение. | Таким образом, вместе с автором текста мы приходим к выводу, что… (вывод из проблемы) | Как видим,автор затрагивает важную проблему и подводит нас к мысли, что…(какой?) |
Примерное сочинение по одному из шаблонов
Перечитываю текст русского писателя К.Г. Паустовского[1]. Внимательны ли мы к окружающему миру? Замечаем ли прелесть природы или проходим мимо? Как понять, в чем её своеобразие, необычность, очарование? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой восприятия красоты природы.
Известный писатель рассказывает нам о том, как автор-повествователь общался со стариком Прохором, который любит природу, видит её великолепие. Главным тезисом в рассуждениях этого простого человека можно считать следующий: нужно быть очень внимательным к окружающему миру: вглядываться, учиться видеть необычное в обычном: чем и как живет птица, дышит живность, объяснять себе природные явления. Прохор помог автору-повествователю понять, что красота осени в смешении ярких красок, это не только слякоть и мокрые крыши.
Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в мысли: только тогда человек поймёт, что окружающий мир красив, когда будет вглядываться в него «упорно и долго». Понимание красоты придёт не вдруг, не сразу. Нужно, как считает Паустовский, оторваться от обыденности, посмотреть на природу свежим взглядом, по-новому, как на нечто незнакомое, как на то, что видишь впервые.
Трудно не согласиться с Паустовским в том, что понять истинную красоту природы способен не каждый. Это очень сложно: увидеть прекрасное, например, в пустынной буре и сплошном дожде, грохочущем небе и разъяренных волнах. Но этому можно и важно учиться. Докажу свою мысль примерами.
Вспоминается роман Л.Н. Толстого «Война и мир».Его героиня – Наташа Ростова – очень чуткая и внимательная девушка. Она способна воспринимать красоту окружающей природы и потому очарована восхитительной ночью в Отрадном, не может заснуть. Выглядывая в окно, она открыто и очень эмоционально восторгается деревенским пейзажем. Приходит на ум и героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Раневская. Для неё вишнёвый сад – это самое замечательное, что есть в губернии. Им она готова восхищаться бесконечно. Поэтому Раневская никак не может понять, как можно эту красоту погубить: вырубить деревья и построить на их месте дачи.
Моя бабушкародилась и живет всю жизнь в городе, но любит бывать у подруги в деревне. Когда она возвращается, ее рассказам нет конца. То она вспомнит запах сена в сарае, который пьянил её. То начнёт эмоционально рассказывать, как следила за прыжками белок в сосновом бору. Вдруг примется за описание бескрайнего пшеничного поля, похожего на темно-желтое море, в котором она будто «плавала». Моя бабушка способна видеть прекрасное в природе.
Заканчивая размышление над прочитанным текстом Паустовского, сделаю вывод: как важно уметь видеть красоту окружающего мира, этому необходимо учиться каждому.
Варианты возможного начала. Об авторе
Передо мной эмоциональное высказывание писателя (Ф.И.).
... (кто?) известен своими эмоциональными высказываниями по актуальным проблемам современности (или?).
Хочется поделиться впечатлениями от прочитанного высказывания … (Ф.И.)
Высказывание… (чье?) с первых строк поражает нас своей эмоциональностью. Это неудивительно, ведь посвящено оно… (какой теме?)
Перечитываю слово (или: размышления) … (чье?чьи?) о… (о чем? Тема!).
Высказывание… (чье?) – образец блестящего публицистического выступления.
Высказывание (чье?) представляет собой глубокое размышление неравнодушного к … (к чему?) человека.
Высказывание… (чье?) представляет собой своеобразный диалог писателя с читателем.
Рассуждая о…. (о чем?), автор между тем касается и таких важных, на его взгляд вопросов, как …. (перечисление микротем – следить по абзацам!)