Выявление понимания право-лево, верх-низ.
Предлагается лист А4 с 5 картинками, которые сначала нужно назвать.
1 этап – назвать, что нарисовано в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в центре и т.д.
В случае неверно ответа 2 этап
2 этап – назови, что нарисовано вверху, что нарисовано справа, а теперь ещё раз, что нарисовано в правом верхнем углу.
Второй этап нейтрализует трудности отмечающиеся при ОНР вследствие вторичной ЗПР, которая проявляется в некотором снижении интеллекта, а в данном случает в виде трудностей удержания одновременно двух линий анализа право-лево и верх-низ.
Целостность восприятия.
Исследуется с помощью разрезных картинок типа:на 2 части матрёшка, на 3 части корова, на 4 части пирамидка, по диагонали, типа дома.
1 этап– ребёнок рассматривает хаотично разбросанные по столу составные части и пытается составить картинку.
2 этап – ребёнок, называет складываемое им изображение на основании чего у него анализируется соответствующий образ и он ищет его сигнальные признаки в частях рисунка.
3 этап – логопед на глазах ребёнка складывает картинку, даёт посмотреть на неё 3-5 секунд, а затем разбирает и предлагает сложить заново самому.
4 этап – предлагается изображение этого рисунка целостное и неразрезанное на который ребёнок накладывает составные части.
5 этап – предлагается целостное неразрезанное изображение с прочерченными составными частями, на которые ребёнок накладывает отдельные части.
12.04.2017
Методика составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Ход проведения.
Детям предлагает несколько сюжетных картин, разложив которые в нужной последовательности, можно получить целостный рассказ.
В качестве коррекции вариативно предлагают составить рассказ по началу, середине или концу. В виде диагностики они не используются, т.к. предъявляют значительные требования к знаниям и представлениям ребёнка окружающей действительности, а при отсутствии таких знаний к воображению, что в целом важно для коррекционной работы, но для диагностики использоваться не может ввиду многообразных за действенных механизмов.
Типы сюжетных линий:
1) сюжетные линии, представляют собой часто наблюдение действий, участником которых также является сам ребёнок и потому он практически не задумывается о их взаимосвязи и взаимообусловленности и просто вспоминает их.
Типа:режим дня
2) сюжет картины, на которой все фрагментные ситуации представлены, но возникшие изменения можно осознать только в том случае, если тщательно проанализировать качественные особенности на каждой картинке и сравнивают качественные особенности на нескольких картинках, после чего вывести возможную причину наблюдаемых изменений.
Типа: лев идёт на пляж, лев загорает, лев обгорел, льва на носилках уводят волки санитарки.
В данном случае отрицательное влияние сначала оказывают особенности анализирующего наблюдения, когда ребёнок не полностью и не точно оценивает содержание каждой картинки, а потому не замечает произошедших со львом изменений. Если же на эти изменения указать непосредственно, ребёнок в одних случаях указывает правильно причину и тогда то же отвечает, почему волки увозят льва. В более тяжёлых случаях, когда все особенности анализирующего наблюдения выполнены, но отвечает на ключевой вопрос, почему волки, увозят льва, ребёнок всё равно не может и тогда выдвигать причину не связанную никаким образом с содержанием сюжета, как правило, исходя из своего личного опыта.У льва заболел живот, голова, поднялась температура.
3) сюжетные картинки содержание всех звеньев ситуации, которые обозначают начало и конец каждого этапа, но непосредственный процесс изменения не отличается в силу того, что в статическом изображении невозможно предположить динамику.
Типа:ёжик идёт по лесу с котомкой за плечами, через некоторое время ёжик устал и сел отдохнуть, прислонившись к грибочку, а котомку положил на грибочек и заснул. В это время пошёл дождь и грибочек вырос. Ёжик проснулся и не смог найти сразу котомку, потому что оно теперь была высокая над ним. А потом нашёл и удивился. Как она там оказалась?
При этом ребёнок правильно перечисляет все происходящие действия и изменения, но поскольку не видит сам процесс роста гриба под дождём, не связывает эти два обстоятельства.