Психологическое развитие ребёнка должно анализироваться по совокупности всех его проявлений.
5) Для выявления возможных психологических расстройств необходимо по возможности в стимульный материал диагностических заданий закладывать конкретные пример анализа,который может осуществить только алогично.
Пример:при сравнении ботинка и карандаша ребёнок с шизофренией отвечает, что они похожи тем, что оставляют след, но тем не менее подобные ответ не являются основой для постановки диагноза, а постепенно накапливающиеся такие ответы и общее поведение ребёнка служит основанием для рекомендаций родителям обратиться за консультацией к психиатру.
6) В стимульный материал всех методик закладывается только то, что ребёнок должен знать, уметь, владеть в данном возрастном периоде с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка,т.е. ребёнок должен понимать содержание того или иного речевого материала, который является базой для выполнения диагностических заданий. Поэтому пред выполнением задания ребёнок сначала, например, называет предложенные картинки, а затем начинает выполнять на их основе соответствующие задания, т.е. необходимо быть уверенным, что ребёнок подразумевать под этим понятием тоже самое, что и взрослые.
7) В ходе обследования необходимо учитывать, что у некоторых категорий детей может проявляться негативизм обусловленный различными проявлениями,в частности при психологии, в случае отрицательного результата сразу же у ребёнка накапливаются отрицательное отношение к заданию и после нескольких видов помощи тем более не заканчивающиеся положительным итогом, ребёнок может бросить выполнение задания и тогда вся цепочка раскладывающая нарушающий механизм не будет ясна.
8) также необходимо учитывать случаи органического поражения ЦНС,наличие дисбаланса между возбуждением и торможением в сторону преобладающего возбуждения или в сторону преобладающего торможения. Преобладающее возбуждение представлено СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и психопатоподобным поведением. При СДВГ ребёнок находится постоянно в состоянии психомоторного возбуждения. Он не сидит на месте, перебирает всё находящееся вблизи него, постоянно перескакивает с одного вида деятельности на другой для того, чтобы реализовать накопившееся поведение. Такой ребёнок даже при хороших потенциальных возможностях не может их реализовать, т.к. не в состоянии сконцентироваться на задании даже на незначительное время. При психопатоподобном поведении ребёнок в целом адекватен, но всё время находится в состоянии накапливающегося возбуждения, которое в определённый момент требует выхода и тогда наступает аффект на фоне реальной (утрированной) ситуации или на фоне повода или абсолютно без всякого повода. В состоянии аффекта, ребёнок не воспринимает ни какие обращающие к нему разумные доводы и потому продуктивная работа часто сводится к нулю.
В состоянии преобладающего повышенного торможения ребёнок быстро утомляется, особенно под влиянием непроизвольных раздражителей и впадает в состояние охранительного торможения из которого он выходит только после того, как восстановится психический тонус. Во время обследования, когда ребёнок постоянно наблюдает всё новое и не знакомое, он истощается ещё быстрее и его работоспособность резко падает, а порой полностью прекращается, что внешне может напомнить существенные трудности понимания принципа выполнения заданий.
Если же в состоянии хранительного торможения ребёнок начинает активизироваться, то он в принципе может собраться и выполнить задание, но вследствие этого у него наступает перевозбуждение.
Обследование состояния восприятия.
При первичном обследовании родители должны представить справки о состоянии слуха и зрения, т.к. при наличии нарушений их физических функций образовательный маршрут строится со степенью выраженности этих нарушений. Если ребёнок слабослышащий, то это не противопоказания для оказания ему логопедической помощи при наличии необходимых технических средств обучения. Остальные нарушения в качестве слуховой и зрительной функции является следствием органического поражения ЦНС.
Восприятие и цвета и формы.
1 этап – назвать цвет или форму соответствующего предмета
Например: цветные вкладки досок Сегена
2 этап – найти из числа предложенных предметы аналогичные по цвету и форме
3 этап – вспомнить предметы, которые бывают такого же цвета и похожи по форме
На 3 этапе отрицательный ответ может быть не связан непосредственно с восприятием цвета и формы, а обусловлены бедностью знаний и представлений ребёнка об окружающей действительности, которая в свою очередь может быть как следствием ОНР, так и следствием индивидуальных особенностей воспитания ребёнка. Кроме того при ОНР ребёнок в отдельных случаях может знать соответствующие предметы, но актуализировать знания о них в нужный момент не в состоянии.
На материале методики «Коробка форм» (почтовый ящик) в дошкольном возрасте оцениваются механизмы выполнения.
1 уровень – зрительное соотнесение
Ребёнок рассматривает фигурку, её конфигурацию, рассматривает прорези в крышке и оценивает их конфигурации, находит соответствия и уверенно вставляет фигурку в нужную прорезь.
2 уровень – примериванием
Ребёнок также последовательно рассматривает фигурку и прорези, но точно это сделать не может. Поэтому подносит фигурку к похожим по конфигурации прорезям и в этот момент ещё и затрудняется относительно стороны, которой опускает фигурку и начинает крутить и пытается вставить разными сторонами. В случае не успеха переходит к другой похожей по конфигурации прорези.
3 уровень – метод проб и ошибок
Ребёнок не в состоянии оценить конфигурацию фигурки и прорези и поэтому часто даже и не пытается это сделать, а сразу старается вставит фигурку в любую первую попавшуюся прорезь, не задумываясь о том, что фигурку можно покрутить разными сторонами и иногда пытается приложить физическую силу.
4 уровень – как правило, таким образом, реагируют дети с выраженной уо, когда ребёнок не в состоянии осознать необходимость операции и если вдруг он сразу увидел, как взрослый отодвигал крышку, чтобы вытащить фигуры он идёт таким же путём.