Супружеские отношения сквозь призму психологии
Государство – это большая семья, а семья – это малое государство, и держится оно на любви.
Конфуций
Интерес человека к семейным отношениям существует столько, сколько существует семья. Равно как и споры о браке ведутся с незапамятных времен: например, древнегреческий философ Эпиктет в своем опровержении эпикурейцу, утверждающему, что брак никому не нужен, прибегает к трем аргументам: первый касается непосредственной пользы брака и недопустимости всеобщего безбрачия: если все откажутся вступать в брак, «что же получится? Откуда возьмутся граждане? Кто их будет воспитывать? Кто будет надзирателем эфебов, кто будет надзирателем гимнасиев? Да и в чем он будет воспитывать их?»
Второй аргумент касается тех социальных обязательств, от исполнения которых не вправе уклоняться ни один человек; к их числу, помимо долга гражданского, религиозного и сыновнего, принадлежит и супружеский долг: гражданин обязан «участвовать в государственных делах, жениться, рожать детей, почитать бога, заботиться о родителях».
Наконец, последний аргумент апеллирует к той естественности поведения, придерживаться которой предписывает разум: «А удовольствие подчини этим обязанностям как слугу, как служителя, чтобы эти обязанности вызывали готовность, чтобы они сдерживали в границах дел, соответствующих природе» [43].
Другой древнегреческий философ Антисфен был противоположного мнения: по его словам, брак – это «лекарство от любви». Аналогичного мнения был и Сократ, утверждавший, что «брак, если уже говорить правду, зло, но необходимое зло». В подобном ключе он также напутствовал современников: «Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом».
А через столетия А. П. Чехов с юмором как будто расшифровывает мысль Сократа: «Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума» [49].
Им в противовес писал Фрэнсис Бэкон: «Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы» [46].
А в наши дни чего только ни услышишь о браке и о семье: «Хорошее дело браком не назовут», «Зачем нужна семья, когда человек вполне может жить самостоятельно?». Одни утверждают, что «человек не может быть полноценным, если у него нет семьи», другие – что «семья – обуза, недаром говорится, „узы брака“»…
Итак, можно ли назвать хорошее дело «браком» и что, в сущности, значит это слово? В журнале «Голос истины» за июль 2007 года читаем: «Слово „брак“ заимствовано из старославянского языка, в котором оно означало „женитьба“, и образовано с помощью суффикса „к“ (как, например, слово „знак“) от глагола „брати“ – „брать“. Глагол „брати“ (первоначально имевший значение „нести“) в применении к женитьбе означал „схватить“, „похитить“. Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени» [30]. Сегодня брак – дело добровольное, с той лишь разницей, что теперь жених и невеста дают клятву «брать» и «нести» в браке ответственность за свои решения и поступки друг перед другом. Но часто ли люди задумываются об этом, вступая в брак?
По словам Вирджинии Сатир, «Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг – несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть» [35]. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом. Однако, несмотря на все будущие сложности, опасности, негативный опыт, страхи и сомнения, люди женились, женятся и будут жениться. Так почему же они это делают? И кому сегодня нужен брак?
Если углубиться в психологические исследования, то можно увидеть, что гармоничное существование семьи зависит от того, насколько она выполняет свои функции, а функции есть не что иное, как способ удовлетворения потребностей всех членов семьи. Стало быть, брак, семья – это потребность человека. И только от самого человека зависят пути и способы ее удовлетворения.
Вместе с тем учеными и философами неоднократно подчеркивается социальная роль семьи: так, по словам А. Адлера, «семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
Надо отметить, что значимость супружеской пары отмечалась еще древними греками: неоплатоник Иерокл, рассуждая об обществе, объясняет, что сообщество граждан состоит из семейств, выступающих как его элементы, но в каждом из них именно пара составляет одновременно принцип и завершение; семейство оказывается неполноценным, если во главу угла не поставлена пара.
В психологии исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений, можно назвать традиционными. Однако специфика развития семьи на современном этапе расставляет свои акценты в работах ученых.
В чем же это выражается? Так, сегодня исследователи выделяют два глобальных фактора, влияющих на развитие современной семьи.
– Изменение традиционных ролей в семейном взаимодействии. Толчком к началу этого процесса послужила индустриализация общества. Изменения в социальной сфере жизни повлияли на самосознание женщин – они начали принимать активное участие в производственной и политической областях жизни страны, что в свою очередь сказалось на супружеских взаимоотношениях и существенно изменило характер функционирования семьи. А именно возник новый, эгалитарный тип семьи, для которого стало характерным равномерное распределение власти и функциональных обязанностей между мужем и женой.
– Ориентация как мужчин, так и женщин на получение образования, карьерный рост, достижение материального благополучия в ущерб созданию семьи. В результате многие молодые люди живут в так называемом гражданском браке, а супруги откладывают рождение детей, ограничивая тем самым объем супружеских и родительских функций.
Среди других факторов, оказывающих влияние на развитие современной семьи, в последние годы отмечается ухудшение материального положения семьи, увеличение числа неполных семей, снижение у молодых людей интереса к рождению детей, рост отчужденности детей от семьи, падение авторитета родителей и повышение уровня подростковой девиантности.
Ответ на вопрос, что же влияет на гармоничное развитие семьи, на наш взгляд, лежит в истоках ее формирования и в определении брака. Так, по словам В. И. Зацепина, «брак является межличностным отношением мужчины и женщины, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке» [20]. А по определению Р. Зидера, «брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству» [20]. По-своему трактует понятие брака митрополит Антоний Сурожский: «Брак – чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни…» Очевидно, что создание устойчивой и гармоничной семьи требует от каждого из супругов огромной душевной, эмоциональной и творческой работы. Но чтобы эта работа была успешной, помимо таких качеств, как эмпатия и терпение, не говоря уже о любви, надо быть своего рода профессионалом. Тут полезным будет вспомнить определение Энрико Ферми: «Профессионал – это человек, знающий стандартные ошибки в своей области и умеющий их избегать».
Как видим, все определения брака так или иначе связаны с понятиями удовлетворенности и стабильности, которые в свою очередь являются отражениями двух подходов к изучению качества супружеского союза – психологического и социологического.
В социологии показателем успешности супружеских отношений является сам факт сохранности брака, то есть отсутствие развода. Эта характеристика получила название стабильности брака и широко используется в различных демографических и социологических исследованиях.
В психологии же при анализе семейных отношений основной акцент делается на удовлетворенности супругов браком, которая определяется специалистами как «субъективная оценка каждым из супругов характера их взаимоотношений» [20]. Удовлетворенность браком и стабильность брака – отнюдь не взаимоисключающие, но связанные между собой понятия. Так, высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности (например, для традиционных семей вполне типичен стабильный брак при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву отношений). Существует мнение, что удовлетворенность браком и его стабильность представляют собой различные уровни отношений супругов:
– первый (общий) уровень показывает устойчивость, то есть юридическую сохранность брака;
– второй уровень демонстрирует приспособляемость, адаптированность супругов в браке. Другими словами, на этом уровне достигается общность супружеской пары в таких вопросах, как разделение домашних обязанностей или воспитание детей;
– третий , самый высокий, уровень отражает «успешность» брака, характеризующуюся совпадением ценностных ориентаций супругов [2].
Свою интерпретацию понятия «удовлетворенность браком» дает А. В. Шавлов: «Супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [1].
Изучая негативный характер супружеских отношений, психологи В. П. Левкович и О. Э. Зуськова выделили пять групп потребностей, наиболее значимых для супругов и влияющих на их удовлетворенность браком.
1. Потребность в защите собственной «Я-концепции».
2. Потребность в исполнении определенных ролей в семье.
3. Познавательные потребности.
4. Материальные потребности.
5. Потребность в общении друг с другом и с друзьями.
При этом очень важно учитывать уровень удовлетворенности совместной жизнью каждого из супругов. Хроническое неудовлетворение потребностей может привести к самым разнообразным последствиям, вплоть до неудовлетворенности жизнью вообще. И тогда свое воплощение обретают слова Роберта Бертона: «Холостая жизнь – ад, женатая – чума».
Говоря о семейных отношениях, их анализе и психодиагностике, нельзя не привести краткий обзор современных исследований на эту тему. Для того чтобы систематизировать огромный массив работ по межличностному взаимодействию супругов и удовлетворенности браком, их можно распределить по группам, в зависимости от основного акцента, который делается в исследовании.
Так, одна из наиболее обширных групп работ направлена на изучение процесса выбора супругами друг друга. Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться в механизме этого выбора, но в результате были вынуждены признать, что в действительности этот процесс значительно сложнее, чем кажется.
Одним из первых стал мыслить в этом направлении основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его теория опирается на предположение о том, что дети испытывают влечение к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, которую испытывают к родителю, на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому, выбирая будущих спутников жизни, многие юноши ищут девушку, похожую на мать, а девушки обращают внимание на юношей, похожих на отцов.
Желание психологов объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций. Среди наиболее распространенных и популярных в зарубежной социальной психологии можно выделить теорию комплементарных потребностей Р. Уинча, теорию «стимул – ценность – роль» Б. Мурстейна, инструментальную теорию подбора супругов Р. Сентерса, теорию «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговую теорию любви» А. Рейса.
Полезным будет вкратце рассмотреть эти теории.
Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основана на принципе «противоположности притягиваются». То есть каждый выбирает в супруги того, кто сможет удовлетворить максимум его потребностей. При этом влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. В качестве факторов, способствующих сближению будущих супругов, Уинч приводит удовлетворение, вознаграждение и удовольствие. Таким образом, с помощью этой теории можно объяснить, почему из нескольких, казалось бы, подходящих партнеров мы выбираем в супруги какого-то определенного, причем необязательно способного полностью удовлетворить наши потребности. Например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине могут нравиться энергичные и прямые женщины.
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, а некоторые из них больше присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
Теория «стимул – ценность – роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших положениях. 1. На каждой ступени развития прочность взаимоотношений партнеров зависит от так называемого равенства обмена.
Происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, часто даже не осознавая того, партнеры устанавливают некий баланс положительных и отрицательных характеристик друг друга. Если активы превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза.
2. Брачный выбор включает серию последовательных стадий, которые проходят мужчина и женщина. Тот из них, кто не соответствует условиям той или иной стадии, выбывает из «игры».
Эти стадии выглядят следующим образом.
– Стадия первая – «стимул». При первой встрече мужчина и женщина невольно оценивают себя и своего партнера по таким параметрам, как внешность, интеллект, умение держать себя в обществе партнера. Если первое впечатление оказывается положительным, пара переходит ко второй стадии.
– Стадия вторая – «сравнение ценностей». На этом этапе партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, воспитание детей и т. п. и либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения переходят в третью стадию.
– Стадия третья – «ролевая». Партнеры проверяют, насколько ролевое поведение одного соответствует ожиданиям другого.
Как показывает практика, большинство людей предпочитает пройти все три стадии взаимоотношений с партнером, осознать как достоинства, так и недостатки друг друга, прежде чем принять решение о вступлении в брак.
В основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса также лежит идея деления процесса выбора брачного партнера на несколько стадий. Схематично процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.
Так, первый фильтр «место жительства» отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться; фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными, а на последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий.
«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора супруга через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
1. Установление взаимосвязи. Чтобы этот процесс протекал успешно для обоих партнеров, при общении друг с другом мужчине и женщине необходимо чувствовать легкость и комфорт, которые, в свою очередь, зависят от социально-культурных факторов (положения в обществе, образования, вероисповедания, воспитания), индивидуальных особенностей человека и от его способности налаживать отношения с другими людьми.
2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает процесс раскрытия себя.
3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство нужды друг в друге.
4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому.
Предполагается, что пропуск одного из этих процессов негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что прежде чем вступить в брак, большинству людей в промышленно развитых европейских странах необходима социокультурная установка на брак и семью.
Зидлер представляет выбор брачного партнера следующим образом.
– Сначала определяется категория социально подходящих партнеров, причем этот процесс происходит почти незаметно для самого человека.
– Затем осуществляется специфический выбор из группы предполагаемых партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими ожиданиями выбирающего. В свою очередь, эти ожидания обусловлены представлениями мужчины или женщины о будущем супруге, вынесенными из семьи, уровнем его или ее образования и жизненным опытом. Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адамс. По мнению ученого,
– первичное влечение основано на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Дальнейшему укреплению отношений способствуют реакции окружающих, получение статуса пары, ощущение уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действие других подобных факторов;
– затем пара вступает в стадию возникновения взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к принятию решения о вступлении в брак.
Перекликается с теориями зарубежных авторов и модель А. Абалакиной, которая обосновала соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений и выделила три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре:
– на первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге;
– вторая стадия начинается, когда отношения переходят в устойчивую фазу, то есть и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью;
– третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Стадия характеризуется снижением степени идеализации. Возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.
Рассмотрев основные теории выбора брачного партнера, мы можем выделить главное.
1. Почти все они базируются на принципе социально-культурной общности будущих супругов.
2. Механизм выбора партнера представляет собой систему фильтров (стадий), которые последовательно сужают круг потенциальных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе пару формируют те мужчина и женщина, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как будущие супруги. Но, как уже было сказано, брачный выбор – это лишь одна проблема современной психологии супружеских отношений. В связи с изменением семейных функций в современном обществе центральной проблемой при исследовании семьи становится проблема качества брака. Поэтому главный вопрос, который задают сегодня исследователи, – что же влияет на удовлетворенность супругов браком?
Изучением факторов, влияющих на удовлетворенность браком, занимались многие, но в наиболее систематизированном виде их смогли представить американские исследователи Р. А. Левис и Дж. Б. Спэниер. В конце 1970-х годов эти ученые провели анализ свыше 300 исследовательских работ и выделили 40 важнейших признаков супружеского успеха. Они объединили их в 14 групп, которые, в свою очередь, преобразовали в три блока факторов:
а) добрачные;
б) социальные и экономические;
в) личностные и внутрибрачные (внутрисупружеские).
Конечно, трудно поспорить с тем, что на удовлетворенность браком влияют межличностные отношения. Между тем среди факторов, влияющих на удовлетворенность браком, выделяют также стаж супружества. Кривая этой зависимости имеет U-образную форму: в течение первых двух десятилетий существования семьи удовлетворенность браком постепенно снижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко.
В исследовании же, проведенном под руководством Н. Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и работой: большинство женщин, оценивающих свои браки как счастливые, считали, что работа их вполне устраивает. Аналогичное исследование провел Г. Навайтис, чьи наблюдения показали, что у мужчин существуют достаточно сложные взаимосвязи между успехами на работе и семейными отношениями: нестабильность в семейных отношениях может быть следствием как профессиональных и, соответственно, финансовых неудач, так и резкого улучшения материального состояния [23]. Отсюда следует несложный вывод, что «чем спокойней и стабильней обстановка на работе, тем счастливее люди себя чувствуют в браке» [5].
Другие группы исследований демонстрируют зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. Так, по Н. Г. Юркевич, в случаях когда домашние обязанности целиком и полностью выполняет женщина, только 59 % браков оцениваются супругами как счастливые и удовлетворительные; в случаях когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88 %, а когда оба супруга несут одинаковую ответственность – 94 %.
Интересно, что в новейшем исследовании проблем молодых матерей, в основном касающегося распределения обязанностей в семье, на основе ответов женщин о реальном положении дел в семье были выделены две группы:
– с выполнением домашних дел по эгалитарному типу;
– с выполнением домашних дел по традиционному типу. По результатам исследования в тех семьях, которые были отнесены к традиционным, жены в одиночку выполняли от 72 % домашних дел (работающие) до 80 % (домохозяйки), совместно с мужьями – 25 и 19 % соответственно, а мужья выполняли 3 % домашних дел (при работающей жене) и 1 % (при неработающей жене). В семьях с условно эгалитарным распределением ролей жены без участия мужей выполняли 33 % домашних дел (работающие) и 39 % (неработающие), их мужья вели 9 и 0 % хозяйства соответственно, но зато совместно супругами выполнялось 58 и 61 % всех обязанностей. В семьях с эгалитарным распределением ролей (в которых муж помогал жене) удовлетворенность отношениями у женщин оказалась выше, чем в семьях с традиционными отношениями. При этом более всего удовлетворены браком были домохозяйки при эгалитарных отношениях, а минимальная удовлетворенность супружеским союзом наблюдалась у домохозяек в традиционных семьях. Женщины из семей с традиционными отношениями оказались более неудовлетворенными ролью хозяйки, чем из семей с эгалитарными отношениями [10].
Сходные результаты были получены в ходе исследования Т. А. Гурко, которая также обнаружила, что в случаях когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком (50 против 19 %). И напротив, недовольство отношением супруга к хозяйственным делам четко коррелирует с неудовлетворенностью браком (12 и 58 % соответственно).
Таким образом, можно с уверенностью предположить, что удовлетворенность браком связана в том числе и с распределением обязанностей между супругами.
Также специалистами была обнаружена связь между удовлетворенностью супружескими отношениями и мотивами вступления в брак. Например, было отмечено, что в счастливых браках основным мотивом замужества у 75 % женщин и женитьбы у 63 % мужчин была любовь, у 14 % женщин и 18 % мужчин – симпатия. Кроме того, в качестве добрачных факторов, впоследствии существенно влияющих на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, удовлетворенность браком или вероятность развода, были определены:
– место и ситуация знакомства молодых людей;
– первое впечатление друг о друге;
– социально-демографические характеристики партнеров;
– продолжительность периода ухаживания;
– инициатива брачного предложения;
– время обдумывания брачного предложения;
– ситуация оформления брака;
– возраст будущей пары;
– отношение родителей к браку детей;
– динамические и характерологические особенности будущих супругов;
– семейные отношения партнеров с братьями и сестрами.
Например, благотворно влияет на брачные отношения взаимное положительное первое впечатление, продолжительность периода ухаживания от одного до полутора лет, инициатива брачного предложения со стороны мужчины, принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель), сопровождение регистрации брака свадебным торжеством [27].
Интересно, что связь удовлетворенности браком с продолжительностью предбрачного ухаживания проявляется двояко: так, Г. Навайтис отмечает, что проблемными могут быть брачные союзы, сформировавшиеся как после кратковременного знакомства, так и после длительного периода ухаживания (около пяти лет). В свою очередь другие специалисты, в частности С. И. Голод, указывают на взаимосвязь удовлетворенности браком и сексуальной удовлетворенности супругов: среди мужчин и женщин, отмечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отношениями, лишь 8,2 % были максимально довольны браком [16].
Новые исследования также показали, что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке мужа соответствует большая удовлетворенность жены и, наоборот, при низкой удовлетворенности браком мужчины его жена, как правило, также не удовлетворена браком. Кроме того, удовлетворенность супругов браком достоверно связана с количеством детей в семье: чем больше детей, тем выше респонденты оценивают свой уровень благополучия [9].
Интересные данные получены в последних отечественных исследованиях, согласно которым удовлетворенность браком статистически связана со степенью интернальности самого человека. Супруг, берущий на себя ответственность за свою жизнь целиком и полностью, более удовлетворен браком, независимо от пола, – зрелость личности вообще играет первостепенную роль для успешного построения брака. При этом удовлетворенность браком у женщин взаимосвязана со степенью интернальности их мужей – чем выше показатели интернальности мужчины, тем больше удовлетворенность браком у его жены [2]. Отсюда можно сделать вывод, что для женщин субъективно более благоприятен брак с ответственными, зрелыми мужчинами. Это подтверждает и значимая корреляция удовлетворенности женщин с наличием работы у их мужей. В то же время подобных корреляций в факторах удовлетворенности мужчин не наблюдалось.
Некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность браком, имеют гендерную зависимость. Так, удовлетворенность браком у женщин статистически связана с такой личностной чертой, как интроверсия: у интровертированных жен удовлетворенность браком выше, чем у экстравертированных. Однако у мужчин такой линейной зависимости нет. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет доволен семейными отношениями.
Кроме того, удовлетворенность браком у мужчин (при выборке рабочих и инженеров) статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи. Если мужчина имеет жесткую установку на материальное обеспечение жены и детей, то при неудачах финансового или профессионального характера он демонстрирует не только негативную оценку отношений в семье, но и снижение удовлетворенности интимными отношениями с женой по принципу «Неудачник не может иметь успешные сексуальные отношения» [23].
Любопытные данные были получены при анализе влияния уровня нейротизма супруга на его или ее удовлетворенность браком: более довольными супружеским союзом оказались нетревожные мужчины и, наоборот, тревожные женщины.
Интересно, что женщины-интроверты с высоким нейротизмом (которых можно отнести к меланхоликам) достоверно чаще оказываются удовлетворенными браком, чем женщины с другими темпераментными особенностями [9].
Другое исследование, в котором молодые супружеские пары рассматривались в общей выборке (без разделения по половому признаку), показало, что степень проявления таких акцентуаций характера, как педантичность, частая смена настроения и излишняя заостренность внимания на некоторых фактах событийного характера, приводит к снижению удовлетворенности браком [5].
Обобщив приведенные данные, можно заключить, что удовлетворенность браком связана со стажем семейной жизни, мотивами вступления в брак, удовлетворенностью работой, а также зависит от количества и возраста детей, личностных особенностей самого опрашиваемого и его брачного партнера. Проявляются и гендерные различия: более удовлетворены браком нетревожные мужчины, имеющие достаточный доход, с большей потребностью в социуме (нуждающиеся в чувстве локтя), склонные к компромиссам. На удовлетворенность женщин влияет степень их собственной интроверсии и зрелость их мужей. Конечно, все эти переменные не равнозначны и в каждой отдельной семье играют разную роль, имеют различный вес.
Попытку систематизации факторов удовлетворенности браком, полученных в разных исследованиях, сделала Т. А. Гурко, распределив показатели по четырем группам:
1) социально-демографические и экономические характеристики семьи: величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, количество детей и т. д.;
2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов: профессиональная область, ближайшее социальное окружение и т. д.;
3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности: распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, организация досуга;
4) характеристики межсупружеских отношений: эмоционально-нравственные ценности, чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.
Определяющим в этой последней, четвертой группе является, пожалуй, важнейший фактор удовлетворенности браком, о котором стоит сказать отдельно. Это – супружеская совместимость, без которой создать гармоничную семью в принципе невозможно. Для того чтобы супруги были полностью довольны браком, их взаимоотношения должны соответствовать трем аспектам совместимости.
– Духовная совместимость. Включает согласованность установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений. Многие пары согласуют ценностные ориентации еще до брака, поэтому конфликт на этой почве может возникнуть при появлении новых, непредвиденных обстоятельств (например, при рождении больного ребенка).
– Персональная совместимость. Включает соответствие свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы. Один из критериев персональной совместимости – бесконфликтное распределение межличностных ролей.
– Семейно-бытовая совместимость. Включает согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, а также о распределении ролей между супругами [28].
По мнению таких специалистов, как Т. В. Андреева и А. В. Толстова, на совместимость супругов влияют, прежде всего, их темпераменты. Объектом их исследования стали 40 супружеских пар со стажем брака свыше пяти лет. В этих семьях никогда не поднимался вопрос о разводе, супруги прекрасно кооперировались друг с другом.
В результате исследования были получены как общие закономерности, касающиеся совместимости супругов, так и особенности проблем конкретных супружеских пар, при разном соотношении темпераментных особенностей. Например, выяснилось, что в стабильном браке с достаточно большим стажем живут супруги с самым разным сочетанием темпераментов. По статистике, люди с противоположными темпераментами чаще вступают в брак по взаимной любви в сочетании с таким мотивом, как общие интересы или ценности. Наиболее высокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдалась именно в парах, где супруги обладали противоположным темпераментом, например муж – сангвиник, а жена – меланхолик.
Также Андреевой и Толстовой удалось определить следующие тенденции.
– Оптимальные отношения (наибольшая удовлетворенность браком, бесконфликтное распределение ролей) складываются в союзах, где супруг является сангвиником, а супруга – меланхоликом (10 % семей) – изображенный ими образ идеальной семьи был идентичен семье, в которой они жили в настоящее время. Поэтому можно предположить, что на момент проведения исследования отношения в семье устраивали обоих супругов.
– В парах, состоящих из холерика и сангвиника, то есть при отсутствии комплементарных отношений, между супругами часто возникают соперничество за власть, споры, наблюдаются трудности в достижении единого мнения. Как правило, между такими партнерами есть победитель, отстоявший свою точку зрения, и, соответственно, побежденный.
– В парах, где супруги обладают меланхолическим и флегматическим темпераментами, удовлетворенность браком также ниже, чем в парах с противоположными темпераментами. Таких пар по данным оказалось почти 25 %, что значительно превышает теоретическую вероятность существования таких союзов. При этом стаж их семейной жизни в среднем составил 13 лет. Это значит, что, несмотря на трудности межличностного взаимодействия, супругам удается налаживать позитивные отношения в семье. Возможно, такое сочетание даже способствует стабильности отношений.
– Сложные отношения отмечаются в парах, где встречаются холерик и меланхолик. Возможно, это связано с несдержанностью супругов в своем поведении и высказываниях, в то же время их ранимостью и острым переживанием ситуаций, где, по их мнению, задевается их самолюбие. Такое сочетание темпераментов приводит к конкурентным отношениям.
– В союзе флегматика и сангвиника наблюдаются различные конфликты, недовольство друг другом, которые обычно возникают на почве эмоциональной близости супругов. Возможно, это связано с разным темпом эмоциональных переживаний: флегматику тяжело раскрыть свои чувства и эмоции, а у сангвиника эмоциональные переживания быстро сменяют друг друга.
– Пара сангвиник-холерик, скорее всего, займется выяснением вопросов «Почему я, а не ты?» и «Кто у нас в семье главный?».
– В семьях, где супруги обладают одинаковыми темпераментами (по данным исследования, особенно в парах флегматик-флегматик), отношения наиболее сложные и характеризуются частыми конфликтами и периодическими