После формирующего этапа исследования
шкалы | экспериментальная группа | контрольная группа | tэмп |
компетентность в области личностных качеств | 5,4*** | ||
компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | 0,7 | ||
компетентность в области мотивации учебной деятельности | 2,9** | ||
компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | 0,3 | ||
компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений | 2,5* | ||
компетентность в области организации учебной деятельности | 3,1** | ||
общий уровень успешности в профессиональной деятельности | 5*** |
Примечание: * - р = 0,05, ** - р = 0,01, *** - р = 0,001
Нами выявлено достоверно значимое различие по шкале «компетентность в области личностных качеств» между группами педагогов после формирующего этапа исследования (tэмп = 5,4 при р = 0,001). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания отличаются от своих коллег в контрольной группе проявлениями эмпатии, социорефлексии, самоорганизованностью, анализируют причины поступков и поведения учеников, сохраняют самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Мы обнаружили достоверно значимое различие по фактору «компетентность в области мотивации учебной деятельности компетентность в области мотивации учебной деятельности» между группами педагогов после формирующего этапа исследования (tэмп = 2,9 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания умеют вызвать интерес обучающихся к своему предмету, отмечают даже их самые маленькие успехи, выстраивают свою деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации, тогда как у педагогов в контрольной группе данных особенностей нет, им сложно создавать ситуации, которые бы обеспечивали успех в учебной деятельности и формировать мотивацию на обучение у детей, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Выявлено достоверно значимое различие по фактору «компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений» между группами педагогов после формирующего этапа исследования (tэмп = 2,5 при р = 0,05). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания умеют правильно подобрать и реализовать образовательную программу, обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, а педагоги в контрольной группе не умеют разрабатывать собственную программу, методические и дидактические материалы, принимают не всегда правильные решения в сложных педагогических ситуациях, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Мы выявили достоверно значимое различие по фактору «компетентность в области организации учебной деятельности» между группами педагогов после формирующего этапа исследования (tэмп = 3,1 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания умеют устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, эффективно разрешают различные конфликтные ситуации, правильно организовывают учебную деятельность обучающихся, тогда как педагоги в контрольной группе в ходе общения с учениками не проявляют положительные эмоции и чувства, учебный материал излагают достаточно в сложной для детей форме, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Нами обнаружено достоверно значимое различие по фактору «общий уровень успешности в профессиональной деятельности» между группами педагогов после формирующего этапа исследования (tэмп = 5 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания стали более успешными в своей профессиональной деятельности, в отличие от педагогов в контрольной группе, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Следовательно, мы выявили, что после программы развития профессионального самосознания педагоги в экспериментальной группе отличаются средним уровнем успешности в профессиональной деятельности, тогда как педагоги в контрольной группе обладают несколько сниженным уровнем успешности в своей профессиональной деятельности, ведь программу тренинга с ними не проводили.
Для исследования уровня самооценки у педагогов мы использовали методику «Самооценка личности» Моткова после формирующего этапа исследования.
Из данных, представленных на рисунке 15, мы видим, что после формирующего этапа исследования имеются значительные различия в уровне самооценке между группами педагогов.
Так, после программы развития профессионального самосознания педагоги в экспериментальной группе – это волевые личности, они настойчивы в достижении целей, сдержаны, собраны (хср = 2,63), самостоятельны, обладают хорошим чувством реальности (хср = 3,23), средним уровнем общей самооценки своих качеств личности (хср = 2,54).
Педагоги же в контрольной группе также, как и на констатирующем этапе исследования отличаются низкими волевыми качествами, они неустойчивы к житейским трудностям (хср = 1,56), не самостоятельны, у них отсутствует чувство реальности (хср = 1,91), сниженная общая самооценка общих качеств личности (хср = 1,31).
Рис.15. Средние показатели особенностей самооценки качеств личности у педагогов
Примечание: 1 – нравственность, 2 – воля, 3 – самостоятельность и чувство реальности, 4 – креативность, 5 – гармоничность, 6 – экстраверсия, 7 – общая самооценка качеств личности
По остальным же шкалам, у педагогов, как в экспериментальной, так и в контрольной группе значимых различий мы не выявили: респондентам в свойственна воспитанность, искренность, доброжелательность (хср экс.гр. = 2,66 и хср контр.гр. = 2,83), некоторая степень креативности, чувства красоты (хср экс.гр. = 2,31 и хср контр.гр. = 2,64), они эмоционально устойчивы, обладают чувством меры в своих желаниях и в поведении (хср экс.гр. = 2,36 и хср контр.гр. = 2,19), но всё же они несколько избирательны в общении, замкнуты, пассивны (хср экс.гр. = 1,45 и хср контр.гр. = 1,61).
Далее более подробно рассмотрим полученные результаты самооценки качеств личности у педагогов обеих групп после формирующего этапа исследования, представленные нами на рисунке 16.
Рис.16. Показатели самооценки качеств личности у педагогов
Примечание: 1 – нравственность, 2 – воля, 3 – самостоятельность и чувство реальности, 4 – креативность, 5 – гармоничность, 6 – экстраверсия
43% педагогов, как в экспериментальной, так и в контрольной группе после программы развития профессионального самосознания оценили себя, как высоконравственных личностей, т.е. они считают, что им свойственна воспитанность, доброжелательность, искренность, отзывчивость.
После программы развития профессионального самосознания 37% испытуемых в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе характеризуют себя, как волевых личностей, следовательно, они устойчивы к житейским трудностям, настойчивы в достижении целей, сдержаны, собраны. Следовательно, по данному фактору имеется повышения показателя на 20% в экспериментальной группе, в контрольной каких-либо изменений нет, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
После программы развития профессионального самосознания 47% педагогов в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе указывают на наличие у себя такой особенности, как самостоятельность и чувство реальности, они отличаются разумностью, самокритичностью, уверенностью. По данной шкале также изменения мы выявили только в экспериментальной группе, где показатель стал выше на 27%, в контрольной же группе изменений каких-либо нет, ведь данная программа с ними не проводилась.
После программы развития профессионального самосознания 47% респондентов в экспериментальной группе и 53% в контрольной группе считают себя креативными личностями, они указывают на наличие таких особенностей, как инициативность, творческость, увлечённость чем-то интересным, у них присутствует чувство красоты. По данному фактору значительных изменений в обеих группах педагогов мы не обнаружили.
40% педагогов в экспериментальной группе и 30% в контрольной группе после программы развития профессионального самосознания – это гармоничные личности, значит, они считают, что у них покладистый характер, присутствует эмоциональная устойчивость, чувство меры в своих желаниях и поведении. Данный фактор также указывает на незначительные изменения в экспериментальной группе.
30% испытуемых в экспериментальной группе и 33% в контрольной группе после программы развития профессионального самосознания указывают на высокий уровень такой особенности личности, как экстраверсия, следовательно, они считают себя активными, очень общительными, легко устанавливают межличностные контакты, иногда без особого разбора, оптимистичны, уверенны в себе и своих силах, могут несколько переоценивать свои возможности. По данной шкале каких-либо изменений в обеих группах педагогов нами не выявлено.
Далее рассмотрим уровень общей самооценки качеств личности у педагогов обеих групп после формирующего этапа исследования, которые представлены нами на рисунке 17.
Полученные нами данные после формирующего этапа исследования указывают на значительное различие между группами испытуемых в общем уровне самооценки качеств личности.
Рис.17. Показатели общего уровня самооценки качеств личности у педагогов после формирующего этапа исследования
После программы развития профессионального самосознания высокую общую самооценку качеств личности мы обнаружили у 43% в экспериментальной группе, что на 20% выше, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной группе педагогов каких-либо изменений нет – 23%. Полученные данные указывают на высокий уровень таких личностных качеств, как наличие воли, креативности, самостоятельности, на гармоничное развитие своей личности.
После программы развития профессионального самосознания 33% в экспериментальной группе и 30% в контрольной группе испытуемых, обладают средним, адекватным уровнем общей самооценки качеств личности.
После программы развития профессионального самосознания 24% педагогов в экспериментальной группе отличаются низким уровнем самооценки личностных качеств, что на 23% ниже, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной же группе испытуемых значительных изменений нет – 47%, т.к. данную программу мы с ними не проводили. Следовательно, они считают себя безвольными, неуживчивыми, замкнутыми и пассивными личностями.
Выявление значимости различий в особенностях уровня самооценки по методике «Изучение самооценки» И.О. Моткова между группами педагогов после формирующего этапа исследования мы осуществили с использованием t – критерия Стьюдента. Полученные результаты представлены нами в таблице 18.
Таблица 18