Показатели средних значений и t – критерия Стьюдента по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси
уровень самооценки | экспериментальная группа | контрольная группа | tэмп |
0,3 |
По данной таблице, мы видим, что никаких статистически достоверных различий между группами респондентов в уровне самооценке нет.
Следовательно, мы выявили, что педагоги, как в экспериментальной, так и в контрольной группе преимущественно обладают низким уровнем самооценки.
Таким образом, низкий уровень успешности в профессиональной деятельности, как нам кажется, зависит от сниженной самооценки у педагогов, в связи с этим мы сделали вывод о необходимости развития профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности. С этой целью нами была разработана программа тренинга, которая в последующем была внедрена в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.
Далее на контрольном этапе исследования, мы провели итоговую диагностику с использованием методик: «Экспертная оценка педагогической деятельности учителя» разработанная В.Д. Шадриковым и И.В. Кузнецовой, «Самооценка личности» Моткова и «Нахождение количественного выражения уровня самооценки», разработанная С.А. Будасси.
Рассмотрим полученные усреднённые показатели после формирующего этапа исследования по методике «Экспертная оценка педагогической деятельности учителя» у педагогов обеих групп исследования, представленные на рисунке 11.
По данному рисунку мы видим, что после формирующего этапа исследования между группами педагогов имеются значительных различия в уровне успешности в профессиональной деятельности.
Так, после проведения тренинга по развитию профессионального самосознания педагоги в экспериментальной группе отличаются средним уровнем успешности в профессиональной деятельности (хср = 290), а именно компетентностью в области личностных качеств (хср = 50), компетентностью в области постановки целей и задач педагогической деятельности (хср = 45), компетентностью в области мотивации учебной деятельности (хср = 52), компетентностью в области обеспечения информационной основы деятельности (хср = 41), компетентностью в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (хср = 51) и компетентностью в области организации учебной деятельности (хср = 51).
Рис.11. Средние значения показателей уровня успешности в профессиональной деятельности у педагогов после формирующего этапа исследования
Примечание: 1 – компетентность в области личностных качеств, 2 – компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, 3 – компетентность в области мотивации учебной деятельности, 4 – компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, 5 – компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, 6 – компетентность в области организации учебной деятельности, 7 – общий уровень успешности в профессиональной деятельности
В контрольной же группе педагоги, как и на констатирующем этапе исследования, характеризуются несколько сниженным уровнем общей успешности в профессиональной деятельности (хср = 235), а именно компетентностью в области личностных качеств (хср = 30), компетентностью в области постановки целей и задач педагогической деятельности (хср = 42), компетентностью в области мотивации учебной деятельности (хср = 41), компетентностью в области обеспечения информационной основы деятельности (хср = 42), компетентностью в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (хср = 39) и компетентностью в области организации учебной деятельности (хср = 41), т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Рассмотрим более детально полученные показатели по данной методике формирующего этапа исследования у педагогов в обеих группах после, представленные нами на рисунке 12.
По данному рисунку мы также видим значительные различия в успешности в профессиональной деятельности между группами педагогов после формирующего этапа исследования.
Рис.12. Показатели изучения успешности в профессиональной деятельности у педагогов после формирующего этапа исследования
Примечание: 1 – компетентность в области личностных качеств, 2 – компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, 3 – компетентность в области мотивации учебной деятельности, 4 – компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, 5 – компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, 6 – компетентность в области организации учебной деятельности, 7 – общий уровень успешности в профессиональной деятельности
Компетентность в области личностных качеств после программы развития профессионального самосознания мы обнаружили у 40% педагогов в экспериментальной группе, что на 23% больше, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной же группе педагогов значительных изменений нет – 20%. Следовательно, они умеют смотреть на ситуации с точки зрения других и достигать взаимопонимания, всегда поддержать учеников и своих коллег, находят сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося, могут анализировать причины поступков учеников, достаточно самоорганизованны, даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой сохраняют самообладание, конструктивно реагируют на свои ошибки и возникающие трудности, обладают широким кругозором и общей культурой.
Компетентность в области постановки целей и задач в педагогической деятельностью после программы развития профессионального самосознания обладают 40% в экспериментальной и группе и 37% в контрольной группе педагогов, что указывает на отсутствие каких-либо различий по данному фактору. Значит, данные респонденты умеют ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, могут перевести тему занятия в педагогическую задачу, умеют вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач, соотносят результаты обучения с поставленными целями.
Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность после программы развития профессионального самосознания присутствует у 53% в экспериментальной группе педагогов, хотя на констатирующем этапе данный показатель был ниже на 23%; в контрольной же группе респондентов значительных изменений нет – 33%. Т.е. эти педагоги могут создавать ситуации, обеспечивающие успех учеников в учебной деятельности, могут обеспечить позитивную мотивации обучающихся, демонстрируют успехи учеников их же одноклассникам, отмечают даже самый их маленький успех, а также они могут создать условия для самомотивирования обучающихся.
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности после программы развития профессионального самосознания обнаружена нами у 37% педагогов, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, следовательно, по данному фактору тоже изменений ни в одной из групп мы не выявили. Полученный показатель указывает на компетентность в их методах преподавания, самом преподаваемом предмете, в субъективных условиях своей педагогической деятельности, с успехом используют на своих уроках современные информационно-коммуникационные технологии, своевременно корректируют методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений после программы развития профессионального самосознания выявлена нами у 33% педагогов в экспериментальной группе, хотя до формирующего этапа исследования данный показатель составлял только 20%; в контрольной же группе изменений нет – 23%. Значит, данные испытуемые могут успешно выбрать и реализовать образовательную программу, знают основные нормативные документы, могут провести сравнительный анализ учебных программ, разрабатывают собственную программу, методические и дидактические материалы, умеют принимать решения в различных педагогических ситуациях, поощряют высказывания и выслушивают мнения обучающихся, даже если они расходятся с их точкой зрения.
Компетентность в области организации учебной деятельности после программы развития профессионального самосознания мы обнаружили у 40% педагогов в экспериментальной группе, что на 13% выше, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной группе педагогов изменений нет – 27%. Следовательно, данные респонденты умеют устанавливать субъект-субъектные отношения, эффективно организовывают учебную деятельность обучающихся и реализовывают педагогическое оценивание, также они устанавливают отношения сотрудничества с учениками, разрешают конфликтные ситуации оптимальным способом, формируют у учеников навыки учебной деятельности, аргументируют поставленные им оценки.
Далее после формирующего этапа исследования рассмотрим общий уровень успешности в профессиональной деятельности у педагогов обеих групп, представленные нами на рисунке 13.
Рис.13. Показатели изучения общего уровня успешности в профессиональной деятельности у педагогов после формирующего этапа исследования
По данному рисунку мы видим, что между группами педагогов имеются различия в общем уровне успешности в профессиональной деятельности после формирующего этапа исследования.
Высокий уровень успешности в профессиональной деятельности после программы развития профессионального самосознания мы продиагностировали у 40% педагогов в экспериментальной группе, что на 13% выше, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной же группе педагогов каких-либо изменений нет – 23%. Значит, педагоги прислушиваются к мнению учеников, формируют у обучающихся навыки учебной деятельности, могут их мотивировать, вызывают интерес к своему предмету, могут создать доброжелательную атмосферу на уроке, своевременно корректируют свои методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.
Средний уровень успешности в профессиональной деятельности после программы развития профессионального самосознания мы обнаружили у 43% в экспериментальной группе и у 37% в контрольной группе педагогов. Эти респонденты не во всех ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности проявляют эмпатию, ориентируются в социальной ситуации класса, но не всегда учитывают взаимоотношения обучающихся, плохо знают основные нормативные документы, не всегда принимают правильные решения в различных педагогических ситуациях.
Низкий же уровень успешности в профессиональной деятельности после программы развития профессионального самосознания мы выявили только у 17% педагогов в экспериментальной группе, что на 23% ниже, чем до формирующего этапа исследования; в контрольной же группе значительных изменений нет – 40%. Данные педагоги не обладают эмпатийностью и социорефлексией, не организованны, не могут создавать ситуации, обеспечивающие успех детей в учебной деятельности, не могут мотивировать обучающихся на учение, не компетентны в своих методах преподавания.
Выявление значимости различий в уровнеуспешности в профессиональной деятельности у педагоговэкспериментальной и контрольной группы средних показателей по данной методикепосле формирующего этапа исследованиямы осуществили с использованием t – критерия Стьюдента. Полученные результаты представлены в таблице 14.
Таблица 14
Показатели средних значений и t – критерия Стьюдента в уровнеуспешности в профессиональной деятельности у педагогов