Стабильность является базовой семейной ценностью.
взаимное уважение, поддержка (Падерин В. К., Нигматуллина Л. К., 1991).
Здесь следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на целостность и устойчивость данного образования — семьи. Основными составляющими человеческого поведения являются: осознанная целенаправленная деятельностьи общение.Если высшим воплощением деятельности человека является труд (профессиональная деятельность), то высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения, потому что именно в семейных отношениях в наибольшей степени осуществляется двойственная природа человеческих отношений вообще.
Отношения, в которые вступают люди, всегда развиваются в двух системах: в системе конвенциональных отношений, основанной на общепринятых соглашениях, и в системе собственно межличностных отношений, основанной на чувствах, испытываемых участниками общения друг к другу (Шибутани Т., 1969).
Система конвенциональных отношенийлюдей характеризуется: исполнением безличных, формально определенных социальных ролей; экспекта-циями, связанными именно с ролью, а не с личностью, ее исполняющей; использованием преимущественно формального языка общения и формальных санкций при нарушении конвенциональных норм.
В системе межличностных отношенийроли персонифицированы; экс-пектации связаны с данной личностью; наиболее действенны неформальные санкции, учитывающие индивидуальное своеобразие партнера; большую роль играет язык выразительных движений или «язык чувств» (автор тот же).
Двойственный характер семейных отношений воплощается в одновременном существовании брачных(юридически определенных, формальных) и собственно семейных(связанных с моральной ответственностью и взаимопомощью) отношений.
Жизнеспособность семьи помимо всего прочего зависит также от степени зрелости партнеров для участия в сложном переплетении брачных и семейных отношений и от умения отличить один тип отношений от другого и выбрать соответствующий ему тип поведения.
Конвенциональные нормы (от лат. conventio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии. Экспектации (от англ. expectation — ожидание) — система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею социальных ролей.
462 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Важным фактором, определяющим социальное поведение людей в рамках семьи, являются отношения с детьми, которые тоже имеют двойственный характер, что также порождает определенные сложности. На отношениях сдетьми не могут не сказываться установки родителей. По данным социологического опроса, 29% родителей считает, что родители должны иметь прежде всего собственную жизнь, однако 49% убеждены, что родители должны давать детям все самое лучшее даже ценой собственного благополучия (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997).
Имеются различные классификации родительского поведения (см., например, Крайг Г., 2000, с. 439). Мы же перечислим те типы поведения, которые могут приводить к формированию отклоняющегося поведения у детей (по А. Е. Личко).
Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.
Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.
Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипертимного типа(усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов(усиливает неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).
Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»)— обожание, немедленное удовлетворение желаний ребенка, восторги, преувеличение качеств ребенка. Ведет к формированию акцентуации истероидного типас характерным для него эгоизмом, неуемной жаждой признания и получения льгот, порождающей многочисленные конфликты с окружающими.
Эмоциональное отвержение (эмоциональный «арктический холод») — особенно опасна для акцентуации шизоидного типа,хотя имеет неблагоприятные последствия и для многих других типов акцентуаций.
Жестокое отношение — частые расправы за мелкие проступки, «срывание зла» на ребенке. Жестокость господствует во всей атмосфере семьи. Особенно пагубно при формировании эпилептоидного типа акцентуации или даже психопатии.
Повышенная моральная ответственность — возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера(Личко А. Е., 1999, с. 261-277).
ШШШШШШ ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 463
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Еще одной важной сферой поведения и деятельности человека является досуг. В современной отечественной литературе досуг рассматривается как структурный элемент так называемого «свободного времени» как части нерабочего времени. Отмечается, что досуг понимается многими как отдых, релаксация, расслабление. Однако имеется и другой взгляд на досуг как на «более возвышенную деятельность» (К. Маркс), направленную на развитие творческих потенций человека. В определении досуга необходим акцент на деятельностный подход, который требует «понимания его как содержания особого рода индивидуального поведения, социальных действий людей и процессов» (Романова И. Е., 1995, с. 7).
В русском языке слово «досуг» происходит от слова «досягнуть». Таким образом, буквальное понимание досуга сводится к возможности что-то сделать, чего-то достичь. В прошлом «досужесть» означала умелость, мастерство. Именно в таком свете следует понимать высказывание Р. Тагора о том, что «все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга» (Романова И. Е., 1995, с. 8).
К сожалению, до недавнего времени по идеологическим причинам официальная печать идеализировала содержание «досуговой деятельности» советских людей и представляла скорее желаемую, идеальную ее модель, далекую от реальной жизни.
В настоящее время, в эпоху тяжелого экономического положения большинства людей, возможностей для самореализации в досуговой деятельности не много. В основном проведение свободного времени связано с просмотром телевизионных передач, чтением, пассивным отдыхом. Физкультуре и спорту отдается 42 минуты на одного человека в неделю, любительским занятиям — 7 минут у мужчин и около 1 часа у женщин на одного человека в неделю. При этом любительские занятия имеют около 2% мужчин и 3% женщин (Время населения..., 1992).
Следует отметить, что самореализация человека в свободной деятельности является важным условием сохранения его психического здоровья и самопринятия. В психоаналитической литературе отмечается, что «наличие развитых каналов сублимации» (читай: наличие возможностей для реализации желаний и потенций человека, в том числе творческих) наряду с толерантностью к тревоге и контролем над примитивными импульсами является признаком «силы Эго» (Kernberg О., 1986).
РЕЗЮМЕ
В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, вос-