Птичникова Егора ( 7 лет 11 мес. )

В процессе исследования ребенок достаточно легко и быстро вступает в контакт; чувство дистанции снижено. Отмечается повышенная отвлекаемость, гиперактивность. Несколько понижены работоспособность и темп деятельности4 на фоне утомления - небрежное выполнение заданий, трудности сосредоточения внимания, неусидчив, дистонические нарушения. Выражена игровая мотивация (школьная мотивация практически отсутствует)

Обследование выявило следующие симптомы:

Нарушения в сфере гнозиса и пространственные представления

Грубых нарушений восприятия не выявлено. ребенок правильно узнает как реалистические, так и контурные и перечеркнутые изображения, однако, при рассматривании сложных "зашумленных" изображений прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, карандашом. Имеет место тенденция к левостороннему игнорированию. Затруднено восприятие и воспроизведение сложных ритмических структур. Выявлены нарушения тактильного гнозиса (ошибки при пробе на локализацию прикосновения 2-4 см больше слева) В то же время, в тактильной сфере отмечаются гиперстензиии, искаженная чувствительность.

Отмечается ряд нарушений пространственных представлений: несформированность вектора пространственного сканирования, дефицит координатных, метрических и проекционных представлений. реверсии (в т.ч. зеркальность), ошибки при употреблении предлогов. При копировании сложной фигуры отмечается пофрагментарная стратегия оптико-пространственной деятельности, грубая недостаточность структурно-топологических звеньев, приводящая к дезорганизации процесса копирования.

Память и внимание

Объем слухо-речевой памяти снижен. Выявлена повышенная чувствительность следов памяти к действию гомогенной интерференции, а так же нарушения избирательности, конфабуляторные и контаминационные замены слов. Отмечается нарушений не только воспроизведения, но и процесса узнавания запоминаемых элементов. Повышение семантической организации материала несколько улучшает воспроизведение. Зрительная память так же отчетливо снижена (уже при непосредственном воспроизведении было потеряно 2/3 элементов).

Внимание не устойчивое, наблюдаются существенные колебания внимания, трудности сосредоточения и распределения внимания.

Моторная сфера

Мелкая моторика развита не достаточно. Выявлены первичные кинестетические нарушения (диффузный перебор пальцев, поиск при пробах на праксис позы), артикуляторные трудности. Наблюдаются сильные синкенезии, гипертонус, недостаточность зрительно-моторной координации. Выявлены признаки несформированности межполушарного взаимодействия, в т.ч. - трудности реципрокной координации (При выполнении пробы Озерецкого - инертное воспроизведение позы левой рукой, выдвигающие движения, сбои на одноименные движения). Отмечается недостаточность динамической организации двигательного акта, тенденция к упрощению программы, инертность. В целом, произвольный контроль за протеканием психической деятельности снижен; отмечаются трудности усвоения правил.

Речевая сфера. Интеллект.

Выявлена существенная недостаточность фонематического слуха. Вследствие дефицитарности звуковой дифференцировки при повторе слов и при письме под диктовку наблюдаются литеральные парафазии, а в сенсибилизированных пробах - искажение слоговой структуры слова, "размытость" границ слова, в ряде случаев с утерей смысла слова. Отмечаются в трудности номинации, случаи неправильной постановки ударений. Продуктивность экспрессивной речи несколько снижена, выражены трудности построения самостоятельного развернутого высказывания.

Понимание смысла, как сюжетной картинки, так и прочитанного текста затруднено. Составление рассказа по картинке практически не доступно. Выявлены ошибки при выполнении заданий, связанных с процессом выделения существенных признаков объекта, анализа и синтеза материала. В целом отмечается некоторая задержка вербально-логического интеллекта.

Профиль латеральной организации: ППЛ (парциальное левшество: ведущий левый глаз при доминировании правых рук и уха).

Выявленные симптомы свидетельствуют о дефицитарности подкорково-стволовых структур мозга (первичный дефект), задержке функционального развития лобных, теменных и височных зон мозга, а так же становления межполушарного взаимодействия. В целом отмечаются дисфункции, в основном правого полушария мозга; на первый план выходит симптоматика функциональной недостаточности лобных отделов мозга.

Ст. науч. сотр. ИКП РАО к. псх. н. Султанова А.С.

ОБРАЗЕЦ 3

Санников Денис 7 лет. Посещает общеобразовательную школу. Живет с мамой и папой. Отец пьет. На консультацию пришел с мамой по направлению невропатолога.

Основные жалобы: трудности в обучении, медлительность. Мама отмечает частые аффективные вспышки раздражительности и злости при малейших неудачах, обидчивость. На фоне стресса и нервного напряжения ребенок заикается. До настоящего времени сохраняется практически ежедневный ночной энурез.

Анамнез развития: Беременность протекала на фоне хронического нервно-психического стресса. У матери отмечалось устойчивое повышение АД. Дважды была госпитализация в связи с отслойкой плаценты и угрозой выкидыша. В анамнезе развития ПЭП, обвитие пуповиной, родовая травма (смещение позвонков шейного отдела, нарушение мозгового кровообращения), выявленная в 6-летнем возрасте. На ЭЭГ: легкие диффузные изменения D>S. Очаговой и пароксизмальной активности не выявлено. Допплерография указывает на нарушение кровообращения в правом полушарии.

Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню. У невропатолога и психоневролога не наблюдались.

Заключение по результатам нейропсихологического обследования

Наши рекомендации