Развитие в период школьного обучения
Ниже будут представлены материалы, позволяющие проследить особенности разных сторон психического развития детей разных школьных возрастов, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. В своем изложении мы опираться на результаты конкретных исследований, преимущественно проведенных авторами.
Обследуя детей, мы стремились максимально разносторонне изучить специфику их интеллектуального, личностного развития, особенностей поведения, общения с окружающими и т. п. Мы предполагали, что такой подход позволит выявить в психическом развитии детей те «точки наименьшего сопротивления» (locus minoris resistentiae), на которых следует сосредоточить особое внимание.
Наиболее распространенной гипотезой на этот счет можно считать представление о дефектах или отставании в умственном развитии детей-сирот, связанном с неблагоприятной наследственностью, с отрицательным и бедным ранним опытом таких детей. В этом единодушны как авторы многих книг и статей, так и те учителя и воспитатели, с которыми мы беседовали во время работы в интернате. Показательно, что для большинства учителей начальной школы настольной и по существу единственной книгой, которой они пользуются при подготовке уроков, до сих пор является пособие для работы с детьми, имеющими задержки умственного развития.
Поэтому остановимся прежде всего именно на проверке этой гипотезы.
Специфика интеллектуального развития
Коэффициент интеллекта (IQ)
Для того чтобы выявить уровень и наиболее общие характеристики интеллектуального развития воспитанников школы-интерната, мы воспользовались детским вариантом теста Векслера, адаптированным для использования в нашей стране А. Ю. Панасюком (1976). Этот выбор был обусловлен не только тем, что тест Векслера — едва ли не самый известный и общепризнанный в мире метод изучения интеллекта (об интересе к нему и широте применения свидетельствуют почти 2000 публикаций в «Ежегодниках измерения умственных способностей»; в ряде психологических журналов регулярно публикуются обзоры и исследования по этому тесту), но и тем, что именно он используется в большинстве работ, посвященных анализу вопроса о влиянии депривации на умственное развитие детей во многих странах. Последнее обстоятельство предоставляет возможность «вписать» наше исследование в общий контекст этих научных разработок.
Векслеровский тест интеллекта для детей состоит из 12 типов различных заданий (субтестов), которые по 6 группируются в две шкалы — вербальную (словесную) и невербальную (шкалу действия).
Результаты теста дают возможность определить так называемый общий коэффициент интеллекта (IQ), представляющий собой процентное отношение уровня умственного развития (умственного возраста) к хронологическому возрасту индивида. При совпадении умственного возраста с хронологическим уровень развития интеллекта индивида считается соответствующим возрасту; коэффициент интеллекта в таком случае равен 100. При несовпадении он может быть выше или ниже.
Помимо общего коэффициента интеллекта тест Векслера дает также возможность отдельно определить коэффициент вербального и невербального интеллектов, а также показатели по отдельным субтестам, которые важны для создания более детализированного представления о сильных и слабых сторонах развития интеллекта человека или какой-то группы людей.
Вербальный интеллект - интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в словесно-логической форме с преимущественной опорой на знания.
Невербальный интеллект - интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется с преимущественной опорой на чувственный опыт человека, опыт его конкретных действий, многообразием его индивидуального жизненного опыта.
Исследование интеллекта с помощью теста Векслера нами было проведено, когда наши испытуемые учились во 2 классе. Им в это время было от 8,5 до 10 лет. Согласно стандартной процедуре обработки, в зависимости от показателя общего коэффициента интеллекта испытуемые могут быть разделены на семь групп — от очень высокого интеллекта до умственной отсталости (см. таблицу 1).
Таблица 5
Показатели уровней интеллектуального развития
IQ показатель | Уровень интеллектуального развития |
130 и выше | Очень высокий интеллект |
120-129 | Высокий интеллект |
110-119 | «Хорошая» норма, интеллект выше среднего |
90-109 | Средний |
80-89 | Интеллект ниже среднего |
70-79 | Уровень интеллекта, граничащий с умственной отсталостью |
69 и ниже | Умственная отсталость |
В нашей выборке максимальное количество испытуемых (68 %) попали в группу со «средним интеллектом», 10% — в группу с интеллектом «выше среднего» («хорошая» норма); ни одного испытуемого — в группу с «высоким интеллектом»; 5% — в группу с «очень высоким интеллектом» (IQ — выше 130); 11% испытуемых оказались в группе с «тяжелым интеллектом»; ни один не попал в зону «граница умственной отсталости», и у 6% испытуемых общий показатель интеллекта свидетельствовал об умственной отсталости. Эти данные представлены на рис. 1. Для сравнения приведены соответствующие кривые распределения, полученные при стандартизации методики на Д. Векслером американских детях и А.Ю. Панасюком - на отечественной выборке —учащихся массовых школ (1976).
Рис. 1
Сопоставление приводимых на рис. 1 распределений свидетельствует о том, что показатели общего коэффициента интеллекта, полученные в группе воспитанников школы-интерната, в целом отражают параметры выборках стандартизации. В нашей выборке среднее значение общего коэффициента интеллекта M = 101, (при M станд. = 100, σ станд.= 15).