Пересечение («умножение») классов
Общей частью, или пересечением, двух классов называется класс тех элементов, которые содержатся в обоих данных множествах, т. е. это множество (класс) элементов, общих обоим множествам18. Пересечение обозначается или — пустое множество. При пересечении могут встретиться следующие 6 случаев (рис. 15—20, где результат пересечения заштрихован).
Например, операция пересечения классов «школьник» (А) и «футболист» (В) заключается в нахождении таких людей, которые одновременно являются и школьниками, и футболистами. Это изображено на рис. 17, где общая часть классов А и В заштрихована.
Основные законы логики классов. Законы операций объединения и пересечения
1. Законы идемпотентности.
А + А = А. А х А = А.
В школьном курсе алгебры таких законов нет. В логике первый из этих законов означает следующее. Если мы к классу «дом» прибавим класс «дом», то получим класс «дом», т. е. домов не станет в два раза больше и объем понятия «дом» останется прежним.
2. Законы коммутативности. Эти законы существуют в алгебре, в арифметике, в теории множеств и в логике классов.
А + В = В+А. А В=В А.
Если мы к классу «растение» прибавим класс «животное», то получим класс «организм»; тот же самый класс получим, если мы к классу «животное» прибавим класс «растение».
3. Законы ассоциативности. Они существуют в арифметике, алгебре, теории множеств и в логике классов.
(А+В) + С = А + (В+С). (A х B) х C=A х (B х С).
4. Законы дистрибутивности.
(A+B)C=(A х С)+(B х С). (A х B) + C=(A + С) х (B+С).
5. Законы поглощения. Этих законов нет в арифметике и в школьном курсе алгебры.
А + (А х В)=А. А х (А+В)=А.
Доказательство этих законов осуществляется графическим методом. Два закона поглощения для «сложения» и «умножения» классов иллюстрируются графически на рис. 21 и 22.
Промежуточный результат изображен горизонтальной штриховкой. В первом законе поглощения он равен А В, а во втором — равен А + В. Конечный результат изображен вертикальной штриховкой; он равен классу А.
Вычитание классов
Рассмотрим два множества (класса) А и В, из которых В может и не быть частью А. Разностью множеств (классов) А и В называется множество тех элементов класса А, которые не являются элементами класса В. Разность обозначается А —В.
Могут встретиться следующие пять случаев (если классы А и В не пусты и не универсальны).
1-й случай (рис. 23). Класс А включает в себя класс В. Тогда разностью А — В будет заштрихованная часть А, т. е. множество тех элементов, которые не суть В. Например, если мы из множества звуков русского языка (А) вычтем множество гласных звуков (В), то получим множество согласных звуков, изображенное на чертеже в виде заштрихованного кольца.
2-й случай (рис. 24). Разностью двух перекрещивающихся классов будет заштрихованная часть А. Например, разность множеств «рабочий» (А) и «рационализатор» (В) даст множество рабочих, которые не являются рационализаторами.
3-й случай (рис. 25). Если класс А полностью включен в класс В и класс В полностью включен в класс А, то эти классы (множества) равны (тождественны). Тогда разность А -В даст пустой, или нулевой, класс, т. е. класс, в котором нет ни одного элемента. Например, если мы из класса «сосна» вычтем класс «сосна», то разность А—В будет равна пустому классу.
4-й случай (рис. 26). Класс А и класс В не имеют общих элементов.
Тогда разность А—В=А, так как всякий элемент класса А не является элементом класса В. Например, разность класса «стол» (А) и класса «стул» (В) равна классу «стол» (А).
В результате «вычитания» классов, соответствующих понятиям, находящимся в отношении противоположности [«низкий дом» (А), «высокий дом» (В)] или противоречия [«одушевленный предмет» (А), «неодушевленный предмет» (В)], разность А— В также равна А (рис. 27, 28).
5-й случай (рис. 29). Если объем класса А меньше объема класса В, то в результате вычитания получим пустой класс, так как нет элементов класса А, которые не являлись бы элементами класса В. Например, разность класса «личное местоимение» (А) и «местоимение» (В) дает пустой класс.
Для операции вычитания классов справедливы следующие законы:
В интерпретации логических алгебр посредством классов запись обозначает включение класса А в класс В; обозначает эквивалентность классов (А тогда и только тогда, когда В ).
Дополнение к классу А
Дополнением к классу А называется класс А" который, будучи сложенным с А, дает рассматриваемую область предметов (эту область обозначим 1), а в пересечении с классом А дает т. е. для которого Откуда А' = 1- А, поэтому
операцию дополнения к классу А можно рассматривать как частный случай операции «вычитания» (из универсального класса). Если от класса целых чисел (1) отнять класс четных чисел (А), то мы получим класс нечетных чисел (т. е. А" поскольку всякое целое число четное или нечетное и нет таких четных чисел, которые были бы нечетными). Графически это можно изобразить так, что заштрихованная часть будет обозначать дополнение к А, т. е. A' (рис. 30).
Для операции дополнения кроме указанных выше установлены и следующие законы:
Задачи к теме «Понятие»
I. Определить содержание, объем, подклассы объема и элементы объема в следующих понятиях (кавычки опущены): планета Солнечной системы; человек, проживший 205 лет; химический элемент; вольтметр; факультет педагогического института; закон Ома; материк; русалка; «парад» планет Солнечной системы в 1982 г.
II. Дать логическую характеристику следующим понятиям: молодежный фольклорный ансамбль; Южный полюс; небрежность; газета «Труд»; качество; несовместимость; невежливость; неорганическое вещество; отсутствие должной предусмотрительности.
III. Определить отношения между следующими понятиями:
1. Оказание помощи больному, неоказание помощи больному.
2. Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом.
3. Уважение к старшему, неуважение к старшему.
4. Героизм, трусость.
5. Педагогический институт, биологический факультет.
6. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра.
7. Населенный пункт, город, город на Днепре, столица, город Украины.
8. Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Юпитер, спутник Юпитера, Луна.
9. Пожар, молния, стихийное бедствие, явление природы.
10. Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог.
IV. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих определений:
1. Дентин — особое вещество, покрывающее зубы.
2. Наружное ухо — это ушная раковина.
3. Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.
4. Жанр — устойчивая форма художественного произведения.
5. Мировоззрение писателя — система его взглядов на окружающий мир.
6. Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.
7. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.
8. Рука — орган и продукт труда.
9. Ботаника — наука, изучающая растения.
10. Кость — это орган, обладающий сложным строением.
11. Печень — это крупный орган массой около 1,5 кг.
12. Фразеология — раздел науки о русском языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.
13. Круглый цилиндр можно получить, вращая прямоугольник вокруг одной из его сторон, поэтому круглый цилиндр называется также цилиндром вращения.
14. Окончание—это изменяемая часть слова, с помощью которой образуется определенная грамматическая форма с конкретным грамматическим значением, выражающая грамматическое подчинение данного слова другому слову.
15. Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия называется большим кругом кровообращения.
16. Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений XX века.
17. Безличными называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего.
18. Прямой речью называется точно воспроизведенная речь, переданная от лица того, кто ее произнес.
19. Общим делителем нескольких чисел называется число, на которое делится каждое из них.
20. Шар можно получить, вращая полукруг (или круг) вокруг его диаметра.
V. Какие способы введения понятий использованы в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера)?
1. «Долг перед отечеством — святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи» (В. А. Сухомлинский).2. Гипофиз расположен в углублении основной кости, похожей на турецкое седло.
3. Сердце человека четырехкамерное. В состоянии относительного покоя сердце ритмично сокращается примерно 70—75 раз в минуту. Сокращение обоих предсердий длится около 0,1 секунды. Масса сердца составляет примерно 300 граммов.
4. «Воспитание без дружбы с -ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» (В. А. Сухомлинский).
5. Кровяная сыворотка — плазма, в которой уже нет фибриногена.
6. Природные компоненты — это горные породы и рельеф их поверхности, вода, воздух, растительность, животный мир и почва.
7. «Представьте себе непроходимый экваториальный лес. Огромные деревья стоят, как древние крепости, воздушные мосты из лиан, похожие на толстый кабель, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте. Здесь растут огромные яркие грибы, цветы с резким запахом.
Небольшие растения-паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромного дерева; постепенно они захватывают сетью своих корней весь ствол и медленно душат дерево, пока оно не погибнет» («По материкам и странам». М., 1981).
8. «В 90-летнем возрасте Поль С. Брэгг был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша. Он ежедневно совершал 3-—5 км пробежки, много плавал, ходил в горы, играл в теннис, танцевал, совершал длительные пешеходные походы, занимался гантелями и гирями, увлекался серфингом — катанием на специальной доске в волнах океанского прибоя. Его рабочий день продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости, всегда был полон оптимизма, бодрости и желания помочь людям», — пишет Стив Шенкман19.
9. «Самый большой чистый самородок. «Приятный незнакомец», найденный в Мольагуле, Виктория, Австралия, в 1869 г., весил 69,92 кг чистого золота» (Книга рекордов Гиннесса, 1988). VI. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Указать на ошибки, если они имеются.
1. Местоимения по значению делятся на личные, возвратные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные.
2. Второстепенные члены предложения делятся по своему грамматическому значению на дополнения, определения и обстоятельства.
3. Клетки бывают шаровидные, дисковидные, призматические, кубические, веретенообразные и многогранные.
4. Скелет крыла птицы состоит из одной плечевой кости, двух костей предплечья — локтевой и лучевой — и нескольких костей кисти.
5. Железы делят на железы внешней секреции и железы внутренней секреции.
6. Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемянные.
7. В эволюции органического мира выделяют два вида отбора: естественный и искусственный.
8. Щелочи делят на активные и малоактивные.
9. Часы делятся на наручные, настенные, настольные, башенные.
10. По назначению транспорт делится так (рис. 31).
11. Лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные.
12. По механическому составу почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные.
13. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия, роли, правила.
14. См. рис. 32.
15. Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина, реактивный двигатель.
16. Игрушки делятся на образные, технические, игрушки-забавы, маскарадно-елочные, спортивно-моторные, музыкальные я озвученные, театральные, дидактические, строительный материал, игрушки-самоделки.
VII. 1. Обобщить и ограничить следующие понятия: река; геометрическая фигура; город в Крыму; мораль; студенческий отряд; европеец.
2. Правильно ли проведены ограничения: строение — комната; строение — беседка; населенный пункт — столица — центр столицы — центр современной столицы?
VIII 1. Произвести операции над классами А, В, С, изображенными на рис. 33 (объединение, пересечение, вычитание).
2. Изобразить кругами Эйлера отношение между понятиями: колхозник, хлебороб, орденоносец. Произвести операции над объемами этих понятий (объединение, пересечение, вычитание); найти дополнение к каждому из этих классов и указать его универсум.
Глава III СУЖДЕНИЕ