Исследование тем второго уровня
Тема седьмая — Книга
Я вовсе не хочу предполагать, что существует заранее подготовленная последовательность тем или что необходимо использовать эти темы в самой полной мере. Темы первого уровня показывают путь, темы второго уровня поведут вас немного дальше — вглубь по дороге. Это не означает, что темы первого уровня менее важны или менее эффективны. Именно метод работы с ними и то, как их развивают, приведет клиента к исцелению.
Тема книги символизирует внутреннее и внешнее, потенциал и реальность. Книга может быть открытой или закрытой. Мы говорим о человеке, который ничего не выдает вовне, как о “закрытой книге”; или о способности читать кого-то, как книгу. Обложка книги контактирует с внешним миром, сохраняя содержание в тайне от любопытствующих глаз. Когда книга открыта, ее тайны доступны.
Закрытая книга говорит о нежелании; открытая книга — о желании. Когда книгу открывают, это символизирует начало чего-либо, когда закрывают — окончание. Тип книги меняет значение: записная книжка может говорить о воспоминаниях, гроссбух — о стремлении к равновесию. Название книги влияет на символику: “Истории о Франкенштейне” будут восприниматься по-другому, чем “Истории о любви и рыцарский роман”, Библия вызовет иные чувства, чем “Сатанинские стихи”.
Книга может служить аналогом личности, каждая из множества глав олицетворяет этап в жизни человека. Некоторые главы закрыты; другие остаются открытыми. Незавершенные главы олицетворяют неоконченные дела. От консультирования потребуется помощь клиенту снова открыть главы, чтобы правильно их закончить: главы, которые остаются открытыми, создают в нашей эмоциональной жизни “дыры”, втягивающие в себя энергию и тормозят наше должное движение к другим этапам.
Мы видели один пример “книги” в дневнике Беверли. Когда Рой работал с темой дома, он представил себе, что одна из стен в гостиной заставлена книгами. Ниже предлагается его исследование темы книги.
Вильям: Рой, хорошенько ознакомьтесь с полками. Где-нибудь вы найдете книгу, которая известна вам как история вашей жизни. Когда найдете, снимите ее с полки. (Рою потребовалось значительное время, чтобы найти книгу, потому что она была спрятана за другими книгами. Он сдул с нее пыль.) На ней есть название?
Рой: Есть, но такое тусклое, что я не могу его прочесть.
Вильям: Какие у вас возникают чувства по поводу того, что она вся в пыли и невозможно прочитать название?
Рой: Мне немного грустно, как будто моя жизнь не много стоит.
Вильям: Теперь откройте и прочитайте титульный лист.
Рой опускает голову на руки и заплакал, потом произносит:
Рой: Название гласит: “Рой... рассказ о незначительном человеке”.
Вильям: Это справедливое описание?
Рой: Полагаю, да. Не к моей чести.
Вильям: Что бы вам хотелось прочитать в названии?
Рой (Несколько мгновений подумав):
— “Рой... человек, который победил”.
Вильям: В ваших силах переписать эту книгу, поэтому давайте посмотрим на то, что находится внутри нее, какие картинки вы себе представляете?
Рой (Начиная открывать книгу): Первая глава гласит: “Как это все началось”. И все страницы склеились. Что это значит?
Вильям: Возможно, это говорит вам, что глава закрыта. Как насчет следующей главы?
Рой: Она озаглавлена “Отношения”. Но здесь только одна страница и много пустых.
Вильям: Что вы чувствуете глядя на главу со всеми этими пустыми страницами?
Рой: Опять чертовски грустно. Вы знаете, и я знаю, что отношения и я...
Вильям: Иными словами, это сфера, на которую мы не могли бы посмотреть. Есть какие-то другие главы, открытые?
Рой: Вот одна, озаглавленная “Сексуальность”. Это длинная глава. (Он читает несколько страниц, и его лицо белеет). Я не хочу читать эту чепуху; это отвратительно.
Вильям: Значит, то, что там есть, действительно затрагивает вас, не так ли? И это неправда? (Рой смотрит на меня. Раньше мы не исследовали его сексуальность:
Рой: В достаточной степени правда, но мне ведь это не должно нравится, так?
Вильям: Полагаю, так. И вы не обязаны говорить об этом. Выбор за вами. Но если это есть в книге, и глава все же открыта, то, если вы не прочтете ее сейчас, вам когда-нибудь придется это сделать.
Рой: Я бы постыдился рассказать вам, что здесь.
Вильям: Люди, которым неловко, часто ощущают, что о них будут сводить по тому, что они хотят об этом говорить. Может быть, вы испытываете нечто подобное?
Рой: Думаю, да. Я полагаю, мне когда-нибудь придется.
Вильям: Еще какое-нибудь незаконченное дело, открытые главы?
Рой: А, вот эта. Отец. Он был ублюдок, я его ненавижу. Хотя забавно, здесь его фотография незадолго до смерти, и он обнимает меня за плечи. Как это сюда попало? Конечно, в действительности этого не было; такого никогда не случалось.
Вильям: В вашем голосе, Рой, звучит сильное желание: как будто вам хочется, чтобы такое могло произойти.
Рой: Вздор! Он этого не хотел, и я тоже. (Он смотрит на меня, по-видимому, больше не используя свое воображение, и у меня возникает мысленный образ того, как он с треском захлопывает книгу.) — Я не знаю, что вы пытаетесь сделать со мной, когда вот так любопытствуете. И ничего больше не хочу делать с этой образной чепухой. Я думаю, что на сегодня получил достаточно.
Вильям: Рой, не такая уж хорошая идея — подводить сеанс к завершению именно так, и я чувствую себя довольно плохо из-за того, что вам кажется, будто я подтолкнул вас слишком далеко.
Рой: Это не вы, Вильям, это я. Я просто не могу войти в эту книгу, сейчас это слишком болезненно. Может быть, в будущем я вернусь к ней. Я бы предпочел на сегодня закончить.
Обсуждение случая Роя
Это один из тех случаев, когда я, просматривая его ретроспективно, думал, что, может быть, следовало бы работать по-другому. Моя самопроверка сеанса привела меня к следующему вопросу: почему я решил направлять воображение, а не позволил образам развиваться: Я думал, что Рой может обойтись с “личной книгой” скорее так, как это сделала Беверли. Правильно ли это будет? Может быть, этого было слишком много сразу. Был ли Рой прав, сказав, что я любопытствую? Конечно, именно это он и чувствовал. Может быть, это объясняло то обстоятельство, что книга спрятана и покрыта пылью, а я “заставил” выставить ее напоказ?
Мне бы хотелось сказать, что Рой вернулся и работал, заканчивая каждую главу; но этого не случилось. Он отменил дальнейшее консультирование. А я? Я остался с чувством, что растоптал историю чьей-то жизни горными ботинками двенадцатого размера, хотя и получил ценный урок.
Важный вариант книги — видео или аудиозапись. Нам так часто кажется, что на наше поведение влияют старые записи, которые включаются в мозгу. Один из способов, каким мы можем помочь клиентам осознать содержание этих записей состоит в следующем. Когда клиенты используют образы, следует попросить их представить себе, что они сидят и слушают радио или смотрят телевизор. Внезапно передача прерывается, они слышат или видят нечто из собственной жизни. “Что вы слышите (видите)?” Можно открыть многое, особенно если задать вопрос: “Кто это говорит, что они делают?”
Когда я побудил Дженни сделать это, она смогла услышать, как ее мать, кричит на нее: “Ты бесполезна, Дженни, бесполезна, ты никогда ничего не сделаешь сама. Если бы ты была, как твоя сестра, она смышленая... У нее есть мужчина, ни один мужчина никогда не захочет тебя”. Дженни старалась сдержать слезы гнева, когда пересказывала мне это. Мы сделали так: побудили ее проиграть запись снова, а затем нажали на кнопку “стоп”. “Это кажется таким легким, Вильям, почему я не подумала об этом раньше”. Ее лицо осветилось, когда она сказала: “Это дает мне силу управлять ситуацией не так ли?”
То же самое мы проделали с видеозаписью. Дженни была в гибельных отношениях с человеком, который плохо обращался с ней, бил, всеми способами унижал, и тем не менее она не могла вырваться от него на свободу. Я побудил ее представить себе, что она выбирает одну из записей для своего видеоплеера (кассета была помечена ее именем). “Что вы видите, когда проигрываете ее?” Как и в предыдущем случае это была полностью деморализующая сцена, в которой мужчина принижал ее, называл бесполезной, безобразной, а в сексуальном плане — холодной рыбой. Этот сеанс произошел в конце периода в восемнадцать месяцев, когда Дженни пыталась оставить этого мужчину и возвращалась, совершила попытку самоубийства и попала в больницу. К тому моменту она проделала некоторый путь по направлению к разрыву с ним, но все еще сохранялись кусочки, которые “вонзились в нее” (ее слова). “Я полагаю, Дженни, эту запись нужно уничтожить, она не заслуживает того, чтобы занимать место в доме. Как бы вы хотели ее уничтожить?” Она думала несколько минут, затем сказала: “Я вырву ее из кассеты и сожгу пленку”. Я наблюдал, как она, в своем воображении, сделала это. Когда Дженни закончила, то вытерла руку об руку жестом отстранения или очищения от нежелательного вещества: “Так лучше. Теперь я чувствую себя чистой”.
Прошло еще несколько месяцев, прежде чем Дженни наконец вырвалась от мужчины, единственной целью которого служило подтверждение предсказания ее матери. Около двух лет спустя мне пришло письмо от Дженни. Она получила работу в Саудовской Аравии, и все у нее шло хорошо.
Тема восьмая — Пещера
Пещеры считались символом лона Матери-Земли, и древние именно поэтому поклонялись им. В самом деле, это были места, где до того, как были построены храмы, совершались все религиозные обряды. Пещеры до сих пор используются в религиозных целях. Пещеры присутствуют во многих легендах, где они защищают людей, которых преследуют враги.
В общем смысле значение пещеры связано с содержанием в себе закрытого или спрятанного. На средневековом языке пещера олицетворяет сердце, некий духовный центр. Она также олицетворяет безопасность бессознательного. В картинах мифов пещера — это место встречи божеств, предков и архетипов, и, как таковая, она является образом Аида, а также бессознательного. Пещера используется и в литературе. В V части “Фурий” Эсхила Афина ведет процессию вниз, в Пещеру Фурий, под Ареопаг. В “Храбром портняжке” братьев Гримм великан говорит храброму портняжке: “Если ты такой храбрый малый, отправляйся со мной в нашу пещеру и проведи ночь с нами”. Храбрец соглашается и следует за ним. Когда они вошли в пещеру, там у огня сидели другие великаны, каждый из них держал в руке жареного барана и ел его.
Пещера связана с внутренним строением земли, и о ней говорят, что она олицетворяет женские гениталии, в ней есть вход и собственно пещера, матка. Пещера — место, где живет некий мудрец, например, Мерлин из легенд о короле Артуре. Часто достичь пещеры можно только после трудного восхождения, символизирующего, что путь к мудрости не легко одолеть.
В исламе пещеру изображают как место тайны возрождения; уединенную полость, в которую кого-то заключают, чтобы выносить и обновить. Следовательно, пещера становится символом трансформации. Когда мы входим в пещеру внутри нас, погружаемся в бессознательное, мы оказываемся участниками трансформации. Осмелившись войти в пещеру, мы начинаем устанавливать контакт с содержанием бессознательного.
В пещерах обычно бывает темно, однако эта темнота часто скрывает великую красоту, например, сталагмиты и сталактиты. Красоту, которая ждет, чтобы ее обнаружили. Пещеры часто содержат подземные озера и реки, их символическое значение заключается в том, что существуют дальнейшие глубины, которые обнаруживаются в процессе спуска. В мифологии, в легендах пещеры — это место, где обнаруживаются сокровища, (еще один намек на сокровище бессознательного). Иногда вход в пещеру находится под водой, что символизирует вхождение в одну стихию, чтобы получить доступ к другой и к самой пещере. Тема пещеры подобна теме леса: пещеру можно рассмотреть с некоторого расстояния, а потом войти и исследовать ее. Так же как и с нырянием в море, когда работаешь с символом пещеры, мудро принимать дополнительные меры предосторожности. Различные символические интерпретации осторожности, конечно, не единственные. Пещера также ассоциируется с вместилищем, нашей следующей темой.
Как и с символом края леса, клиента можно проинструктировать “вызвать” того или то, что находится в пещере. Нередко появляются персонажи легенд или мифов. Это архетипические фигуры. Они часто олицетворяют искаженные чувства или подавленные конфликты. Образы обычно несут высокую эмоциональную нагрузку, и содержание их в пещере оттягивает большое количество эмоциональной энергии. Так что вызов — это способ вывести их на свет сознания.
Прежде чем побуждать клиента исследовать пещеру внутри, следует провести соответствующую подготовку; самая очевидная помощь — это свет в какой-либо форме. Свет также олицетворяет дух, хотя часто кажется, что свет духа приходит ниоткуда и тем не менее отовсюду. В этом случае, поскольку клиент решает взять свет, более уместно думать, что это сознание Эго. Подготовка не должна быть долгой, иначе можно потерять энергию импульса. Я думаю, лучше позволить вещам случаться, а затем следует находить способы преодолевать возникающие барьеры и опасности.
Один из способов представить тему — предположить, что в пещере находится дракон, охраняющий нечто, а затем предоставить клиенту возможность вообразить, что такое это “нечто” или “некто”. Это не мой подход. Следующий фрагмент показывает, как я использовал данную тему с Филом. Совершая путешествие на гору, Фил отметил, что в отдалении видна пещера. “Я хочу когда-нибудь исследовать ее, но я также хочу добраться и до вершины”. Фил поднялся к пещере — нелегкое восхождение, так как вход в пещеру открывался с узкого выступа, расположенного высоко на горе. (Это еще одна шутка психики. Она как бы говорит: “Если ты хочешь то, что там, тебе придется для этого поработать!”)
Вильям: У вас есть две возможности: вызвать то, что может там быть, или сразу войти.
Фил: Вы меня знаете. Я хочу сразу войти.
Вильям: Хотите что-нибудь взять с собой?
Фил: А, да, какой-нибудь свет. Я надену шахтерскую каску.
Вильям: Когда окажетесь внутри, остановитесь, смотрите и слушайте, (Я считал, что подобное предупреждение может быть необходимым, возможно, потому, что чувствовал: Фил может быть немного импульсивным).
Фил: Я внутри, я медленно поворачиваю головой, и сильный свет пронизывает пещеру. Она огромная, но пустая. Это сюрприз.
Вильям: Вы кажетесь разочарованным, как будто ожидали чего-то волнующего. Какова общая атмосфера?
Фил: Забавно. Я был здесь раньше, очень-очень давно, за пределами моей памяти.
Вильям: Фил, о чем вы думаете прежде всего?
Фил: Это покажется безумным. О материнском лоне!
Вильям: Не настолько безумным, как может показаться. Вот что я вам предложу, Фил: сядьте на пол и погрузитесь в ощущения. (Я осознавал, что во мне нарастает волнение, так как интуиция подсказывала мне, что сейчас я стану свидетелем нового рождения).
Фил: Я сижу на полу в позе лотоса, глядя на вход в пещеру. Внезапно меня погнало вперед и вниз по туннелю на чем-то вроде тобоггана, но по воде, а стены в туннеле розовые и красные. Меня толкает из стороны в сторону, а в конце я вижу какие-то руки. Теперь меня сжимает со всех сторон, я хочу кричать, но не могу. Мне слышно, как вокруг меня шумит вода, подобно какому-то огромному водопаду. Теперь я на свежем воздухе, у подножия горы и я жадно дышу. Я слышу крики женщины, это моя мать, она держит меня на руках и укачивает.
Таким проникновенным был этот опыт, что я был уже в слезах. Когда Фил закончил и когда он понял значительность этого опыта, мы заплакали вместе. Это огромная редкость — стать свидетелем чьего-либо нового рождения, огромная привилегия, и случай Фила был только одним из двух, в которых мне доводилось участвовать.
Обсуждение случая Фила
Ни я, ни Фил не имели ни малейшего представления о том, каким будет результат этого путешествия. Однако в прошлом имелись некоторые указания. Фил был австралийцем, у него сложились очень натянутые отношения с матерью. Отчасти потому, что она была, с одной стороны, доминантной и властной. С другой стороны, она отталкивала его, поскольку сын не соответствовал ее образу того, каким должен быть австралийский “мужчина”. Он никогда не хотел быть никем, кроме врача, и это отчуждало его от обоих его родителей. Его “новое рождение” символизировало эмоциональное разъединение, потому что, даже отделенный от них физически двенадцатью тысячами миль, он все равно чувствовал себя связанным с матерью.
Хотя пещеры и впадины часто предстают как зловещие места, где живут великаны, злые духи и дьявол, это также места, где обнаруживаются самые великолепные сокровища.
История о пещере
Это отрывок из рассказа Вашингтона Ирвинга “Альгамбра, очарованный солдат”.
“Пещера Святого Киприана на Саламанке, где в прежние времена темные и отвратительные существа тайно обучались у самого дьявола, была замаскирована под церковь. Пещера замурована давно, и само ее местоположение забыто. Как-то бродячий менестрель остановился у креста Святого Киприана, где нашел кольцо с символом Соломоновой печати на нем. Он принял его за знак, полученный от святого, что он будет обеспечен.
Менестрель встретил солдата, заколдованного триста лет назад. Солдат рассказал ему, что раз в сто лет, в праздник Святого Джона, колдовство теряет свою силу. Тогда солдату позволяется ходить и стоять на мосту Дарро, где встретил его менестрель, ожидая того, кто может обладать силой разрушить магическое заклятье. Дважды перед этим он тщетно заступал в караул на мосту. Солдат ходил по мосту, как в облаке, скрытый от человеческого взгляда. Менестрель был первым, кто поговорил с солдатом за триста лет. Он посмотрел на палец менестреля и увидел кольцо с печатью Соломона мудрого. Об этом кольце говорили, что оно непроницаемо для любого колдовства. Солдат сказал менестрелю, что если тот не сможет избавить его от заклятья, он останется заколдованным еще на сто лет.
То, что солдат охранял три столетия, было сокровищем мавританского священника, спрятанным в потайном склепе, Альгамбре. Историю об этом менестрель не раз слышал. По извилистым ходам менестрель и солдат пришли в склеп. Менестрель чувствовал, что талисманом Соломоновой печати поддерживает его.
Солдат показал на большой железный сундук, защищенный замками, на которых были начертаны арабские письмена. Он рассказал менестрелю, что сундук содержит несметные сокровища — золото, украшения и драгоценные камни. Если менестрель сумеет разрушить магическое заклятье, которым заколдован солдат, половина сокровища будет его.
Менестрелю было дано указание искать помощи священника и христианской девушки. Священник должен изгнать силы тьмы; девица — прикоснуться к сундуку печатью Соломона. Сделать это надо было ночью, и прежде чем истекут три дня, так как лишь столько времени было отпущено солдату, иначе ему придется стоять на страже еще сто лет. Одно из условий заключалось в том, что священник должен быть добродетельным.
В последний час третьей ночи менестрель, священник и девушка ощупью добрались до склепа при свете фонаря. Священник нес корзину с провизией, чтобы удовлетворить свой ненасытный аппетит после того, как работа по изгнанию нечистой силы будет закончена.
Они нашли солдата сидящим на заколдованном сундуке в ожидании их прихода. Изгнание нечистой силы было выполнено, девушка коснулась замков сундука печатью Соломона. Крышка отлетела, чтобы открыть удивительные сокровища — золото, украшения и драгоценные камни. Пока менестрель и солдат были очень заняты, раздумывая, как вынести сокровища наружу, священник жадно поглощал еду и пил. В виде благодарности он поцеловал девушку, которая подошла к нему. Хотя он поцеловал ее потихоньку, в углу, говорящие стены возвестили всему миру о том, что произошло. Никогда у поцелуя не было таких ужасных последствий. При звуке поцелуя солдат издал громкий крик отчаяния; сундук, который был наполовину поднят, упал на свое место и снова закрылся. Священник, менестрель и девушка оказались снаружи; волшебная стена с оглушительным грохотом закрылась за ними.
В спешке девушка уронила в склеп Соломонову печать, так что солдат был обречен охранять склеп вечно, а сокровище осталось там, где было. “Отче! отче! — сказал менестрель, печально качая головой, — боюсь, в этом поцелуе было меньше святого, чем греховного!”
Считается что карманы менестреля были достаточно набиты сокровищами, чтобы возвысится в мире. Он преуспел в своих делах, взял девушку в жены. Девушка оказалась образцовой женой и родила своему мужу множество детей.
Обсуждение
Я привел эту легенду из-за обилия в ней образов и символов, а также потому, что она не заканчивается на абсолютно положительной ноте главным образом из-за чьего-то прегрешения. Легенду стоит прочесть целиком, потому что ее можно эффективно использовать как тему в работе с образами. Одна из подтем заключается в обещании получить находящееся в пещере сокровище, которое можно добыть только при пересечении священного и женского начал. Только женщина может отпереть сокровище, лежащее в сундуке. Это символы сердца, эмоций, запертых до тех пор, пока их не откроет “девушка”.
Заклятье, наложенное на солдата, можно было разрушить только через абсолютное послушание и правдивость, и только когда менестрель был готов встретиться с опасностью, он получил возможность добраться до сокровища. Поцелуй священника мог быть невинным, но история, по-видимому, говорит, что психика читает мотивы сердца. Священник должен быть честным и целомудренным, и тот факт, что он удовлетворяет свой аппетит до начала работы, выдвигает на первый план то, что психика не любит, когда с ней ведут себя легкомысленно. Похоже, что священника обвиняют в двух пороках — обжорстве и похоти. И то, и другое — плотские грехи.
Соломон, царь древнего Израиля, был вторым сыном Давида, царя Иудеи и Израиля. В поздней еврейской и мусульманской литературе Соломон появляется не только как мудрейший из мудрецов, но и как человек, наделенный властью управлять духами невидимого мира. Печать Соломона символизирует две стихии — огонь и воду. Сверх того Печать олицетворяет мудрость Соломона и власть над силами тьмы.
Менестрель использовал печать как талисман, и именно она открыла сундук и обнаружила сокровище. В высшей степени сомнительно, обладает ли талисман неотъемлемой силой; сила его заключается в том, что вкладывает в него человек. Вот почему талисманы полезны для того, чтобы их носили клиенты, и вот почему всегда следует по крайней мере предложить, чтобы клиент поискал что-нибудь, что поможет ему в путешествии.
Тема девятая — Кубок
Существует много символов, которые относятся к теме вместилища. В символизме вместилище в целом понимается как олицетворение женственности, женского начала. Первичное вместилище — это, конечно, материнское лоно, из которого мы все родились. Если принять, что вышеизложенное допущение верно и вместилище олицетворяет женское начало, то мы можем расширить это понятие и сказать, что оно олицетворяет функцию чувства, мужскую или женскую. Так как функция вместилища — хранение, мы могли бы сказать, что вместилище хранит в себе содержание жизни. Некоторые вместилища хранят в себе составные части и трансформируют их в нечто иное; кастрюли в кухне, пестик и ступка в аптеке. Являясь сексуальными символами, пестик и ступка также символичны, если имеет место трансформация и единство противоположностей.
Если рассматривать вместилище на более широкой основе, тело — самое изумительное вместилище, которое удерживает вещества вместе и трансформирует различные элементы в целях поддержания жизни. Материнское лоно олицетворяет позитивный аспект вместилища; котел колдуньи — негативный аспект. Содержание чего-либо во вместилище олицетворяет содержание текучих сил природы. Если на вместилище положена крышка, это дает гарантию того, что находящееся внутри надежно хранится, но также там может находиться ловушка. Представьте себе изящную, прекрасно раскрашенную бабочку, присевшую на край вазы. Она начинает исследовать внутренности вазы, движимая притягательным ароматом, оставленным высохшими лепестками роз. На этом этапе бабочка — исследователь. Теперь представьте себе, что некто подходит и закрывает вазу крышкой; теперь бабочка — пленник, пойманный запахом. Снятие крышки символизирует выход, свободу, освобождение. Закрытый кубок может также олицетворять бессознательное и неспособность исследовать его.
В библейской истории о Ноевом ковчеге “вместилище” спасло человечество. Похожая история есть в греческой мифологии о Девкалионе. Сын титана Прометея, Девкалион, был царем Фтии в Фессалии, когда бог Зевс из-за грешного поведения человеческого рода уничтожил людей наводнением. Девять дней и ночей Зевс посылал потоки дождя. Только Девкалион и его жена Пирра пережили потоп. Они спаслись, потому что были единственными, кто вел добродетельную жизнь и оставался верным закону богов. Предупрежденный своим отцом, Прометеем, Девкалион построил судно, которое невредимыми доставило его и Пирру на вершину горы Парнас. Дельфийский оракул велел им бросить кости их матери через плечо. Понимая, что эти кости означают камни земли, они повиновались, и из камней вывелся новый человеческий род.
Вышеизложенное — это позитивная сторона символа вместилища; негативной будет Пандора, которая в греческих мифах за свое неповиновение была ответственна за все болезни, мучившие род человеческий.
Это общее введение прокладывает путь для исследования одного символа, кубка. В легендах о Короле Артуре кубок изображается как Святой Грааль и используется в таинстве святого причастия. В средние века стало обычным делать кубки из серебра или золота. Их часто украшали орнаментом из драгоценных камней, искусной резьбой и чеканкой. Также кубки могли быть сделаны из хрусталя, если они были связаны с гидромантией (гаданием посредством знаков, извлекаемых из воды, ее приливов и отливов или поддельного появления ее духов).
Кубок с крышкой олицетворяет человеческое сердце, и тогда подобен ящику или сундуку как вместилищу. Из-за своих духовных ассоциаций кубок также связан с мистическим Центром (в данном случае — аллегорическим центром Земли). На символизм кубка влияет его содержимое или его назначение. Кубок, используемый для причастия, хотя и олицетворяет духовную общность, Святую Евхаристию, также означает Тайную вечерю и причастие святых. Хотя кое-что из этих символов таинственно, но все же оно имеет некоторый “земной” смысл, тогда как Святой Грааль настолько скрыт покровом тайны, что наделен совершенно иным значением.
Во французском любовном романе о Парсифале копье олицетворяет то, что пронзает бок Христа, а Грааль или чаша — то, во что Иосиф Аримафейский собрал божественную кровь. Чудесная ваза дарует все блага небес и земли; она исцеляет раны и, к удовольствию владельца, наполняется самой изысканной пищей. Чтобы добраться до нее, человек должен быть в состоянии благости. Только священник может поведать о ее чудесах. Кельтская мифология рассказывает о таинственной вазе (также называемой котлом), которая вдохновляет поэтический гений, дает мудрость, открывает будущее и раскрывает тайны мира.
Кубок и образы
“Обнаружение кубка” может быть знаменательным этапом в нашем личном поиске. Некоторые терапевты полагают, что для клиента существенно обнаружить кубок, а для клиентки — свой меч (пику или копье, что будет обсуждаться дальше). Этот факт, вероятно, основывается на влиятельном исследовании Юнга Анимы и Анимуса. Хотя, без сомнения, бывает уместно отделять мужское от женского, я предпочитаю работать и с тем, и другим и предоставлять выбор клиенту. Теперь будет представлена следующая тема, а затем мы посмотрим на кубок и меч вместе.
Тема десятая — Меч
Рис. 1. Меч
Я надеюсь, что, прорабатывая эти темы, вы находите образы, порожденные, вызванные тем, что читаете. Обратите внимание на эти образы, запишите их и попытайтесь проработать, чтобы повысить свое осознание и понимание.
Хотя тема настоящего раздела — меч, я также введу связанный с ним символ копья.
Меч, состоящий из лезвия и предохранительного приспособления, символизирует соединение, особенно если он принимает форму креста. Меч служил объектом почитания; римляне считали, что он обладает силой оберегать от злых духов, потому что сделан из железа, металла Марса, бога войны.
Меч обладает властью ранить, он символизирует свободу и силу. Он контрастирует с прялкой, которая является женским символом непрерывности жизни. Таким образом, меч и прялка олицетворяют соответственно смерть и плодородие. В церемониях меч используется как символ чести или власти.
Меч — это инструмент или символ карающей справедливости; следовательно, власти правителя или судьи наказывать преступников; более широко — символ власти правительства, исполнительной власти, авторитета, юстиции, а также аппарата исполнительного правителя или судьи.
В скандинавской мифологии Фрей (или Фрейр) — бог плодородия, мира и процветания. Он был братом Фрейи, одним из Ванов, богов, которые отвечают за благоденствие. Среди его магического имущества находился меч, отданный им Скирниру, который за это добился для него Герд, самой прекрасной женщины в мире, жены Фрейя.
В греческой мифологии Танатос — бог смерти. Он жил со своим братом Гипносом (Гипнос — Сон) в подземном мире. Его изображают с крыльями и бородой, с мечом в руке. О нем говорили, что это единственный бог, который избегал жертвенных предложений.
В библейском символизме меч синонимичен духовной войне. “Язык — острый меч” — это пагубный разговор, ложное обвинение, клевета и неверное толкование (Псалом 57:4). “Многие пали от лезвия меча, но не так много, как от языка” (Екклезиаст 28:18). “Слово Бога”, которое дано с благоволением или осуждением, связывается с обоюдоострым мечом.
Когда меч связан с огнем и пламенем, он символизирует очищение, в то время как хлыст и плеть связаны с наказанием. Золотой меч — это символ высшей духовности. Меч западного типа, вследствие своей формы, — это мужское, тогда как восточный, искривленный меч — лунное и женское.
Меч рыцаря олицетворяет сознательный интеллект, который добился господства над животными страстями. Выковывание меча — это символ человеческого духа, работающего над трансформацией исходного материала в нечто стоящее. В истории о короле Артуре и Экскалибуре Артур вытаскивает меч из-под камня, и его признают как долгожданного короля. Это сексуальный символ освобождения фаллоса от женского начала. На духовном уровне он олицетворяет освобождение духа от ограничений низкой природы.
Копье символизирует войну и фаллос. В то время как меч символизирует дух, копье, напротив, символизирует Землю. Копье и кубок (Грааль) часто составляют пару, олицетворяя мужское и женское начала.
В XI веке стал распространенным боевой прием — атаковать с копьем наперевес, то есть держа его подмышкой справа. Левая, защищенная щитом сторона рыцаря всегда была обращена к врагу. Прежняя овальная форма щита была поэтому модифицирована в удлиненную форму с заостренной нижней стороной, чтобы защищать конника от глаз до колена.
Кубок и меч
Именно клиент должен решить искать либо кубок, либо меч, либо и то, и другое, потому что и то, и другое необходимо нам, независимо от пола.
Случай Гленна
К концу проведенного со мной времени Гленн, в процессе своего путешествия, нашел и кубок, и меч. Внешне Гленн не имел затруднений с женской стороной самого себя; это был заинтересованный студент-медик, который давал все основания думать, что интерес продолжится даже когда он будет работать врачом. Впрочем, была внутренняя борьба по поводу того, как уравновесить противоположности, потому что он во многом видел их скорее как противостоящие, а не дополняющие друг друга стороны самого себя.
Он очень хорошо развил свою “мужскую” сторону. Здесь он был логичным мыслителем, однако временами Гленн чувствовал, как другая сторона, его сердце, борется за право контроля. Решение о том, какой символ он будет искать сначала, не принималось сознательно. Когда он расслабился, то оказался на тропинке, ведущей к церкви. Вся картина излучала спокойствие, мир и безопасность. Гленн мог слышать, как играет орган и видел сверкающие витражи. Он нашел маленькую дверцу сбоку церкви, она вела, в комнату, пахнущую ароматическими маслами. Я спросил его, было ли у него какое-то представление о том, что находится за дверью. Глен ответил, что она приведет к свету и хотел пройти через нее. Он оказался в сверкающем месте с зеленой травой. Я предположил, что там есть тропинка, и он увидел, как она бежит в отдалении. Он не хотел исследовать, что находится впереди. Я предположил, что по тропинке пойдет мудрец, который поведет его за собой.
Это был один из тех редких моментов, когда я чувствовал зависть к происходящему, но не смел вмешаться. Выражение лица Гленна ясно показывало, что тот, кого он встретил, был кем-то особенным. Я ждал и наблюдал. Ниже приводится то, что рассказал мне Гленн, когда путешествие завершилось.
“Сразу после того, как вы предложили поискать мудреца, который стал бы моим проводником, я увидел эту фигуру, приближающуюся ко мне. Он не шел — он лучился и сверкал, а выражение его лица было таким добрым и кротким. Он заговорил. Я не скажу вам, что он сказал, пока не скажу, но я знал, что должен следовать за ним. Он привел меня в пещеру, где я нашел старый коричневый деревянный сундук, весь покрытый паутиной. Я не видел никаких замков. Я знал, что должен его открыть. Забавно, пещере следовало быть темной, но она не была такой. Он осветил ее. Сундук интриговал меня, так что я попытался его открыть, но петли, наверное, были слишком тугими; полагаю, от ржавчины. Я опустился на колени, думая, что это даст мне больший рычаг. О, какое это было усилие, но крышка поднялась. Я был потрясен, могу вам сказать, потому что все, что там оказалось — это какие-то старые тряпки. Это кажется какой-то злой шуткой. Я посмотрел на моего проводника, он только улыбался, и я начал чувствовать раздражение. Потом я подумал, что означает эта старая одежда? Она означает то, из чего выросли, чего не используют, не хотят. Тут меня действительно поразило, она означала меня, мою старую жизнь, а если так, то в сундуке, вероятно, есть что-то еще. Я порылся и на самом дне нашел — угадайте что? Прекрасный кубок, похожий на кубок для причастия, но украшенный драгоценностями и инкрустированный золотом.
Я поднял его, и именно тогда начал плакать. Я знал, вы не будете возражать. Он был такой красивый. Как будто я нашел Священный Грааль. Все, чего мне хотелось, — чтобы со мной были люди, я наполнил бы кубок вином и мы участвовали бы в духовном общении. Это был самый прекрасный момент в моей жизни.
Как раз в этот момент луч света прорвался через стену пещеры и осветил угол, которого я не заметил. Я поставил кубок на сундук и направился туда, к куче камней, которые выглядели так, как будто закрывали отверстие. Не знаю, как я нашел силы отодвинуть их, но сделал это и увидел ступени, ведущие наверх. Я не хотел оставлять кубок там, поэтому взял его и поднялся по ступеням. Затем случилась действительно забавная вещь. Проводник был передо мной, хотя я и не видел, как он ушел. Теперь вы подумаете, что это действительно странно, но ступени привели к вершине горы, на которой я был раньше, прямо в ту же самую пеще<