Грань 11. Окрашенность словами
Исходя из научного вопроса и гипотезы, я сформулировал название диссертации – это фасад моего дома, моя визитная карточка.
Название должно быть кратким (не более 7 слов), отражающим содержание научного исследования и его результат. Самый лучший способ придумывания названия – «мозговой штурм».
Название должно вызывать эмоциональную реакцию: быть ярким, запоминающимся, привлекательным, даже «кричащим», но при этом еще и верным по сути. Оно не должно быть «заигранным» и «расплывчатым». Я старался не копировать другие названия.
Переместимся на качелях времени в будущее.
Сейчас, когда вы достигли всего, чего хотели, выпишите 10 слов, которые ассоциируются в мире с вами и вашим открытием.
Теперь, пользуясь для связки глаголами, придумайте яркие, броские, необычные варианты названий своей диссертации и её цели. Как можно больше, сколько сможете. Пользуйтесь 4 подсказками из упражнения «Форсайт-встреча с учениками (грань 2)»:
Название | Цель |
Возвращайтесь!
За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.
В названии обязательны ключевые для исследования слова. Точность в названии важна (следовательно, никаких «полутонов»). Мы чаще всего усваиваем информацию и классифицируем ее по ключевым словам, а название должно сразу заноситься услышавшим или увидевшим его в определенную (нами!) «систему координат». Поэтому я придумал, какие два-три слова сыграют в моем случае роль подобного рода «маячков». В научном мире теперь я буду ассоциироваться с названием своей диссертации.
Чтобы придумать оригинальное и полезное название своей диссертации, продолжите незаконченные форсайт-предложения:
1) В выбранной области знаний я решил следующую актуальную, крупную, значимую и комплексную задачу…
2) Вот названия книг (диссертаций) 5 ведущих специалистов (докторов наук) в моей области, которые бы могли подтвердить, что мое исследование – уникально и реально…
3) Вот полученный мной результат, который сэкономит бюджетные средства и принесёт России дополнительные доходы…
4) А вот такую большую пользу моя диссертация привнесет в выбранную область знаний и науку в целом…
5) Вот 5 главных отличий полученных мной результатов от достижений научных коллективов, занимающихся подобной проблематикой…
Из полученных ответов выберите 5 главных слов: одно – характеризующее задачу (проблему) или выбранную область знаний, второе – отражающее научный результат, третье – доказывающее истинность (доказуемость) результатов, четвертое – придающее творческий (инновационный) характер результатам, пятое – вдохновляющее на продолжение начатого исследования.
Поиграйте этими 5 словами, как в конструктор. Добавьте что-то для связки. Должно получиться отличное название!
Я придумал лаконичное, легко произносимое и запоминающееся название. Здесь не место сложным синтаксическим и смысловым конструкциям (поэтому я использовал глаголы, недлинные слова, сократил существительные в родительном падеже).
Знаю, что в ВАК не приветствуются в названии слова «основания» и «подходы», потому что это самостоятельные методологические единицы. Плохо, когда в названии «теория и практика». Если «условия» – то они должны быть обязательно прописаны в диссертации с единственным основанием для классификации (достаточные условия).
Я соблюдал главную заповедь хорошей диссертации – оригинальность. Она должна быть «не такой, как все».
Цель своего исследования я сформулировал научно, то есть в ней не содержался ответ на вопрос, какие положительные изменения в качество жизни привнесут результаты исследования. Отвечая на этот вопрос, моя диссертация стала бы демонстрацией путей улучшения практики.
Научная цель рисует картину поиска истины, рассказывает о том, что будет сделано в ходе исследования. При этом цель я написал словами, которые все без труда понимают.
Практические цели нужны для компенсации недостатков окружающей действительности. Людям больше нравятся цели, чем пути их достижения. Поэтому в практике важно точно поставить цели. И нельзя, чтобы они были недостижимыми.
Моя научная цель не была реальной, достижимой, направленной на решение проблемы конкретного человека, коллектива. Моя цель была связана с поиском истины.
Моя научная цель была сформулирована на логическом уровне мышления: языком абстрагированного понятия и отвлеченного обобщения.
ЗАДАНИЕ: Сформулируйте цель своего исследования |
Задачи – это обращение к логике достижения цели. Условно весь путь к цели я разбил на участки.
Вот этапы, которые я выделил, чтобы с наилучшим результатом достичь цели: 1) анализ того, что сказали до меня; 2) анализ реальной ситуации (в науке и практике); 3) теоретическое моделирование; 4) проверка теоретической модели в ходе ОЭР; 5) нормативное моделирование (советы для науки и практики).
ЗАДАНИЕ: Сформулируйте задачи своего исследования |
Анекдот в тему.
Пригласили ветеринара, статистика и физика, чтобы каждый за сто тысяч долларов в течение недели придумал способ для угадывания коня, который победит на скачках.
Через неделю все трое приходят...
Ветеринар: «Я разработал таблицу, по которой, зная физические данные коней, можно будет предсказать победителя»
Комиссия: «Очень полезная информация...»
Статистик: «Я построил регрессию, по которой, зная предыдущие забеги, можно предсказать коня-победителя.»
Комиссия: «Очень полезная информация!»
Физик: «Мне нужно для работы еще два года и 1 миллион долларов. Но к настоящему моменту я построил модель для победы сферического коня в вакууме».