Грань 10. Взаимосвязанность ответов
Главный элемент моей авторской научной разработки, крыша моего научного здания – концепция.
Концепция – латинское слово, означающее способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, который порождает соображения и выводы, присущие только для данного способа.
Концепция – взаимосвязанные идеи, подкрепляющие правильность или ошибочность полученного ответа на научный вопрос, определяющие место ответа в системе науки более высокого порядка.
Концепцию я разработал в результате анализа и синтеза.
Анализ: исследуемый предмет я разложил на составные части, каждую из которых подверг детальному изучению. Синтез: отдельные элементы и части я стал рассматривать во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности.
Это и позволило представить гипотезу, подтверждение которой стало теорией, а также послужило постановке новых научных вопросов.
В результате, в концепции я представил целостное и обобщенное знание о предмете, показал его динамику, охарактеризовал условия его развития, обосновал прогнозы и деловые предложения, дал рекомендации по его управлению и использованию.
Важно! Все представленные классификации в моей концепции имели единое основание. Это – закон логики. Не могут быть: яблоки, груши, апельсины и фрукты. Потому что фрукты – обобщающее понятие для предыдущих наименований.
Я научился мыслить научно, однозначно.
Всегда, как только я задумываю в своём исследовании какое-то перечисление (людей, объектов, предметов, явлений и т.п.) – я выбираю только ОДНО основание для классификации. А оснований – много.
Например, если я задумал в своей концепции классифицировать направления (к задачам, условиям, принципам, показателям и т.п. это так же применимо), то у меня есть возможность использовать огромный выбор оснований.
Так, если в основе моей классификации – процесс, то направления могут быть:
- планирование;
- информирование;
- организация;
- реализация;
- оценка;
- популяризация.
Если в основе классификации – время, то направления могут быть:
- краткие;
- продолжительные;
- бесконечные.
Если в основе – периодичность, то направления:
- разовые;
- регулярные;
- непрерывные;
Если в основе классификации – ценности, то направления могут быть:
- материальные;
- социальные;
- духовные.
Если в основе классификации – субъекты семейного воспитания, то направления могут быть:
- работа с детьми,
- работа с мамами,
- работа с папами,
- работа с педагогами,
- работа с бабушками и дедушками,
- работа с братьями и сестрами.
Если в основе – виды искусств, то:
- архитектура;
- декоративно-прикладное искусство;
- дизайн;
- изобразительное искусство;
- фото;
- кино, телевидение, радио;
- литература,
- журналистика;
- музыка,
- театр,
- хореография,
- цирк.
Если в основе – взаимодействие субъектов воспитания (например, дети-родители-педагоги-социум), то направления:
- родители-дети;
- родители-родители;
- родители-педагоги;
- педагоги-дети;
- педагоги-педагоги;
- дети-родители-педагоги... (всего 16, потому что 4 в 4 степени).
Если в основе классификации – педагогические результаты, то направления могут быть:
- воспитанность (качеств);
- обученность (знания, умения, навыки);
- развитость (компетенции).
Если в основе классификации – ведущие виды деятельности человека, то направления могут быть такими:
- игровые;
- социально значимые;
- научно-образовательные;
- профессиональные;
- семейные.
Если в основе классификации – взаимодействие человека с предметной средой, то направления могут быть такие:
- человек-природа,
- человек-человек,
- человек-техника,
- человек-информация (знаки).
Если в основе классификации – количество, то направления:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективно-массовые.
Если информация, то:
- входящая;
- исходящая.
Если формы, то:
- круг
- овал
- многоугольник :)))
Самое интересное, что когда я кладу в свою классификацию ОДНО основание, у меня не может быть бесконечного списка (и т.д. и т.п.) - он конечен, ограничен, однозначен. И это – здорово! Значит, я рассматриваю исследуемое всесторонне. Моя концепция будет стройная и приятная.
Переместимся в будущее на качелях времени.
Пользуясь тем, что вы уже достигли, чего хотели, представьте 7 кадров рекламного фильма о вашем великом научном открытии. Что это за результат? Каковы его потребители? Кто и почему препятствовал его внедрению? Каковы условия его развития? Какие прогнозы на будущее? Какие рекомендации по управлению и использованию вашего открытия? Кто пойдет следом за вами, к чему придут они?
Кадр 1 | Кадр 2 | Кадр 3 | Кадр 4 | Кадр 5 | Кадр 6 | Кадр 7 |
Возвращайтесь.
Проанализируйте свои записи.
Чем детальней вы ощутили своё открытие в будущем, чем четче представляете его потребителей, конкурентов, последователей – тем проще вам начать исследование прямо сейчас. Неумение видеть результаты своей работы – самый главный тормоз исследователя. Путешествуйте чаще на качелях времени к своим результатам, чтобы они всегда были рядом с вами прямо сейчас.
За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.
Я старался не увлекаться абстрагированием от реальной жизни, как это свойственно иногда учёным.
«Известно, что отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью.
Когда его семья переехала на новую квартиру, жена положила ему в бумажник листок, на котором записала их новый адрес. Она отлично понимала, что иначе муж не сможет найти дорогу домой.
Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная замечательная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, понял, что идея неверна и выкинул листок в мусорную корзину.
Вечером, как ни в чем не бывало, он поехал по своему прежнему адресу.
Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живет, он в полной растерянности вышел на улицу…
Внезапно его осенило, он подошел к стоявшей неподалеку девочке и сказал: «Извините, возможно, вы помните меня. Я профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?»
Девочка выслушала его очень внимательно и ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь…».