Грань 5. Наблюдение со стороны
Движение к открытию стало смыслом моей жизни. Даже если бы моя гипотеза не подтвердилась, отчёт о моём движении к научному результату был бы защищён с большим успехом.
Когда я только начал своё движение к истине, я применял методику «взгляд со стороны». Это известная тактика великих людей – отключаться от действительности, смотреть на все как будто из окна. Я превратился в стороннего наблюдателя, смотрящего на выбранный объект исследования.
Наблюдая за собой со стороны, я восхитился: как же здорово я наблюдаю за собой со стороны! J
Какая сторона, что конкретно интересует меня в этом объекте?
Общий объект для науки – истина. Всё происходящее в обществе взаимосвязано, имеет свои причинно-следственные связи, а любая случайность является по факту не познанной закономерностью.
Интересно высказывание по этому поводу А.Франса: «Случай – это псевдоним Бога, когда Он не хочет подписываться своим собственным именем».
Но наше сознание заставляет в главной истине вычленять только определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы особым инструментарием. Процессы и явления такой области составляют объект какой-то «под-науки» или отрасли знаний.
У науки есть инструментарий как комплекс методов:
1. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция, контент-анализ, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.), изучение и обобщение опыта, эксперимент, метод экспертных оценок и др.
2. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.
3. Социологические методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, моделирование и др.
4. Психологические методы: применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).
5. Методы математической статистики: дескриптивный, линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование и др.
6. Педагогические методы: опора на положительный пример, стимулирование, просвещение, консультирование, консилиум, планирование, координирование, контроль, инструктирование и др.
Для того чтобы разобраться в объектно-предметных тонкостях, можно представить объектом исследования мебель (идея В.В.Краевского) – стол (при этом всегда помни, что в реальной науке и объектом и предметом могут быть только процессы, действия, явления).
Предметами исследования объекта-стола могут быть разные его стороны (но не части): история возникновения и использования столов, их «путешествие» из леса до потребителя, многообразие столов, структурный состав столов, их предназначение и т.п.
Объект педагогики – педагогическое взаимодействие (педагог – семья; педагог – педагог; педагог – ребенок; педагог – социум; педагог – группа и т.п.). Если в психологии объектом может быть внутренний мир человека, то в педагогике это всегда только процесс взаимодействия. Причем всегда объективный (отсюда и название – объект), то есть не зависящий от личности процесс педагогического взаимодействия.
Я всегда помнил, что исследование будет научным, если я сконцентрирую внимание на закономерностях (объективных законах) педагогического взаимодействия.
В своей диссертации я чётко указал, какое педагогическое взаимодействие исследую инструментарием педагогики. Это и стало объектом моего диссертационного исследования.
ЗАДАНИЕ: Запишите объект своего научного исследования |
Типичной ошибкой формулировки объекта педагогического исследования является как раз отсутствие процесса педагогического взаимодействия. Например, когда объектом ошибочно определяют детей (студентов), класс, школу, родителя, педагога и т.п.
Обозначенное в объекте педагогическое взаимодействие я мог бы исследовать с разных сторон. Глобально учёные педагогики занимаются поиском истины – как сделать так, чтобы педагогическое взаимодействие способствовало достижению заданного образа.
Внутри этого поиска истины выделяются различные стороны, которые «растаскивают» педагогику по так называемым «педагогическим» наукам:
– история взаимодействия (как это было) – история педагогики;
– обучение (взаимодействие «учитель – ребенок, класс») – дидактика;
– воспитание (взаимодействие «воспитанник – воспитатель») – теория и методика воспитания;
– влияние на взаимодействие с окружающей средой – социальная педагогика и т.д. и т.п.
Когда я чётко обозначил исследуемую сторону взаимодействия (указанного в выбранном объекте), я сформулировал предмет своей диссертации.
ЗАДАНИЕ: Зафиксируйте предмет своего исследования |
Диссертация всегда предполагает публичную защиту, поэтому чёткое, грамотное вычленение предмета стало моей страховкой в случае нападок оппонентов по поводу размытости, «растекаемости», неопределенности логики моего научного исследования.
Своим предметом исследования я заявил научной общественности: вот этот аспект педагогического взаимодействия – моя территория. Я был бы рад найти истину вообще, но моё сознание, увы, ограничено. За 3 года (или даже 30 лет) я смогу найти истину только в указанном аспекте.
Для закрепления этих правил, переместимся в будущее.
Посмотрите на мир будущего. Что привнесли вы в него своим открытием?
За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.