Грань 2. Преемственность научной школы
«Если вы хотите, чтобы произошла смена научной парадигмы, недостаточно, чтобы все старые профессора ушли на пенсию.
Они должны умереть» (Джо Витале)
Сильное высказывание. Но не позитивное. Я всем своим учителям желаю здоровья и долгих лет. Искренне.
Научное счастье – в продолжении научной школы, созданной нашими учителями.
Притча «Учитель и ученик»
Эта история произошла с Великим индийским музыкантом. Он жил при дворе Великого царя. С его талантом не мог сравниться никто.
И однажды Царь сказал ему: «Я не представляю, чтобы кто-то мог превзойти тебя! Это кажется немыслимым. Ты – последнее слово, вершина творения. Да славен Творец вовеки! Но когда бы я ни подумал об этом, у меня поневоле возникает мысль, что всё же ты был учеником у Мастера, который учил тебя мастерству. И кто знает, может, он и превосходит тебя по мастерству? Кто этот Мастер? Он жив ещё? Если да, то можно ли его пригласить во дворец?»
Великий музыкант сказал: «Да, он жив. Но как пригласить его во дворец, если он подобен дикому животному – ходит, где придётся? Он – не человек из общества. Он, как ветер или облака, которые гонит ветер. У него нет ниточек, связывающих его с миром. Это бездомный скиталец. И, более того, его нельзя попросить спеть или сыграть, абсолютно невозможно. Он поёт только тогда, когда чувствует. Он танцует только тогда, когда чувствует. Можно лишь пойти к нему, ждать и наблюдать».
Но Царь был так заинтересован, что пришёл в восторг даже от этих слов: «А! Его Мастер жив! Ради этого стоит пойти хоть на край света».
Мастер был бродячим факиром. Царь послал гонцов, чтобы выследили его местонахождение. Обнаружили его в хижине на берегу реки. И Царь с Музыкантом пошли слушать его.
Жители местной деревушки сказали, что он начинает петь и танцевать около трёх часов ночи. А весь день сидит тихо-тихо, как мышка. И вот, среди ночи Царь и Музыкант, подобно ворам, притаились позади той хижины, потому что если бы этот человек узнал про них, то не стал бы ничего делать.
Три часа ночи. Мастер стал петь, а затем танцевать. Царь был словно загипнотизирован – не мог произнести ни единого слова, потому что никакая оценка не могла быть дана тому, что он видел. Царь только непрерывно плакал. Возвращаясь домой, он хранил гробовое молчание. Только слёзы продолжали катиться из его глаз.
Когда Царь пришёл во дворец, то прямо на ступенях сказал Музыканту: «Я думал, что никто не может превзойти тебя; я думал, что ты – что-то удивительно уникальное, но теперь – прости меня – я должен сказать, что ты и в подметки не годишься своему Мастеру! Но почему?!»
И Великий музыкант ответил: «Нет ничего проще – я пою и танцую за деньги, престиж, власть, уважение. Моя музыка – это пока ещё средство для достижения результата. Я пою, чтобы что-то получить, а мой Мастер поёт, потому что что-то получил. И в этом разница. Он поёт только тогда, когда что-то имеет внутри, только тогда возникает песня. Песня как результат. Когда он наполнен и не может всего вместить в себя – только тогда он поёт. Пение его – результат, исход сам по себе. Он празднует!»
ЗАДАНИЕ: в течение 1 минуты составьте список всех своих любимых учителей (колонка слева). Затем, 1 минуту посвятите своим любимым ученикам, с которыми вы продолжаете поддерживать связь (колонка справа). | |
Любимые учителя | Любимые ученики |
Кого получилось больше?
Если примерно одинаковое количество – вы находитесь в умилительном ученически-учительском равновесии.
Если учеников – больше, вам срочно нужно пройти курсы повышения квалификации у великих учёных или прочитать основоположников вашей отрасли знаний.
Если больше учителей – вам нужно больше времени посвящать своим последователям, учить их благодарности и самоотдаче.
Помните! Все известные в истории и в современности великие учителя всегда были и остаются великими учениками. Они учатся вместе со своими последователями, вселяя в них уверенность, свойственную первооткрывателям.
«Великий человек внушает чувство, что вы можете стать великим» (Марк Твен)
Личная причастность к судьбе каждого из своих учителей и учеников, постоянная забота о них – всё это является неисчерпаемым источником для самоутверждения, общественного признания, вдохновения, приближения к мечте. Не зря ведь в народе учёных считают самыми умными и благородными людьми.
Однажды знаменитый греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:
— Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?
— Погоди. Прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется “Испытание тройным фильтром”.
— Тройным фильтром?
— Да, – продолжил Сократ. – Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать. Первый фильтр – на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что все, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?
— Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил…
— Значит, – сказал Сократ, – ты точно не знаешь, правда это или нет. Тогда давай применим второй фильтр – на Добродетель. Ты собираешься мне сказать о моем ученике что-нибудь хорошее?
— Нет, как раз наоборот…
— Итак, – говорит Сократ, – ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако ты по-прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр – на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?
— Скорее всего, нет…
— Таким образом, – подвел итог Сократ, – если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?
— Да, Сократ, как всегда, ты абсолютно прав.
Именно поэтому Сократа считали великим философом, учителем и очень уважали.
Моя научная школа, в отличие от школы традиционной, предполагает не столько обучение, сколько продолжение развития науки. То есть правильнее было бы писать не «научная школа», а «научная лаборатория», «научная студия» или «научный завод».
Потому что в моём сообществе создаётся уникальный научный продукт. Более того, этот продукт не поддаётся никаким критериям эффективности. Как можно измерить эффективность непознанного? В моей супер-школе мы говорим о критериях превосходства.
В отличие от обычной, в моей научной школе у каждого её представителя есть абсолютно уникальный продукт. За каждым открытием стоит конкретный человек.
Научное исследование – увлекательное путешествие со своей особой скоростью прохождения и часто непредсказуемым расстоянием до результата.
Я стал ещё более счастливым, когда меня назначили научным руководителем магистрантов-аспирантов. У меня есть достаточно времени и возможностей, чтобы узнать каждого своего ученика конкретно. Я могу себе позволить проникнуть в мечты и ожидания каждого ученика, совместно разработать маршрут движения к открытию и выбрать особый стиль обучения.
Партнерство в научной школе – уникальное явление, потому что позволяет через совместное обучение (почти всегда магистрант-аспирант глубже научного руководителя разбирается в предмете своего исследования) организовать исследование, способствующее научным открытиям, а также профессиональному и личностному росту каждого его из участников.
В отличие от обычной школы, где неприлично важное место занимает раздробление целого на мелкие детали (предметы, разделы, главы, параграфы, абзацы, предложения, домашние задания, три готовых ответа по ЕГЭ), в моей научной школе всё собирается в единую конструкцию. Вселенная приобретает осмысленность и интерес.
Если в общеобразовательной школе учитель вещает на аудиторию, а потом периодически устраивает проверки: насколько ученики отклонились от его гениальных мыслей, то я, как научный руководитель, на самом старте расписываюсь в своём невежестве относительно нового предмета, предлагая аспиранту совместно разгадывать Вселенную, готовя своего ученика к непознаваемому, неоднозначному, стремительно меняющемуся будущему.
«Я не знаю» — есть разрешение последователям узнавать, задавать вопросы, на которые нет ответа... создавать новые способы смотреть на мир... рисковать... и все решать самим» (Карл Вейк).
Наука требует вопросов. Моя задача как научного руководителя – объяснить ученикам процессы постановки научного вопроса и получения правильного ответа. Чтобы осваивать новые области знания, обновлять науку, отбрасывать старые идеи, нужно задавать вопросы, а не запоминать известные ответы. Только вопросы способствуют открытию, потому что провоцируют, воодушевляют и разрывают рамки стандартных решений.
Если образование – это ваяние человеком образа, то наука – это обращение к истине с вопросом.
Современная наука возвращается к правилам диалогов Сократа, когда его знаменитые ученики-последователи в своих многочисленных вопросах ставили под сомнение тривиальное и великое, приобретая уникальный опыт познания и роста.
Восторг и радость – самые важные характеристики научного познания. Как альпинисты, покоряющие горы, как серфингисты, седлающие волны, как священники, видящие святых, так и учёные в восхищении и предвкушении ждут встречи с открытием. Наука вдохновляет.
— И пробовать не стоит, – сказала Алиса. – Нельзя верить в невозможное.
— Хочу сказать, ты мало тренируешься, – ответила Королева. – Когда я была в твоем возрасте, я всегда занималась этим не менее получаса в день. Бывало, еще до завтрака мне удавалось поверить в шесть невозможных вещей.
(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)
Наука – верный путь к духовному богатству. Открытие загадок Вселенной – увлекательный и бесконечный процесс. Приобщение к миру людей, которые ищут клады Вселенной, дарит необыкновенные ощущения, вдохновляет и заряжает позитивом.
Устраивайтесь поудобнее на качелях времени, перемещаемся в будущее.
Добро пожаловать в будущее!
Представьте, что вам сейчас предстоит одна из самых важных встреч с вашими повзрослевшими учениками. Напишите им короткий приветственный текст, своего рода напутствие. Сделайте его эмоциональным, используя четыре подсказки:
1) Вызывайте восторг и приводите в восхищение. Запись должна быть яркой, запоминающейся, привлекательной, но при этом еще и максимально честной. Можно писать о чём-то глобальном или фантастическом, но при этом ваши ученики должны получать эмоциональный заряд от вашего напутствия прямо здесь и сейчас.
2) Зацепите взгляд. Выступление должно быть гипнотическим, приковывать внимание. Вот самые гипнотизирующие слова (Д.Витале): волнующий, восхитительное, восторг, впервые, гарантированный, захватывающий, как сделать, ко времени, любовь, наконец-то, невероятный, новинка, новый, ограниченный, открывающий, первоначальный, предложение, представляя, прекрасный, революционный, сверхчувствительный, специальный, срочный, удивительный, улучшенный, уникальный, успешный, фантастический, феноменальный, эксклюзивный.
3) Запоминайтесь какой-то особенностью. Все люди усваивают даже самый большой объём информации по ключевым словам. Поэтому, подумайте, какие несколько слов полностью охарактеризуют вас и вашу мысль. Придумывайте лаконичные, легко произносимые и запоминающиеся предложения. Попытайтесь использовать больше глаголов, недлинных слов, знаков.
4) Больше интима. Запись должна обязательно вызывать эмоциональную реакцию, быть «не такой, как у всех». Не злоупотребляйте копированием и цитированием чужих мыслей. Смело используйте лично-интимный, искренний текст, а это возможно только в личной переписке, а не через обращение «ко всему народу».
Напутствие моим любимым ученикам |
Поздравляем! Возвращайтесь обратно в наше время.
Проанализируйте свой текст. Если в нём есть какие-то предостережения и негативные оценки – вы сами находитесь в страхе перед открытиями и своими безграничными возможностями. Если только позитивные пожелания – вы светлый и радостный человек, именно таким и должен быть настоящий научный руководитель.
Если в своём обращении вы сослались на своих учителей, поздравляю, вы – благодарный ученик, каким и должен быть настоящий исследователь-последователь.
Если написанный вами текст не вызывает у вас стеснения и вы готовы прямо сейчас опубликовать его в широкой печати, здорово, вы – востребованный, нужный и полезный специалист. Публикуйте!
За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.