Особенности восприятия музыки.

Отношения звуков разворачивается не в пространстве, а во времени и это затрудняет их выделение и сравнение. Обследование заключается в том, что ребенок подстраивается , приспосабливает к этим свойствам свои движения, прежде всего движения голосовых связок: пропевает мелодию, проговаривает речевые звуки. Ребенок вначале слышит мелодию, слова слитно, нерасчлененно. Когда ребенок овладевает умениями изменять движения голосового аппарата. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкального произведения или стихов, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. Развивающееся чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки или стихов, сам совершая ритмические движения и произнося слова в определенном ритме. ( пр. «Не обижайтесь девушки. Ведь для солдата главное...». Помогают движения рук и в восприятии отношения звуков по высоте, когда эти движения отражают звуковысотное движение мелодии, изменение высоты звуков.

Иллюзии восприятия. Иллюзия Шарпантье.

Даются 2 цилиндра, одинакового веса, но разной величины. Меньший кажется тяжелее. Здесь проявляется осмысленность, когда ощущение тяжести сопоставляется с объемом. Эта иллюзия имеет диагностическое значение. Симптом Демора заключается в том, что у глубоко отсталых детей иллюзия Шарпантье не возникает, восприятие не осмысленное.

ВЫВОДЫ:

1.Обостряется абсолютная и различительная чувствительность.

Образуются все более сложные межанализаторные связи.

Слово превращает раздражения в значение качеств предметов.

Ощущения развиваются в разнообразных видах деятельности.

Развитие внимания.

Особенности нервной системы детей дошкольного возраста:

1.Недостаточная работоспособность нервной системы.

2.Неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.

3.Малая выносливость нервной системы.

4.Преимущественное значение 1 сигнальной системы.

Общие особенности внимания маленьких детей:

внимание кратковременно, сосредоточенность слабая. Внимание постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины.

Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер.

Объем внимания узкий.

Распределение внимания малышам недоступно.

Чем меньше дети, тем труднее им сосредоточиться на словах. Только к 2 годам можно вызвать внимание детей словесным сигналом, сосредоточить на словесной инструкции.

Внимание ребенка наиболее устойчиво в активной деятельности.

Основные изменения внимания в дошкольном возрасте состоят в том, что 1.Расширяется объем внимания.

Ребенок дошкольного возраста уже может воспринимать не один предмет, не одну картину. Он может рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно воспринимать. Результат улучшается . если воспитатель использует при этом прием сравнения. Однако, у 4-5 летних объем недостаточен для различения сложных по содержанию и мало отличительных друг от друга объектов (букв, цифр, знаков, рассказов или картин о зиме и лесе).

2.Идет рост устойчивости внимания.

3.Формирование произвольного внимания, дети впервые начинают управлять вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание.

Несмотря на то, что в дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольным вниманием, непроизвольное остается преобладающим.

Устойчивость внимания.

Устойчивость внимания с возрастом возрастает. Это проявляется в продолжительности детской игр. (у годовалых максимальное 14,5, у 3 летних – 27 мин.,5 летних – 96- 100 минут). О такой же регулярно возрастающей длительности сохранения говорят наблюдения при рассматривании картинки ( младшие 6-7 секунд, старшие 12- 19 секунд). Показателем устойчивости является и количество отвлечений ( 3 года за 17.5 минут – 7-8 минут отвлечений, у 5-6 летних за 62,8 минут отвлечений 1,6 минут).

Возрастающая устойчивость свидетельствует о работоспособности нервных клеток, о снижении утомляемости детей. В различных видах деятельности устойчивость проявляется по-разному. Меньше утомляет свободная творческая деятельность, игра. Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что немедленно обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания редко проявляются индивидуальные различия детей (особенности воспитания, темперамент). По исследованиям Ночевкиной В.В. устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 –2 раза больше, чем у особенно возбудимых.

ВЫВОДЫ.

1.Дети младшего возраста не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание, которое привлекается яркими раздражителями, а затем становится вторичным непроизвольным, т. е. опирается на интерес.

Наши рекомендации