Основные виды нормативно-технической информации
Существуют следующие категории стандартов:
ГОСТы – государственные стандарты - утверждаются Госстандартом на группы продукции и на конкретную важнейшую народнохозяйственную продукцию.
ОСТы – отраслевые стандарты - утверждаются министерствами и ведомствами, являющимися головными по видам выпускаемой продукции.
РСТы - республиканские стандарты – утверждаются на продукцию местного значения, если на эту продукцию отсутствует государственный или отраслевой стандарт и технические условия.
ТУ – технические условия – утверждаются по отраслевому принципу соответствующими министерствами и ведомствами.
СТП – стандарт предприятия.
Стандартами называются научно-обоснованные технические документы, которые определяют типы, виды, марки продукции, нормативы её качества, методы испытаний, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение. ГОСТы устанавливают также общетехнические величины, единицы измерений, термины и обозначения.
ГОСТы устанавливаются для того, чтобы обеспечить высокое качество промышленной и сельскохозяйственной продукции, для унифицирования деталей, узлов машин, отдельных изделий.
В настоящее время ГОСТы утверждаются Госстандартом России (Москва) и Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Минск). ГОСТы издаются в виде брошюр, сборников, или отдельных листов. Указываются год, регистрационный №, название, кто разработал, с какого времени начинает действовать, взамен какого стандарта вводится, дата утверждения, ограничения срока.
Например:
Регистрационный номер - ГОСТ 7.82-2001
Название – «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.»
Разработан – Российской государственной библиотекой и др.
Введен в действие – с 1 июля 2002
Введен впервые.
К стандартам близки межотраслевые и отраслевые технические документы (ТУ), другие нормативные документы (методические указания, рекомендации, инструкции).
В отличие от стандартов они имеют более ограниченную сферу действия и создаются тогда, когда отсутствуют стандарты на данную продукцию или когда в силу особых условий производства и эксплуатации возникает необходимость установления специальных требований к этой продукции.
За рубежом наряду со стандартами широко используются спецификации, представляющие собой коммерческие документы, содержащие описание технических требований к продуктам, материалам, процессам или видам обслуживания.
Кроме стандартов Специальные виды технической информации включают технические документы, технические каталоги и прейскуранты на материалы и оборудование, услуги, материалы технической информации, описания к авторским свидетельствам и патентам.
Прейскуранты – официальные нормативно-производственные и/или справочные издания, содержащие систематизированный перечень изделий, материалов, оборудования, производственных операций, бытовых услуг, и т.д. с указанием цен, а иногда и кратких характеристик.
Прейскуранты необходимы разработчикам и проектантам для составления смет различных проектов, оформления расчетов между предприятиями и т д.
Товарный знак (знак обслуживания) – это зарегистрированное в установленном порядке оригинальное изображение, служащее для отличия товаров, услуг одних предприятий от однородных товаров (услуг) других предприятий. Товарный знак имеет сугубо индивидуальные отличительные черты и применяется на товарах, упаковке, ярлыках, бланках, рекламной продукции и документации и т.д.
Наличие товарного знака стимулирует высокое качество продукции (услуг).
Формой правовой охраны зарегистрированного товарного знака является свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком. В этом документе содержится необходимая информационная характеристика товарного знака – его точное изображение, наименование владельца товарного знака, перечень товаров, где используется товарный знак.
3.2. Подготовка и оформление научного текста
Подготовка научного текста состоит из следующих этапов:
* Формирование замысла и подготовка предварительного плана произведения, когда необходимо
- определиться, на кого будет рассчитан текст (популярная статья или курсовая работа),
- придумать заголовок,
- решить, какие материалы включать и с какой степенью детализации.
* Отбор и подготовка материала
- из всего наработанного материала отобрать тот, который бы раскрыл тему, поставленную цель и задачи;
- чтобы включить в текст наработанные материалы, их надо к этому подготовить, а именно - представить в виде таблиц, графиков, диаграмм;
- если не используется компьютер, все отобранные материалы необходимо написать на одной стороне листа, чтобы можно было делать перестановки, компановать текст с помощью ножниц и клея.
- подобрать, цитаты, интересные сравнения (их лучше записывать на отдельные карточки), иллюстрации.
* Группировка и систематизация материала
Идея структуры возникает уже на первом этапе, но окончательного плана еще нет. Идет компановка в разделы, подразделы, пункты; устанавливается логическая последовательность. Причем, чтобы выбрать оптимальный вариант, надо выстроить несколько вариантов текста, последовательности расположения материалов, вот почему удобно пользоваться односторонними листами по каждому фрагменту. Вместе с тем необходимо помнить, что лучшее - враг хорошего, совершенствоваться можно до бесконечности.
В процессе группировки можно реально “увидеть” каждый раздел, подраздел, его объем, его заголовок, подзаголовок и т.д.
Выбрав окончательный вариант текста, все это склеивается, компануется в определенной последовательности. То, что получилось - это уже подобие рукописи.
Остается “причесать” этот текст. Связать отдельные фрагменты логическими мостиками, чтобы все связать в единое целое. Текст должен читаться «на одном дыхании».
* Обработка рукописи
Как правило, научный текст имеет такую структуру: заголовок, введение, основная часть, заключение. Для рефератов, курсовой, дипломной работы принята следующая структура:
- титульный лист,
- содержание,
- введение,
- основная часть, разбитая на разделы, подразделы, пункты,
- заключение,
- список использованной литературы,
- приложения.
3.2.1.Общие требования
Письменная работа выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х210 мм). Рекомендуемый размер шрифта – 12-14 кегель. Минимальная высота шрифта – 1,8 мм (или 12 кегель). Вид шрифта – Обычный, Times New Roman Cyr или Arial. Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: ориентация книжная, размеры полей: справа -10, слева -30, сверху и снизу – по 20 мм.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры (размера, жирности, вида) (ГОСТ 7.32-2001).
Нумерация страниц начинается с титульного листа и продолжается на протяжении всего объема письменной работы. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу страницы арабской цифрой без точки.
Содержание, введение, заключение, список использованной литературы, приложения и каждый новый раздел начинается с новой страницы. Заголовки структурных частей работы (ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, и т.д.) печатаются прописными буквами симметрично тексту.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами без переносов слов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Заголовки подразделов, пунктов печатают строчными буквами кроме первой прописной.
Точки в конце заголовков не ставятся.
Абзацный отступ равен 5 ударам или, если работа печатается на компьютере, устанавливается табулятором.
Письменная работа начинается с заголовка. Требования к его формулировке:
* информативность. Заголовок должен давать полное представление о содержании работы, основной идее, о том новом, что она несет.
* выразительность(выделить свою работу среди других по этой же теме).
* краткость и несложность.
Очень короткие заголовки работ (1-2 слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В работах, освещающих узкие темы, заголовки должны быть более конкретными, а потому более многословными.
Сравните: