Способы активизации мышления

Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задачи заключается в себе цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которыми она задана.
Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации, которая проявляется как рассогласование между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение. Затем проблемная ситуация переформулируется в задачу (цель, данную в определенных условиях). Следует сказать, что очень часто процесс преобразования проблемной ситуации в задачу человеком недостаточно осознается и ему кажется, что все начинается с задачи.
Далее идет процесс решения задачи, включающий в себя выдвижение и анализ гипотез, и формирование общей схемы решения. Заключительной фразой является решение проблемы или формирование результата.
Говоря о повышении продуктивности мышления, в первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, то есть знания и сознательного использования эффективных правил и приемов умственной деятельности. Человек должен хорошо понимать сущность умственного труда, осознавать его основные приемы. Если у него нет желания и умения организовывать свою умственную деятельность, он обычно не достигает высокого уровня развития мышления даже при благоприятных обстоятельствах (задатках и условиях).
Для повышения продуктивности мышления можно использовать умение управлять такими его этапами, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата – все это позволяет сделать процесс мышления более эффективным, активизировать его.
Важным моментом стимуляции мышления является создание и поддержание мотивации. При этом содержание мотива может быть самым разным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное удовольствие.
Практика показывает, что если задача определена собственными интересами, она значительно сильнее и длительнее побуждает к преодолению трудностей решения, чем навязанная извне.
Устойчивая мотивация создает неоценимые преимущества, она позволяет человеку, столкнувшемуся при решении задачи с трудностями, время от времени переключать свою деятельность на другие задачи, не упуская из виду и первую. Такое переключение выступает как профилактическая мера, предохраняющая человека от переутомления, кроме того, она позволяет использовать так называемые бессознательные компоненты мышления. Дело в том, что отложенная нерешенная задача не исчезает из сознания человека: в то время, как сознание человека направлено на другие дела и заботы, процесс решения этой задачи продолжается на подсознательном уровне.
Следует отметить при этом также, что важную роль играет сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, а слишком сильная, когда значимость результата завышена, препятствует переносу принципа решения на другие задачи, это характерно для поведения человека в экстремальных ситуациях, например, на экзамене. Все мы хорошо знаем, что на экзамене иногда трудно решить хорошо знакомую задачу.
Для поддержания оптимальной мотивации следует постепенно наращивать сложность задач, посильных для данного человека. Двигаясь от успеха к успеху, он укрепляет уверенность в себе и способность преодолевать еще большие препятствия.
При эмоциональном перевозбуждении может появиться другой отрицательный момент в мыслительном процессе – тенденция к стереотипизации. В таком случае решение простых задач может даже улучшиться, но выполнение сложных всегда ухудшается. Именно поэтому ситуация спешки и конкуренции не способствуют решению сложных мыслительных задач, обычно сложные творческие задачи хорошо даются людям, которые работают спокойно, не спеша, не стремясь решать задачу как можно скорее, не думая о том, как бы опередить конкурентов.
Существует много способов создания оптимальной мотивации. Иногда целесообразно бросить человеку вызов – побудить его к преодолению трудной задачи, однако лучше всего показать значимость этой задачи лично для него.
Субъективное восприятие задачи как интересной существенно повышает вероятность ее решения. Поэтому для того чтобы сделать задачу привлекательной для человека, целесообразно очертить сферу его преимущественных интересов, где он максимально реализует свои способности, и с учетом этого формулировать задачу.
Мыслительную деятельность стимулируют также разные задачи, решение которых помогает развитию некоторых важных для мышления способностей.
Большое значение имеет способность выделять в условиях задачи главное и второстепенное. Для развития такого умения очень полезно решать задачи с избыточными данными, уводящими от правильного ответа.
Другой важной способностью является умение переформулировать проблему или посмотреть на нее под другим углом зрения. Такое умение развивается при решении задач с частично неверными данными. Такие задачи предполагают умение скорректировать постановку задачи.
Переформулировать условие задачи можно различными способами:
– конкретизацией задачи;
– попыткой решить сложную задачу по частям;
– превращением исходной задачи в более простую из той же области;
– переходом к более абстрактной постановке или применением отдаленных аналогий.
При решении многих задач очень важна способность выделять принцип решения и переносить его с определенной задачи на широкий класс задач. Для этого полезнее решать одну и ту же задачу несколькими способами, чем несколько разных задач.
Активизирует мыслительный процесс и умение правильно ставить вопросы к задаче, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Форма вопроса накладывает неявные ограничения на направления мыслительного процесса при отыскании ответа. При этом имеет значение не только грамматическая структура вопроса, но и его словарный состав. Давно известно, что использование специальных терминов способствует однозначному пониманию вопроса и тем самым резко сокращает поле анализа при переборе различных гипотез. Разработан даже специальный метод решения творческих задач, при котором человек использует список правильно организованных вопросов. Ответы на эти вопросы обеспечивают всесторонний анализ проблемы и предотвращают преждевременное ограничение поиска решения среди наиболее вероятных альтернатив. Цепочка взаимосвязанных вопросов направляет мыслительный процесс в нужное русло и не дает мысли «растекаться».
Как мы уже отмечали, вопросы дают толчок мышлению, ограничивая разнообразие непроизвольных ассоциаций, и поле осознанного перебора гипотез. Поскольку ассоциации очень подвержены индивидуальным и социальным штампам и стереотипам, необходимо осознано освобождаться от жесткого влияния шаблонного мышления, добиваясь снятия так называемых психологических барьеров.
Сущность психологического барьера состоит в том, что человек начинает использовать штампы, незаметно для себя он попадает на «традиционный путь» мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового, оригинального придумать не может. Барьер не только сужает зону поиска гипотез, но и задаёт направление этого сужения. Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся:
– самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;
– преклонение перед авторитетами («ещё Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения»);
– запреты, основанные на ложных аналогиях («это похоже на создание вечного двигателя»);
– представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного.
Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся:
– метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация;
– метод фокальных объектов, когда на объект – прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации;
– метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи;
– синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий;
– метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов, задающий направлении мыслительному процессу;
– морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.





Наши рекомендации