Тема 9. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно одному из положений рефлексивно-деятельностного подхода (JI.Н.Захарова), структура человеческой деятельности инвариантна. Это позво­ляет выделить структурные основания в психологическом обеспечении не только трудовой деятельности, но и интеллектуальной, а именно: мотивацион- ное, целевое и исполнительское обеспечение интеллектуальной деятельности.

Мотивация исполнения

Познавательные потребности, потребности в саморазвитии, самосовершенст­вовании и самореализации; ценностные ориентации

                 
  Цель: позна­ние окружаю­щей действи­тельности, конкретизи­руемая в кон­кретных зада­чах   Разработка общей страте­гии деятельно­сти, которая может привес­ти к решению каждой из по­ставленных задач Определение тактики дейст­вий, которая может привес­ти к успеху   Выделение тех способов ре­шения или операций, т.е. осознанных психических действий, свя­занных с по­знанием и раз­решением за­дач, стоящих перед индиви­дом, которые могут привести к выполнению этих задач
   

Исполнение деятельности в виде последователь­ной реализации запланированных интеллектуаль­ных операций при одновременном контроле над эффектом действия, т.е. приближением к нужно­му результату и реализацией исходных намерений

Коррекция исполнения деятельности при необ­ходимости

Мотивацию интеллектуальной деятельности составляют интересы, цен­ности познания (по Э.Шпрангеру), успеха и достижений (по Дж.Аткинсону), потребности в овладении мастерством, предполагающие любовь к обучению, постоянную готовность ответить на вызовы жизни, настойчивость в преодоле­нии препятствий и высокую ценность субъективных усилий при оценке себя и других людей (по К.Двек). Перечисленные мотивы побуждают постановку це­лей, которые выражаются в познании окружающей действительности [15], [18].

Как отмечалось выше, познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов высту­пают конкретные функциональные физиологические системы (ощущения, вос­приятия, память, мышления). Операционными механизмами выступает система приобретенных операций (познавательных действий, отнесенных к условиям познания). Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональ­ных и операционных механизмов.

Как отмечает СЛ. Рубинштейн, «интеллектуальная операция - это опера­ция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в ко­торой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для дан­ной задачи отношениями».[36 С.302] Рубинштейн практически отождествляет интеллектуальную операцию с процессом мышления и решением задачи. «Процесс решения задачи, - пишет он, - есть мыслительный процесс, интел­лектуальная операция. Понятие интеллектуальной операции включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Интеллектуальные опера­ции представлены в наглядном мышлении, практическом действии, труде. Высшей формой интеллектуальных операций является мышление в понятиях».

Рассматривая генезис интеллектуальных операций, Рубинштейн пишет: «Первично ребенок манипулирует не специфичным образом на любом мате­риале, и результат его деятельности - лишь побочный продукт этого функцио­нирования, лишенный определяющего значения для действия. По мере того, как продукт деятельности начинает «опредмечиваться», противополагаться са­мой деятельности и определять ее, благодаря этому новому отношению к про­дукту деятельности, - перед ребенком встают первые задачи. Действия, направ­ленные на их разрешение и определяемые отношением к объекту, - это первые интеллектуальные операции ребенка» [36 С.304].

Опираясь на подходы СЛ. Рубинштейна к определению интеллектуаль­ных операций, мы, вместе с тем, осторожно подходим к его противопоставле­нию интеллектуальной операции и ассоциативного процесса. «Самое основное отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адек­ватно отраженными в сознании отношениями между предметами мышления, а не ассоциативными сцеплениями одних лишь представлений. Основным нер­вом мышления является предметная отнесенность его содержания» [36 С.299]. Именно в первичной предметной отнесенности таких ощущений, которые даны рядом с предметными отношениями, связями и зависимостями порождается мысль. Ассоциация - это не связь представлений, а связь между предметами объективного мира, находящая отражение в связи представлений. Именно в од­новременном восприятии предмета и отдельных его признаков, как отмечал ИМ. Сеченов, порождается предметная мысль. Физиологическую основу воз­никновения ассоциаций составляет открытый ИИ. Павловым механизм образо­вания временных нервных связей. Ассоциации не противостоят мыслительному процессу, а составляют основу всех более сложных образований психики чело­века. В ассоциациях рождается первично мысль.

«Мыслительной или разумной, - пишет Рубинштейн, - является такая операция, которая сообразуется с объективными свойствами и отношениями тех предметов, с которыми она оперирует» [36 С.304]. И это правильно, но встает вопрос, а как человек узнает об этих объективных свойствах и отноше­ниях? Как эти свойства, отношения и связи раскрываются? Очевидно, эти свой­ства и отношения раскрываются на долгом пути от чувственного восприятия к понятийному мышлению в практической деятельности как функциональные свойства предметов. В этой функциональности и заключаются связи, устанав­ливаемые в предметно-практической деятельности, связи между наглядными свойствами и их значением для деятельности. Эти связи порождают соответст­вующие мысли. Без этих связей (мыслей) мышление лишается мыслей.

Прежде чем перейти к классификации интеллектуальных операций оста­новимся кратко на понятии психических метапроцессов. Данное понятие нахо­диться в стадии научной разработки.

В общепсихологическом статусе метапроцессы выступают процессами «второго порядка» сложности по отношению к традиционно выделяемым пси­хическим процессам (первичным процессам). Метапроцессы разделяются на метакогнитивные и метарегулятивные.

Как отмечает А.В. Карпов, «метакогнитивные процессы дифференциру­ются в структуре психики не по критерию их большей сложности, а по их на­правленности, по их предмету («материалу»)» (по [49 С.89]). Понять сущность метакогнитивных процессов можно только, исследуя их в той системе, в кото­рой и для которой они формируются и функционируют. В качестве такой сис­темы выступает психологическая система деятельности, где метакогнитивные процессы раскрываются в регулятивной функции, в естественном и многомер­ном виде и реализуются при этом как интегративные процессы регуляции дея­тельности и поведения [49].

В соответствии со структурой психологической системы деятельности можно выделить такие метапроцессы как целеполагание, антиципацию, приня­тие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль.

Нам представляется, что к метакогнитивным процессам относятся также такие интегральные процессы, как саморефлексия, понимание, выяснение зна­чения и смысла, интерпретация, аргументирование, доказательство, моделиро­вание, опосредование.

Интересным является тезис, приведенный А.В. Карповым, о необходимо­сти дифференциации метакогнитивных процессов по критерию их направлен­ности на тот или иной традиционно выделяемый («первичный») процесс: «мышление о мышлении» - метамышление, «память о памяти» - метапамять и др. «Для всех этих процессов наиболее характерно то, что в них по отношению к какому-либо из когнитивных процессов используются операционные средства и механизмы самого этого процесса» (по [49]).

Мысль о развитии высших психических функций как о формировании процесса управления своими психическими функциями была высказана еще JI.C. Выготским. В экспериментально доказанной форме этот процесс был изу­чен нами в контексте теории способностей, сформулированной автором еще в начале восьмидесятых годов XX века и разрабатываемой на протяжении более двадцати лет. [30] [32] С этой точки зрения способности человека в их развитой форме можно рассматривать как метакогнитивный процесс.

С учетом сказанного, можно предложить классификацию интеллектуаль­ных операций по психическим процессам, в которые они включены.

Таблица 15. Интеллектуальные операции (по Шадрикову)
В восприятии В предметно- В мышлении в по­ В метаинтел-
и памяти практическом нятиях лектуальных процес­
мышлении   сах
установление ассоциа­ предметное мани­ анализ формирование гипо­
ций пулирование абстр агирование тезы
структурирование различение [синтез] целеполагание
перцептивных дейст­      
вий сопоставление [различение] принятие решения
    интеллектуализа­ планирование
мнемические действия: сравнение ция понятий прогр аммирование
- группировка     контроль
- классификация анализ сопоставление с аморе флексия
- систематизация синтез   понимание
- аналогии обобщение [сравнение] выяснение значений и
- перекодирование     смыслов
построение мне­ выяснение функ­ раскрытие отно­  
мических схем ционального зна­ шений интерпретация
(опорных пунктов и чения   аргументировани е
связей между ними,   обобщение до казател ьство
мнемотехнич еские      
приемы, достраивание   классификация моделирование
запоминаемого мате­      
риала, сер нация)   систематизация опосредо вание
- повторение   определение рассуждение суждения умозаключение обоснование категоризация кодирование идентификация способности

Как уже отмечалось ранее, предметно-практическое (наглядно- чувственное) мышление отличается от абстрактного (понятийного) мышления не по роду ментальных операций, которыми они оба располагают и которые от­личны не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются (по предмету мышления). В силу сказанного, интеллектуаль­ные операции, представленные в предметно-практическом мышлении, будут входить и в состав интеллектуальных операций мышления в понятиях, а интел­лектуальные операции основных психических процессов будут входить в со­став метаинтеллектуальных операций.

Одновременно следует отметить, что интеллектуальные операции мыш­ления (предметно-практического и понятийного) будут входить в процессы восприятия, памяти, воображения, интеллектуализируя их. Через эти операции чувственное отражение действительности становится интеллектуальным.

В основании базовых интеллектуальных операций лежат определенные, до конца еще не изученные, физиологические (природные) механизмы. К таковым можно отнести процессы анализа и синтеза в первичных и вторичных проекцион­ных зонах зрительного восприятия, механизмы акцептора результата действия (по П.К Анохину) в целеполагании, механизмы афферентного синтеза и принятия решения, вполне определенные, различные по локализации отделы головного мозга, ответственные за механизмы мышления (по АР.Лурия), и другие.

Е.А.Климов в своей работе «Основы психологии» выделяет семь основ­ных профессиональных действий в зависимости от цели (заданного результи­рующего события), которые соответствуют основным формам психических функций. Вместе с тем эти действия необходимы для организации и реализа­ции интеллектуального труда [31 С.59-60].

1. Действия восприятия, обеспечивающиеся органами чувств. Тре­буемый результат действий состоит в отображении явлений окружающего мира (важных для профессионала) в виде чувственных образов (зрительных, слуховых образов, обонятельных, осязательных). Важным для профессионала может быть также отображение в его сознании и мира внутреннего - порожде­ние образов состояния тела, ощущений самочувствия, боли.

Действия восприятия могут быть основными в труде дегустатора, кон­тролера ОТК, товароведа-эксперта, слесаря-инструментальщика, рихтовщи­ка, красильщика тканей, полиграфиста.

2. Мнемические действия, направленные на запоминание чувственных образов и слов, их целенаправленное воспоминание (или воспроизведение), а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Эти действия принято на­зывать процессами памяти. Сложные виды памяти можно найти у музыкантов, актеров драматического театра, дикторов радио и телеведущих, юристов и врачей и т. п.

3. Имажинитивные действия (от лат. imago - образ, подобие), или процес­сы воображения, направленные на такие результаты, как построение сложно­го образа из элементов образных представлений во внутреннем плане; изме­нение формы, характеристик образных представлений, их различных ком­бинаций. Речь идет о манипулировании образными представлениями, по­рожденными разными органами чувств (разной модальности). Так, со зри­тельными образами работают конструкторы-модельеры, инженеры- механики, архитекторы, художники, со звуковыми образами - композито­ры, музыканты-исполнители, звукооператоры. В парфюмерии специалисты работают с комбинациями запахов. Вместе с тем, кино- и театральный ре­жиссер, строя масштабные объемные визуальные картины, сопровождае­мые мелодией, звуками, имеет дело с полимодальными композициями.

4. Простые и сложные логические действия. К простым логическим дей­ствиям относят действия группировки явлений, понятий, образов по какому- то одному принципу, а к сложным, образующим основу мыслительной дея­тельности, или мышления, относят действия умозаключения, сопоставле­ния, анализа и синтеза, выявление противоречий, решение сложных творче­ских задач. Логические действия могут быть направлены не только на по­строение нового знания, но и на поиск нового, более эффективного спо­соба выполнения какой-либо практической задачи (например, ремонт тех­нического устройства, решение диагностической задачи или поиск самого короткого маршрута перевозок грузов). Успех мыслительной деятельности зависит от интеллектуальных способностей, которые во многом (по некоторым данным на 50 -80 %) генетически заданы.

Наши рекомендации