Методика № 4. Разрезные картинки

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Методика № 1. Пирамида в цветовой гамме Люшера.

ЗАДАНИЕ. Разбор и складывание пирамиды.

Методика описана А.А. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.).

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности

моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

Материал: пирамида из 7 колец.

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания: ребенку жестом предлагается разобрать пирамиду, а затем собрать ее.

Виды помощи:

- подача колец ребенку с целью стимуляции его действий;

- демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамиды с учетом величины.

Диапазон применения: детям с 2-х до 6-ти лет.

Норма выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамиду без учета величины. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям старше 6-ти лет пирамидка не дается.

Методика № 2. Почтовый ящик.

ЗАДАНИЕ. Вкладывание объемных фигур.

Методика описана АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.)

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

- подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации,

- разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: детям с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Т.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Методика № 3. Доска с предметными вкладками, Доска Сегена.

Доска с предметными разрезными вкладками,

Все три тренажера предназначены для исследования наглядно-действенных форм мышления. Они различаются степенью конкретности изображений и количеством вкладок.

ЗАДАНИЕ. Вкладывание фигур.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно»).

Ход выполнения задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором с целью стимуляции деятельности ребенка.

Диапазон применения: детям от 3-х лет и старше.

Норма выполнения аналогична описанным в методике «Почтовый ящик».

Методика № 4. Разрезные картинки.

ЗАДАНИЕ. Складывание разрезных фигур и картинок.

Цель: исследование наглядно-действенно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Материал: 1) фигуры, разрезанные по контуру; 2) фигуры, разрезанные по фону

(картинки).

Инструкция: жестовая и словесная («Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка»).

Ход выполнения задания: ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются.

Виды помощи:

- демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;

- применение трафарета, позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;

- предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из 3-х, а затем из 5-ти частей.

Норма выполнения: большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Нормой при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимися с предыдущими заданиями) считается использование проб.

Наши рекомендации