Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Л О Г И К А

Учебно-методический комплекс

для студентов Юридического колледжа

(специальность 030583 – Правоведение)

Базовый уровень

Москва – 2007

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Логика» для специальности 030583 – «Правоведение», среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: Российская академия правосудия. – 2007.

ОДОБРЕН Соответствует Государственным требованиям к минимуму

Учебно-методическим содержания и уровню подготовки выпускников по

Советом специальности 030583 – «Правоведение»,

ГОУ ВПО «Российская среднего профессионального образования

Академия правосудия»

Кафедра философии и социально-экономических дисциплин

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Протокол № 0 от 19 декабря 2006 года.

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия

С.С.Антюшин

Рецензент: доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Российской академии правосудия

Н.А. Власенко

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А

© Российская академия правосудия, 2007

© Михалкин Н.В., 2007

© Антюшин С.С., 2007

Содержание

Пояснительная записка ………………………………..……………….. …..………. 4

Объем дисциплины и виды учебных занятий ……………………………………… 5

Тематический план ……………………………………………………………………6

Программа ……………………………………………………………………………...7

Планы семинарских занятий ………………………………………………………….14

Примерный перечень вопросов к экзамену …………………….……………………21

Рекомендуемая основная учебная и дополнительная литература ……………….....22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логика – учебная дисциплина, которая составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам формировать и развивать у себя правильное мышление, целостное представление и понимание различного вида знаний, способствует приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.

Данный учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» рассчитан для базового уровня подготовки студентов юридической специализации.

Учебно-методический комплекс включает:

- перечень основных дидактических единиц дисциплины, ее объем и виды учебных занятий;

- тематический план учебной дисциплины;

- программу учебной дисциплины;

- планы семинарских занятий;

- примерный перечень вопросов к экзамену;

- перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.

В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студенты должны:

· знать основные логические формы мысли и как они связаны между собой;

· понимать роль различного вида знаний, значение вопросов в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, страны;

· иметь представление о способах, средствах и приемах ведения аргументации с различными оппонентами и об использовании этих знаний в профессиональной юридической деятельности;

· владеть методами анализа социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений;

· уметь применять законы правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений;

· иметь навыки работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений.

При изучении дисциплины «Логика» необходимо постоянно обращать внимание на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем практических занятий, в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

В процессе изучения курса «Логика» для определения степени усвоения студентами содержания программного материала рекомендуется проведение одной-двух контрольных работ, задания для которых утверждаются предметно-методической комиссией.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские занятия  
Ролевые игры  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля   экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы дисциплины Всего аудиторных занятий Лекции Семинарские и практические занятия
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов  
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий  
Семинар. Понятия и термины логики  
Тема 2. Суждение. Классификация суждений. Модальность суждений.  
Семинар. Суждение и норма права  
Тема 3. Отношения между суждениями. Логический квадрат. Виды вопросов.  
Семинар. Способы преобразования суждений и отношения между ними  
Тема 4. Законы логики  
Семинар. Законы формальной логики правила выводного знания  
Тема 5. Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные.  
Семинар. Умозаключения и их роль в деятельности юристов.  
Тема 6. Дедуктивные умозаключения  
Семинар. Виды дедуктивных умозаключений.  
Тема 7. Аргументация в работе юриста  
Семинар. Логические и методологические аспекты аргументации и критики.  
Ролевая игра «Версия»    
ВСЕГО:

ПРОГРАММА

Вводная тема. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

Студент должен:

Иметь представление:

- о формах познания объективного мира человеком;

- о правильном мышлении

Знать:

- предмет формальной логики;

- основные понятия: свойство, отношение, предмет, логическая культура, знание, истина, ложь.

Уметь:

– определять смысл и значение имени;

– правильно применять основные логические термины.

Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании.

Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика как наука.

Основные этапы формирования логической науки. Диалектическая логика. Символическая логика. Логика традиционная и современная.

Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики:, синтаксис (синтактика), семантика, прагматика.

Учение логики об именах. Понятие имени. Смыл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов.

Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций.

Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма. Особенности изучения логики.

Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий

Студент должен:

Иметь представление:

- об основных логических приемах формирования понятий;

- о связи понятий и слов;

- о полной логической характеристике понятия;

- о многообразии отношений между различными понятиями;

- о возможностях использования различных операций с понятиями в практической

деятельности юриста;

Знать:

- основные характеристики понятия как формы мышления;

- закон обратного отношения объема и содержания понятий;

- основные виды понятий;

- характеристику сравнимых и несравнимых понятий;

- виды отношений совместимости и несовместимости;

- операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;

Уметь:

- определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах

Л. Эйлера;

- обобщать и ограничивать понятия;

- устранять ошибки неправильных определений и делений понятий.

Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. Способы выражения понятий в естественном языке. Понятие и смысл имени.

Признаки предметов. Виды признаков: простые и сложные, положительные и отрицательные.

Содержание и объем понятия. Логическое и фактическое (основное и полное) содержание понятия. Логический и фактический (основной и полный) объем понятия. Содержание понятия и смысл имени. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Содержание понятия и признаки состава преступления.

Виды объектов мысли и виды понятий. Виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам. Обобщение и ограничение понятий. Проблема специфики правовых понятий.

Определение и приемы, сходные с определением: остенсивное определение, описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определения выражений типа единичных имен, типа общих имен, типа предикатов и знаков предметных функций. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Индуктивные определения. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды кдссификаций. Роль классификаций в правовом познании.

Наши рекомендации