А) общие, частные и единичные
Общие суждения касаются совокупности всех предметов определенной группы, («все студенты должны посещать лекции»); частные – некоторых («некоторые студенты – отличники», «некоторые препараты имеют противопоказания»), а единичные – только одного (например, «пациент Иванов болен пневмонией»).
б) истинными (лимон - кислый) и ложными (сегодня 32 апреля).
3. Умозаключение– это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения.
Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» – общая посылка, «Доберман – одна из пород собак» – частная посылка и вывод (умозаключение) – «Доберманы обладают сильно развитым обонянием».
«Животный белок является аллергеном. Молоко содержит животный белок» - две предпосылки. «Молоко является аллергеном» - вывод.
Умозаключения бывают: а) индуктивные, б) дедуктивные и по аналогии.
а) индуктивное умозаключение– этоумозаключение от частного суждения к общему. Например: железо – твердое тело, медь - твердое тело, платина – твердое тело, золото - твердое тело. Следовательно, все металлы – твердые тела.
б) дедуктивное умозаключение – умозаключение от общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.
в) умозаключение по аналогии- это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок. Например, после того как на Солнце на основе спектрального анализа обнаружили новый химический элемент, рассуждали так. Солнце и Земля сходны во многих признаках: они относятся к одной и той же планетарной системе, имеют сходный химический состав (что установлено при помощи того же спектрального анализа) и т.д.; следовательно, химический элемент, найденный на Солнце, должен быть и на Земле. Затем этот химический элемент был действительно найден на Земле и назван гелием.
Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Они обусловливают убедительность, непротиворечивость и адекватность мышления.
Операции мышления
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, сравнения, обобщения и др.
Мыслительная операция – это умственное действие по преобразованию объектов, представленных в форме понятий. Применение логических операций зависит от задачи и от характера информации, которая подвергается мыслительной переработке.
1. Анализ– мыслительная операция по расчленению целого на составные элементы или выделение его элементарных свойств. Воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно отделить в нем одну часть от другой, а затем выделить следующую часть и т.д., что позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.
2. Синтез– мыслительная операция противоположная анализу, это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Анализ и синтез взаимосвязаны. Процесс познания начинается с синтеза, т.е. восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации), далее на основе синтеза осуществляется анализ. Формируются новые знания об этом целом, и это целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.
3. Сравнение– мыслительная операция, основанная на установлении сходства или различий между объектами. Если воспринимаемые предметы почти одинаковые, то можно легко обнаружить, чем они похожи. И, наоборот, если они почти во всем различны, то труднее найти определенное сходство между ними.
4. Обобщение– мыслительная операция, основанная на объединении объектов в группу на основании существенных признаков, существенный признак – устойчивое свойство объекта, который отражает его суть, является главным, без него этот объект не может существовать.
5. Абстрагирование– мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного, главного признака.Например, при слове стол, представляется образ целого класса предметов, чтобы сформировать данное понятие пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного предмета. Абстрактные понятия – это понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например, твердость, яркость, мудрость.
6. Конкретизация– мыслительная операция, при которой из общего определения понятия выводится суждение принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу. В конкретном представлении мы не стремимся отвлечься от различных свойств предмета, а наоборот стараемся представить его во всем многообразии его свойств. Например, конкретизацией понятия стол являются понятия письменный стол, обеденный стол и др.
7. Систематизация –это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку. Например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева.
Параметры мышления
Характеристиками индивидуальных особенностей мышления являются:
1. Самостоятельность– способность самостоятельно наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него ответ.
2. Гибкость и подвижность – умение быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, и найти новые; умение быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня.
3. Темп– скорость протекания ассоциативного процесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в единицу времени.
4. Широта– кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.
5. Глубина– способность вникать в суть явлений, не ограничиваясь констатацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.
6. Критичность– умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
7. Продуктивность – требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Это итоговое свойство мыслительной деятельности, в результате которой происходит адекватное отражение существенных сторон объективного мира и его взаимосвязей.
8. Стройность – выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, и грамматически корректно формулировать мысли.
9. Последовательность– умение продолжать логическую цепочку мыслей, не уклоняться в сторону, не перескакивать от одной идеи к другой; умение следовать намеченному плану без колебаний.
10. Целенаправленность – необходимость мыслить ради какой-либо реальной цели.
11. Доказательность– способность последовательно обосновать свое мнение или решение; способность использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов..
12. Пытливость– стремление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изучить. Данный параметр мышления лежит в основе активной познавательной деятельности.
13. Находчивость– умение быстро найти способ решения мыслительной задачи.
14. Остроумие– способность к неожиданным, нешаблонным умозаключениям, которые возникают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие качества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д.
15. Оригинальность– индивидуальное качество мыслительного процесса, накладывающее отпечаток на все его проявления, заключается в способности прийти к правильным выводам нешаблонным путем.
Калмыкова З.И. (1981) говорит о качествах ума, под которыми понимает совокупность индивидуальных особенностей мышления, устойчиво проявляющихся при осуществлении требующейся мыслительной деятельности, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта применения этих знаний на практике. К ним относятся:
- глубина ума – это качество проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, при решении проблем, и в уровне их обобщенности. Противоположным качеством является поверхностность ума, заключающееся в выделении внешних, лежащих как бы на поверхности наблюдаемых явлений признаков, в установлении случайных связей между ними, что отражает низкий уровень их обобщенности;
- гибкость ума – умение быстро отказать от привычных действий и найти новое решение, если этого требует решаемая задача. Противоположным качеством является инертность ума– склонность действовать по шаблону, трудность переключения от одних действий к другим, длительная задержка на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления;
- устойчивость ума – ориентация на совокупность выделенных ранее значимых признаков, несмотря на провоцирующее воздействие случайных признаков новых задач того же типа. трудности в ориентации на ряд признаков, входящих в содержание нового понятия или закономерности, необоснованный переход от одних действий к другим под влиянием случайных ассоциаций – неустойчивость ума;
- осознанность своей мыслительной деятельности (рефлексивность) -возможность выразить в слове, или посредством иных символов, цель, продукт, результат, способы мыслительной деятельности, выявить ошибочные ходы мысли и их причины, способы их исправления и т.п. Противоположное качество – неосознанность мыслительной деятельности – неспособность дать отчет о решении задачи (даже если оно верное), неспособность заметить свои ошибки, невозможность указать те признаки, на которые человек опирался, давая тот или иной ответ;
- самостоятельность ума –постановка целей, проблем, выдвижение гипотез и самостоятельное решение этих проблем; стремление к интеллектуальному напряжению, активный поиск новых путей решения проблемы. Чувствительность к помощи (подражательность) – беспомощность при самостоятельном решении задач-проблем; стремление копировать уже известные способы решения проблем.
По мнению Калмыковой З.И. (1981), перечисленные качества ума являются также компонентами обучаемости как умственной способности к усвоению знаний.
Кроме того, стоит отметить, что параметры мышления существенно предопределяют индивидуальный стиль мышления, о котором и пойдет речь далее.