Объект В имеет признаки а.б
Объект В имеет признак с.
Различают строгую (научную) аналогию, простую и сложную аналогию.
Строгая аналогия— отличительная особенность — необходимая связь переносимого признака с признаками сходства.
Строгая аналогия применятся в научных исследованиях, математических доказательств, техническом творчестве.
Простая аналогия- это такое уподобление, когда зависимость между сходными и переносными признаками мыслится как необходимая, лишь с большей или меньшей степенью правдоподобия.
В такой ситуации можно только в проблематичной форме сделать заключение о принадлежности переносимого признака к числу сходных.
Ложная аналогия возможна в тех случаях, когда у сравнимых предметов обнаружено малое количество сходных признаков, когда связь между сходными и переносимыми признаками установлена в слабой форме. Ложные аналогии иногда делаются умышлено, с целью ввести кого-то в заблуждении, например, при подделке документов или денежных знаков, изменение преступником внешности.
Условиями, повышающими степень правдоподобия выводов по аналогии, выступают:
1) Сравнимые предметы и явления должны быть связаны между собой не формально, а по-существу. Чем существеннее сравниваемые признаки, тем достовернее и точнее выводы.
2) Сравниваемых существенных признаков должно быть по-возможности, больше.
3) Чем менее существенны различия между сравниваемыми предметами, тем также выше вероятность заключения.
4) Должно быть наличие отношений, причинной зависимости между признаками сходства у сравниваемых предметов с переносимым признаком.
Эти условия способствуют повышению вероятности, достижение истины в умозаключении по аналогии и в логике, часто называются правилами аналогии. Не соблюдение этих правил ведет в ложным аналогиям.
Гипотеза, виды гипотез
Гипотеза- это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Можно выделить следующие черты, которые определяют гипотезу:
· Гипотеза - необходимая форма для развития любого познавательного процесса. Там, где присутствует поиск новых закономерностей, идей или фактов, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами;
· Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых фактов, которое является сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда является проблематичным, вероятностным знанием;
· Предположение рождается в результате анализа фактического материала на базе многочисленных наблюдений.
Отмеченные черты позволяют рассмотреть структуру гипотезы
f1, f2… fn
Н
где, f1, f2,… fn- основания гипотезы (исходные данные)
Н- гипотеза
________ -логическая обработка данных и переход к гипотезе.
Виды гипотез
Существует две классификации гипотез: по их познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают описательные и объяснительные гипотезы.
Описательная гипотеза- это предположение о присущих исследуемому явлению свойствах. Оно обычно отвечает на вопросы: «Что представляет собой данный предмет?» или «Какими свойствами он обладает?»
Описательные гипотезы, как правило, выдвигаются с целью выявленияструктуры данного предмета или особенностей его деятельности (например, гипотеза о возможных последствиях того или иного законопроекта)
Особое место среди описательных гипотез занимает гипотеза о возможном существовании того или иного объекта- экзистенциальные гипотезы( например, гипотеза о существовании Атлантиды)
Объяснительная гипотеза- это предположение о причинах возникновения объекта исследования. Она дает ответы на вопросы: «Почему произошло данное явление?» (например, гипотезы о причинах того или иного преступления).
История науки показывает, что в начале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Последняя ступень- построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.
2. Вторая классификация гипотез - по объекту исследования: общие и частные гипотезы.
Общей гипотезойназывают обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических законах (например, теория относительности Эйнштейна. Хотя ее называют теорией, но она не доказана фактически, следовательно, является гипотезой). Будучи доказанными, они становятся научными теориями.
Частная гипотеза-это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов или конкретных событий ( например, любые гипотезы в судебно-следственной практике, так как здесь мы рассматриваем единичные факты, поступки отдельных людей).
На первых этапах исследования выдвигается специфический вид предположения - рабочая гипотеза- обоснованное предположение, выдвигаемое на первых этапах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Например, на месте происшествия находим труп мужчины с черепно-мозговой травмой. В руках у него нож. Вокруг следы борьбы. Первоначально, оценив все приведенные факты, можно сделать вывод, что произошло убийство. А в результате вскрытия мы обнаруживаем, что мужчина умер от сердечной недостаточности и, падая, ударился головой о посторонний предмет.
Таким образом, специфической особенностью рабочей гипотезы является то, что она не претендует на истинное изложение данного события и изначально является правдоподобной.
Проверка гипотезы
Любая гипотеза проверяется в два этапа: первый- дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий; второй- сопоставление следствий с фактами.
1. Дедуктивное выведение следствий.В данном случае рассуждение выглядит следующим образом: если было предположено Н, то с учетом научных обобщений Г должны иметь место определенные факты S1, S2,…Sn. Символически это выглядит так: (Н ^ Г)-> (S1, S2, … Sn ).
Например, выдвигаем гипотезу, что в группе 50% студентов- отличники. Зная, что отличниками считаются студенты, имеющие не более четырех хороших оценок, а все остальные оценки - отличные, мы выводим следствие, что в журналах у 50% студентов соответствующие оценки.
2. Сопоставление следствий с фактами. Второй этап проверки гипотезы состоит в сопоставлении логически выведенных следствий с фактами с целью ее подтверждения или опровержения.
Гипотеза считается подтвержденной, если выведенные следствия совпадают с эмпирическими фактами. Чем больше таких совпадений, тем более вероятной является гипотеза.
Так, если мы проверили половину групп факультета, то гипотеза будет равновероятной.
Если из версии были выведены определенные следствия, которые противоречат эмпирическому материалу, то данная версия, считается опровергнутой.
Вопросы самоконтроля по теме:
Что такое индуктивное умозаключение?
Полная индукция и ее роль в познавательной деятельности человека.
Что такое неполная индукция? Виды неполной индукции.
В чем смысл метода единственного сходства?
Охарактеризуйте метод единственного различия.
Дайте характеристику метода остатков.
В чем смысл метода сопутствующих изменений?
Как определить аналогию?
Чем аналогия отличается от популярной индукции?
Каким образом можно повысить степень достоверности выводов по аналогии?
Что такое умозаключение по аналогии и каковы ее виды?
Сущность, виды гипотезы. Этапы развития гипотезы?
Что составляет объективную основу гипотезы?
Какова логическая структура гипотезы?
Что такое версия? Как она соотносится с научной гипотезой?