Текущий и итоговый семестровый контроль
Перед началом изучения содержательного модуля (учебной дисциплины) во вступительной лекции преподавателем должна быть доведена вся необходимая студенту информация, касающаяся сроков, порядка и условий осуществления модульного контроля и позволяющая студентам планировать учебное время для своевременной и качественной подготовки к модульному контролю.
Модульный контроль предусматривает проверку состояния усвоения определенной системы элементов знаний того или иного модуля, в которую включаются также элементы знаний из планового повторения предыдущих модулей. Для проведения модульного контроля преподаватель готовит индивидуальные варианты контрольных заданий. Критерии оценки результата выполнения контрольных заданий доводятся до сведения студентов перед началом изучения модуля.
Первый (второй) модульный контроль учитывает сумму баллов за текущее оценивание, посещение занятий, итоговую контрольную работу, а также научно-исследовательскую работу, участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.
Результаты проверки письменных контрольных работ (в баллах) объявляются студентам не позднее, чем через пять рабочих дней после проведенного модульного контроля. Студенты непосредственно знакомятся с проверенными работами при анализе результатов преподавателем. Из всех неясных вопросов студент имеет право получить от преподавателя обоснованные объяснения.
Если студент не согласен с результатами проверки, он имеет право в течение двух дней обратиться с апелляцией к заведующему кафедры, который обязан вместе с преподавателем рассмотреть апелляцию и принять окончательное решение в трехдневный срок.
В результате апелляции количество выставленных баллов не может быть снижена, а только оставлена без изменения или увеличена.
Семестровый курс дисциплины разбит на 2 модуля. Каждый модуль имеет ряд текущих контрольных мероприятий и заканчивается итоговым модульным контролем, обязательным для студента. Итоговый модульный контроль проводится во время контрольных недель по расписанию, составленному деканатом.
За каждый вид текущего и модульного контроля студент получает балльные оценки, которые суммируются в пределах модуля и выступают в дальнейшем составляющей общей балльной оценки за все модули дисциплины.
Получение студентом необходимой проходной балльной оценки за каждый из двух модулей является обязательным условием его допуска к зачету (экзамену) по дисциплине.
Студентам, которые сдали все модульные контроли в течение семестра, зачет (экзамен) проставляется на последнем занятии (если студенты соглашаются с полученными баллами). Для повышения рейтингового балла (и оценки по национальной шкале) студент должен сдать итоговый семестровый контроль (зачет или экзамен).
Текущий контроль успеваемости студентов
Выполнение студентом задач текущего контроля является обязательным этапом изучения учебной дисциплины. Объектом текущего контроля знаний студента являются:
• выполнение модульных задач;
• систематичность и активность работы студента в течение семестра над изучением программного материала дисциплины.
Модульный контроль проводится на последнем занятии модуля с целью диагностики достижения целей обучения.
При проведении модульного контроля оцениваются: результаты тестирования, выполнения письменных заданий во время проведения контрольных работ, защита опорных конспектов, отчетов и обзоров, выполнение индивидуальных заданий, решения практических (кейсов), другие задачи.
Задания, по которым осуществляется модульный контроль, порядок и время их составления доводятся до ведома студентов в начале семестра.
Во время контроля систематичности и активности учебной деятельности студентов оценивается: участие в обсуждении вопросов на семинарах, результаты выполнения лабораторных и др. работ, качество отработки заданий для самостоятельного изучения, подготовка рефератов и их презентация, участие в студенческих конференциях, кружках, научных конкурсах и олимпиадах, другие формы работ.
По результатам текущего контроля знаний, умений и навыков студентов (с учетом систематичности и активности работы и выполнения модульных задач) определяется текущий рейтинговый балл, который состоит из суммы проходного рейтингового балла и балла, полученного за индивидуальное задание.
Проходной рейтинговый балл - минимальная балльная оценка по сумме баллов за два модуля и защита индивидуального задания, которое является обязательным условием допуска студента к итоговому семестровому контролю, что составляет 50 баллов. Проходной рейтинговый балл (50 баллов) может быть набран из 80 возможных баллов к итоговому контролю (30 баллов - 1-й модульный контроль, 30 баллов - 2-й модульный контроль, 20 баллов - защита индивидуального задания)
По желанию студент может сдавать итоговый экзамен с целью повышения оценки, полученной по результатам текущего рейтингового контроля.
Итоговый контроль успеваемости студентов в форме зачета.
Студенту «зачтено» изучение дисциплины при условии, что по результатам текущего контроля знаний, защиты индивидуального задания, зачета он получил 60 и более баллов (по 100-балльной шкале).
Если по результатам текущего контроля знаний, защиты индивидуального задания, сдачи зачета студент получит менее 60 баллов, данная дисциплина ему не засчитывается и рассматривается как академическая задолженность.
Результаты текущего контроля знаний студентов вносятся в ведомость учета успеваемости в графу «Текущие», в графу «Оценка зачета» выставляется традиционная оценка (по двухбалльной шкале) - «зачтено» или «не зачтено». В зачетную книжку записывается только положительная оценка - «зачтено».
По желанию студент может сдавать итоговый зачет в целях повышения рейтингового балла, полученного по результатам текущего рейтингового контроля.
Результаты контроля систематичности и активности работы студентов в течение семестра регистрируются в журнале академической группы. По окончании каждого модуля преподаватель записывает результаты модульного контроля в ведомости модульного контроля студентов группы.
Итоговый контроль успеваемости студентов в форме экзамена
Целью проведения экзамена является итоговое оценивание знаний и умений студента, понимание им смысла и структуры программного материала как системы знаний и взаимосвязей между смысловыми модулями. Объектом контроля знаний, умений и навыков студентов в форме экзамена есть результаты выполнения экзаменационных заданий.
Экзамен может проводиться для улучшения оценки, полученной по результатам текущего рейтингового контроля.
Перечень и содержание экзаменационных заданий, критерии их оценивания доводятся до студентов в начале семестра.
Ответ студента на экзамене оценивается, исходя из максимальных 20 баллов. Распределение баллов по вопросам экзаменационного билета делает преподаватель.
В экзаменационной ведомости учета успеваемости в графу «текущие» выставляются рейтинговые баллы всех студентов. В графу «Оценка экзамена» выставляется традиционная оценка. В зачетную книжку записывается позитивная оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». В графу "Итог" выставляется сумма баллов текущего рейтингового балла и баллов, полученных за экзамен.
Студентам, которые по результатам модульных контролей и защиты индивидуального задания получили 60 баллов, на последней неделе теоретического обучения с их согласия в экзаменационной ведомости лектором проставляется экзаменационная оценка "удовлетворительно" = "3" (по национальной шкале). При условии получения из модульных контролей и защиты индивидуального задания 80 баллов лектором проставляется оценка "хорошо" = "4" (по национальной шкале) с согласия студента.
Студент может повысить оценку "удовлетворительно", "хорошо", полученную по результатам модульных контролей и защиты индивидуального задания, сдав семестровый экзамен в период сессии.
Студентам, которые выполнили все виды работ, но набрали 35-59 баллов, в ведомости учета успеваемости проставляется оценка «неудовлетворительно» или «не зачтено», которую они могут пересдать на общих основаниях с разрешения декана факультета.
В том случае, когда студент на экзамене (дифференцированном зачёте) не получил баллов (например, "0"), в ведомости учета успеваемости выставляется итоговая оценка на основании проходного рейтингового балла.
Критерии оценки
Комплексная диагностика знаний, умений и навыков студентов по каждой дисциплине осуществляется на основе результатов проведения текущего и итогового контроля знаний (экзамена или зачета).
Объектом рейтингового оценивания знаний студентов является программный материал дисциплины, усвоение которого проверяется при контроле.
Задачей текущего контроля является систематическая проверка понимания и усвоения программного материала, выполнения практических, лабораторных работ, умений самостоятельно обрабатывать тексты, составление конспекта, написание отчета, реферата, способности публично или письменно представлять определенный материал.
Задачей итогового контроля (экзамена) является итоговая проверка глубины усвоения студентом программного материала дисциплины, логики и взаимосвязей между отдельными ее разделами, способность творчески использовать приобретенные знания, умения сформулировать свое отношение к определенной проблеме, что следует из содержания дисциплины и т.п.
При комплексной оценке успеваемости преподаватель определяет виды работ и критерии оценки с учетом особенностей учебной дисциплины, объема часов, отведенных учебным планом, контингента студентов.
Критериями оценки могут быть:
а) при устных ответах:
• полнота раскрытия вопроса;
• логика изложения, культура речи;
• уверенность, эмоциональность и аргументированность;
• использование основной и дополнительной литературы (учебников,
учебных пособий, журналов, других периодических изданий
т.п.);
• аналитические рассуждения, умение делать сравнения, выводы.
б) при выполнении письменных заданий:
• полнота раскрытия вопроса;
• целостность, систематичность, логическая последовательность, умение формулировать выводы;
• аккуратность оформления письменной работы;
• подготовка материала с помощью компьютерной техники, разных технических средств (цифровых носителей, пленок, слайдов, приборов, схем и т.п.).
Критерии комплексной оценки должны доводиться до ведома студентов в начале преподавания учебной дисциплины.
Литература
1. Тимофеев А.А. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // СОВРЕМЕННАЯ СТОМАТОЛОГИЯ 4/2009. – С. 142 – 144.
2. Тимчасове положення про кредитно-модульну систему організації навчального процесу в Запорізькому національному університеті. http://sites.znu.edu.ua/navchalnyj_viddil/timchasove_polozhennya_nov.doc
3. Наказ ЗНУ № 464 від 14.12.2006 http://sites.znu.edu.ua/navchalnyj_viddil/pro_dopovnennya_do_polozhennya.doc
4. Наказ ЗНУ № 336 від 04.09.2009 http://sites.znu.edu.ua/navchalnyj_viddil/timchas_polozhennya_dodatok.doc
5. Положення про організацію та методику проведення поточного та підсумкового семестрового контролю навчання студентів. http://sites.znu.edu.ua/navchalnyj_viddil/normatyvna_basa/polozhenie_pro_tekuschij_i_semestrovyj_kontrol_.pdf
6. Талыпов Е. КРЕДИТНОМОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — ЧТО ЭТО? \\ «Университетская набережная», вып. 890. http://un.csu.ru/gazeta/212/3410_1.html
7. Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS) http://www.ec.kharkiv.edu/ects_1.html