Основные законы логики

Задание 12. Опираясь на закон исключения третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения.

а) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. – Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

б) Преступник не может не оставить следов. – Преступник может не оставить следов.

Задание 13. Какая из приведенных ниже пар сложных суждений не может быть одновременно истинной?

а) Мы поспешили на вокзал, но поезд уже ушел. – Мы поспешили на вокзал, и нам удалось вскоре уехать.

б) Если задача решена правильно, то ответ должен совпадать с тем, который дан в задачнике. – Задача решена правильно, но ответ не совпадает с данным в задачнике.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Задание 14. Правильно ли приведено обращение?

а) Приговор есть решение суда. Следовательно, всякое решение суда является приговором.

б) Паук – не насекомое. Следовательно, некоторые насекомые не являются пауками.

Задание 15. Сделайте вывод путем противопоставления предикату:

а) Террористический акт может быть совершен только с прямым умыслом.

б) Ни один свидетель не может быть судьей.

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК

Задание 16. Проверьте, соблюдены ли общие правила силлогизма в следующих примерах. Проверьте вывод с помощью круговых схем.

а) Лица, совершившие преступление, могут быть наказаны лишением свободы. К. не наказан лишением свободы. Следовательно, К. не совершил преступление.

б) Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.

Задание 17. Можно ли сделать вывод из следующих пар посылок. Проверьте вывод с помощью круговых схем.

а) Законы объективны, так как они не зависят от воли и желания людей. Конституция есть закон. Следовательно…

б) Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Н. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно...

Задание 18. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки.

а) Русские изобрели радио. Попов русский. Следовательно, Попов изобрел радио.

б) Земля – планета, так как все планеты вращаются вокруг Солнца, а Земля вращается вокруг Солнца.

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК

Задание 19. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему умозаключения. Найдите основание и следствие.

Если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то силлогизм правилен. Если в правильном силлогизме посылки истины, то и заключение истинно. Следовательно, если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то заключение в этом силлогизме истинно.

Задание 20. Какой вывод из данной условной посылки будет правомерным?

Если Н. сдает экзамен, то будет получать стипендию.

а) Н. не сдал экзамен. Следовательно, он не получит стипендию

б) Н. получил стипендию. Следовательно, он сдал экзамен.

Задание 21. Составьте схему умозаключения и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят.

а) Преступления может быть или умышленным, или неосторожным. Преступление, совершенное К., является умышленным. Следовательно, оно не может быть неосторожным.

б) Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу гр-на Пирогова не может быть оставлен в силе. Значит объективность свидетельских показаний вызывает сомнения.

Задание 22.Продемонстрируйте связь тезиса с аргументами, запишите схему, назовите вид доказательства. Правильно ли доказательство?

Имеется тезис: Марс имеет спутников.

Для его доказательства мы располагаем аргументами: 1) Марс – планета; 2) Все планеты имеют спутников.

ВАРИАНТ V

ПОНЯТИЕ

Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Конфискация имущества. Дополнительное наказание

б) Прокурор. Генеральный прокурор.

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

а) Злонамеренность б) понятие.

Задание 3. К каждому из данных понятий подберите перекрещивающиеся понятия:

а) юрист б) пистолет

Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем.

а) Следователь б) Прокурор

в) Мастер спорта г) отец

д) сын

Задание 5. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида?

а) Китай. Азия.

б) Корень слова. Часть слова.

Задание 6. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

а) Метель – сильный ветер – буря - ураган;

б) столица – большой город – город – населенный пункт.

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены.

а) Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

б) Акты экспертизы состоят из введения, исследования и заключения.

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Винтовая лестница – лестница, имеющая форму винта..

б) Раб – человек, не имеющий свободы.

СУЖДЕНИЕ

Задание 9. Изменится ли распределенность терминов при переходе от одного примера к другому в следующем случае?

Большинство из нас решили эту задачу.

Многие из нас решили эту задачу

Некоторые из нас решили эту задачу

Лишь немногие из нас решили эту задачу

Я решил эту задачу

Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведенных суждений ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.

а) Все виды лжи заслуживают порицания. – Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.

б) Некоторые слушатели не сдали зачет по логике. – Все слушатели сдали зачет по логике.

Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.

а) Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.

б) Нож, которым совершено убийство, длиннее ножа, обнаруженного у подозреваемого.

Задание 12. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи.

а) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают, портят памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.

Наши рекомендации