Неорганический энкопрез (F98.1)

Неорганический энкопрез — недержание кала в том возрасте, когда контроль за деятельностью кишечника физиологически дол­жен быть выработан и когда завершено обучение пользованию туа­летом.

Распространенность. Данное расстройство наблюдается у 6% трехлетних и у 1,5% 7-летних детей. В 3—4 раза чаще у мальчиков. Примерно у 1/3 детей, страдающих энкопрезом, наблюдается и энурез. Наиболее часто эн­копрез наблюдается в дневные часы, если он происходит и ночью — прогноз неблагоприятный.

Клиника. Решающим диагностическим признаком является акт дефекации в неподходящих местах. Выделение экскрементов (в постель, одежду, на пол) бывает либо произвольное, либо непроизвольное. Частота не менее одного проявления в месяц в течение не менее 6 мес. Хроноло­гический и умственный возраст не менее 4 лет. Расстройство не дол­жно быть связано с соматическим заболеванием.

Первичный энкопрез: если расстройству не предшествовал пери­од контроля за функцией кишечника не менее 1 года.

Вторичный энкопрез: расстройству предшествовал период конт­роля за функцией кишечника длительностью 1 год и более.

Неорганический энкопрез (F98.1) - student2.ru Неорганический энкопрез (F98.1) - student2.ru Расстройство питания в младенчестве и детстве (F98.2)

Проявления нарушений питания специфичны для младенческого и раннего детского возраста. Они включают отказ от пищи, край­нюю привередливость при наличии адекватного количества и каче­ства пищи и кормящего лица; при отсутствии органического заболе­вания.

Диагностические критерии

Повторяющиеся отрыгивания без рвоты или сопутствующего желудочно-кишечного заболевания, продолжающиеся не менее 1 мес, вслед за периодом нормальной функции.

Снижение массы тела или невозможность достигнуть желаемой массы тела.

Обычно при данном заболевании имеются спонтанные ремиссии, но могут развиваться тяжелые вторичные осложнения — прогресси­рующее нарушение питания, обезвоживание или понижение устой­чивости к инфекциям. Имеют место ухудшения самочувствия, усиле­ние недоразвития или задержки развития во всех сферах. В тяжелых случаях смертность достигает до 25%.

Расстройство может проявляться в виде аномальной привередли­вости, атипичного недоедания или переедания.

Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве (F98.3)

Характеризуется стойким питанием непищевыми веществами. Обычно дети пробуют краски, штукатурку, веревки, волосы, одежду; другие предпочитают грязь, клей, фекалии животных, кам­ни и бумагу. Пика может возникать как один из многих сим­птомов, являясь частью психического расстройства, или может встре­чаться как относительно изолированное психопатологическое пове­дение.

Распространенность. Заболевание наиболее распространено среди детей с умственной отсталостью, однако может наблюдаться и у маленьких детей с нор­мальным интеллектом. Частота встречаемости — 10 — 32,3% детей от 1 года до 6 лет. Наблюдается одинаково часто у обоих полов.

Диагностические критерии

Повторяющееся употребление в пищу непищевых веществ в тече­нии около 1 мес.

Не отвечает критериям расстройств в виде аутизма, шизофрении, синдрома Кляйна — Левина.

Поедание несъедобных веществ считается патологическим с воз­раста 18 мес. Клинические последствия могут быть иногда угрожаю­щими для жизни, в зависимости от того, какой предмет проглочен.

За исключением умственно отсталых детей, пика обычно проходит к подростковому возрасту.

Заикание (F98.5)

Характерные особенности — частые повторения или пролонга­ция звуков, слогов или слов; или частые остановки, нерешительность в речи с нарушениями ее плавности и ритмического течения.

Этиология и патогенез

Точные этиологические факторы не известны. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством. Выдвинут ряд теорий:

1. Теории «блока заикания» (генетическая, психогенная, семантогенная). Основа теории—церебральная доминантность речевых цен­тров с конституциональной предрасположенностью к развитию заи­кания вследствие стрессогенных факторов.

2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).

3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.

4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание объясняется срывом обратной связи).

5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной специализации и латерализации язы­ковых функций.

Распространенность. Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более ус­тойчиво.

Клиника. Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых периода — между 2—4 и 5—7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, кото­рые являются началом предложения. По мере прогрессирования рас­стройства повторения становятся все более частыми с заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неоду­шевленными предметами. Диагноз ставится при продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.

Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) — в виде повторения начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в тонические.

Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

В течении заикания выделяют:

1 фаза — дошкольный период. Расстройство появляется эпизоди­чески с длительными периодами нормальной речи. После такого пе­риода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заика­ние отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.

2 фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хрони­ческий характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток. Заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, при­лагательных и наречий.

3 фаза наступает после 8—9 лет и длится до подросткового возрас­та. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуа­циях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.). Некоторые слова и звуки являются более трудными, чем остальные.

4 фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Выражен страх перед заиканием. Типичными являются подмена слов и приступы многословия. Такие дети избегают ситуаций, требующих речевого общения.

Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80% детей с заиканием, особенно в легких случа­ях, выздоравливают.

Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений; ограниче­ния в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия.

Наши рекомендации