Примеры простых творческих задач
Графическое представление задачи: |
Принцип решения задачи: |
лучей поврежда-ются и здоровые ткани.Как уни-чтожить опухоль, не повредив здоровой ткани организма?
1.Имеется шесть одинаковых
палочек (спичек). Каксложить из них четыре равносторонних треугольни-ка?
3. Как перечеркнуть девять точек, расположенных квадратом, одной ломаной линией, состоящей не более чем из четырех отрезков?
4. Что объединяет изображенные геометрические объекты: точку, отрезок прямой линии, трапецию, треугольник, окружность, эллипс и параболу?
Каковы особенности творческого мышления.Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творческое мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим.
Первая особенность собственно творческого мышления заключается в том, что в решении известных или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.
В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых решений известных задач и в первую очередь пробует известные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкивается с совершенно новой для него задачей, он все равно многократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов решения задачи до тех пор, пока они не будут полностью исчерпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствующей задачи. Вторая особенность творческого мышления состоит в том, что творчески мыслящий человек не довольствуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задачи, почти всегда стремится отыскать все возможные способы решения одной и той же задачи. В отличие от этого, нетворчески мыслящий человек почти всегда довольствуется единственным найденным способом решения задачи.
Третья характерная черта творческого мышления состоит в стремлении творчески мыслящего человека среди всех возможных, доступных ему способов решения задачи найти самое лучшее решение или максимально усовершенствовать известное решение. Эта тенденция не характерна для нетворческого или репродуктивного мышления.
Четвертая особенность творческого мышления заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под подсказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользовавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказки, даже если они очевидны.
Что представляют собой психологические свойства творчески мыслящих людей.Творческое мышление, как и другие виды мышления, свойственно человеку, и того, кто обладает им, называют обычно творческой личностью. Творческой личности (в дополнение к тому, о чем говорилось выше о творческом мышлении) присущи некоторые индивидуальные психологические особенности, которые мы рассмотрим.
Творчески мыслящий человек — это всегда необычная, неординарная личность, не похожая на большинство других людей. Типичные персональные отличия творчески мыслящей личности от нетворческой личности чаще всего проявляются вследующем.
Творчески мыслящий человек — это (в большинстве случаев) критически настроенный человек, который склонен не только критиковать мышление других, но и критически относиться к собственному мышлению. Критика окружающих людей со стороны такой личности вызывает, как правило, отрицательную реакцию. В связи с этим у творчески мыслящей личности далеко не всегда складываются вполне благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.
Творчески мыслящая личность — это также человек, который сознательно стремится быть непохожим на окружающих людей и, следовательно, почти всегда ведет себя не так, как ведут себя большинство других людей. Используя образное выражение, в адрес такого человека иногда говорят, что он «не боится быть белой вороной». По этой причине окружающие люди часто воспринимают и оценивают творчески мыслящего человека как странного, необычного в своих действиях и поступках и довольно часто (без должных на то о нований) считают таких людей не вполне нормальными и приписывают им отклонения в психике.
Творчески мыслящая личность обычно не терпит, когда на нее оказывается психологическое давление, и в этих условиях не может работать нормально. Творчески мыслящий человек всегда и во всем стремится поступать по-своему, проявляет повышенную самостоятельность и не терпит, когда кто-то пытается им командовать. Творчески мыслящие люди часто сопротивляются властям, авторитетам, начальству, особенно когда ими пытаются манипулировать, управлять в так называемом авторитарном стиле, заставлять действовать вопреки своим убеждениям.
Творчески мыслящие люди нередко обладают и некоторыми детскими чертами характера, например, повышенной обидчивостью, упрямством, даже капризами. Психологическая природа этого явления, то есть своеобразного сочетания творческой одаренности с детскими чертами характера, до конца не выяснена, но оно нередко наблюдается у творчески одаренных людей.
Наконец, творчески мыслящие люди не боятся привлекать к себе повышенное внимание и быть непохожими на окружающих людей. Напротив, повышенное внимание к ним со стороны окружающих людей, особенно внимание к тому, что они делают, и высокая оценка их достижений стимулируют их творческую активность.
Описанные особенности творческого мышления и психологические свойства творчески мыслящей личности поднимают вопрос о том, можно ли при желании стать творческой личностью, не обладая с раннего детства творческим мышлением. Другая часто встречающаяся в психологической литературе формулировка того же самого вопроса выглядит так:
Можно ли развивать творческое мышлениеу человека.Данные, которыми располагает современная психологическая наука, не позволяют пока что однозначно, утвердительно или отрицательно, ответить на этот вопрос. Попробуем разобраться, почему это так.
Среди множества обычных людей встречается не так уж много творчески мыслящих, одаренных, и совсем мало таких, чей творческий потенциал способствовал великим открытиям. Это, по-видимому, говорит о том, что стать по желанию творческой личностью не так уж просто.
Кроме того, до сих пор неоднократно предпринимавшиеся попытки развивать творческое мышление у детей и взрослых людей, которые с детства не проявляли склонности к творчеству, не привели к сколько-нибудь значительным успехам. Во всяком случае, никому еще в мире и никогда еще не удалось бесталантного человека превратить в гения или хотя бы в творчески мыслящую личность, которая впоследствии бы достигла выдающихся результатов в каком-либо виде деятельности.
Нередко творческий потенциал передается от поколения к поколению по наследству. Известно, например, что в семье Бахов (Иоганн Себастьян Бах — признанный в мире композитор) и в семье Бернулли (Я.Б.Бернулли — известный математик) было немало одаренных в музыке и в математике родственников, представлявших несколько поколений людей.
Все это говорит в пользу того, что талант и творческие способности, а следовательно, и творческое мышление человека могут быть врожденными. Поскольку генетически предопределенное не развивается под влиянием обучения и воспитания, можно сделать вывод о том, что возможности развития творческого мышления являются ограниченными.
Но есть и другая группа фактов, рассмотрение которых приводит нас к иному, противоположному выводу.
Во-первых, творческое мышление обычно проявляется уже в зрелом возрасте, намного позднее того периода времени, когда практически завершается созревание и развитие организма человека по генетически заданным программам. Это значит, что для полноценного проявления одаренности необходим жизненный опыт, который накапливается в результате обучения и воспитания.
Во-вторых, ранние продукты человеческого творчества обычно уступают более поздним продуктам творчества этого же человека. Творчество взрослого специалиста в той или иной области, например инженера, художника, существенно отличается от творчества того же человека, когда он был еще ребенком. Значит, и здесь мы имеем дело с влиянием приобретаемого жизненного опыта на творческий процесс.
В-третьих, если человека сознательно и целенаправленно не воспитывать и не развивать, то его творческий потенциал, даже если он имеется, вряд ли проявится не только в полной мере, но и вообще. Есть немало одаренных детей, которые, став взрослыми, никак не проявляли свою одаренность, демонстрируемую в детстве.
Наконец, в-четвертых, почти все исторически известные достижения творческого мышления людей связаны с цивилизациями, в которых существовала достаточно развитая система образования. Отсюда следует, что без развитой системы образования сколько-нибудь значительные достижения творческой мысли людей практически невозможны.
Все эти факты с очевидностью говорят в пользу возможности развития творческого мышления. Они не соответствуют данным, которые приводились в начале этого параграфа и свидетельствовали о невозможности развивать творческое мышление. Сейчас однозначного ответа на обсуждаемый вопрос пока нет, и он остается по-прежнему открытым.