Мышление в процессе познания

Введение

Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, делали они это с позиций философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении "Путь истины" он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли: "...одно и то же мышление и то, о чем мысль".

Позже жили и работали Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.

Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью "разумной души". Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики.

Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский - философ и медик. Принявший их теорию великий врач Гиппократ утверждал: "Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы - происходят от мозга... От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня."

Александрийский медик Герофил помещал душу в головной мозг, а его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган - вместилище ума. Древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются "средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности". При этом он выделял отдельную рассуждающую (лат. rationalis) душу, что было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными.

В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало.

Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, однако и тогда они существенно зависели от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считали созерцание, логическое рассуждение и рефлексия. С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. В эпоху Ренессанса учёные вновь вернулись к постулату античности о том, что психика - следствие работы мозга. Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись большей мерой абстрактными. Ощущение и восприятие они противопоставляли мышлению, а дискуссия велась только о том, какое из этих двух явлений важнее. Сенсуалисты на основе учения французского философа Этьен Бонно де Кондильяка утверждали: "мыслить" - это значит чувствовать", а разум - "усложнённые ощущения", то есть решающее значение отдавали ощущению и восприятию. Их оппонентами были рационалисты, видным их представителем был Рене Декарт, предвозвестник рефлексологии. Рационалисты считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума, при этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. По Д. Дидро, ощущения: "свидетели в судебном заседании, а разум, мышление - это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение".

Сенсуализм стремился вывести всё содержание знания из показаний органов чувств. Следствием такой концепции явилось недоверие к теоретическому знанию и, в конечном счёте к познанию вообще. Не случайно виднейший представитель этого направления Джон Локк вынужден был признать, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Действительно, роль чувственного знания, несмотря на его значимость в познавательном процессе, не может быть абсолютизирована по следующим причинам.

Во-первых, оно является осмысленным и, следовательно, не может быть обособленно от рационального. Во-вторых, чувственное познание ограничено в своих возможностях: не всё доступно чувственному познанию: радиоактивное излучение, элементарные частицы недоступны чувственному восприятию, отсутствует и возможность наглядно себе представить такую частицу, как электрон (нет однозначного представления - это частица или волна) и т.п. В-третьих, оно может быть ошибочным (возможные ошибки восприятия установлены и объяснены психологией). Следовательно, чувственное познание не может рассматриваться в качестве базисного. Основная ошибка сенсуализма, как и рационализма, состоит в обособлении ими чувственного и рационального познания. Такое представление противоречит науке: экспериментально доказано единство чувственности, рассудка и разума как взаимодополняющих сторон целостного механизма познания. В любом случае чувственное познание необходимо дополняется и получает своё завершение в рациональном.

В конце XIX века появилось новое учение - прагматизм. Его представитель Дж. Уильям - американский философ и психолог в 1890 в книге "Принципы психологии" утверждает, что понятия - это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека. Другой представитель этого течения, разрабатывающий прагматическую теорию познания - Дж. Дьюи. Он разработал теорию научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности, достижения целей. Открытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации, состоит в том, что достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решённую - ситуация приобретает иное качество - "следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания - познание изменяет само существование предмета познания" [12].

В это же время наступает расцвет психологического течения - рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.

В рамках бихевиоризма мышление - процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга - рассмотрение практического мышления, а именно - умений и навыков при решении задач.

Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ (З.Фрейд), изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.

В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя деятельность (мышление) - не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова.

Одна из наиболее новых теорий - информационно-кибернетическая теория мышления. В последние несколько десятилетий на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационно-кибернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи. Оказалось, что многие специальные операции, которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышлении пользуется человек. Это открывает возможность изучения операций человеческого мышления на ЭВМ и построения машинных моделей интеллекта. Однако, достижение цели по созданию "искусственного интеллекта" пока, что невозможно и это будет объяснено, почему далее в предлагаемой работе.

Сущность мышления

Мышление в процессе познания

Рассмотрим мышление, как познавательную деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление обычно противопоставляют "низшим" способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны, в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: "Я мыслю, следовательно, я существую". Паскаль называл человека мыслящим тростником.

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики, гносеологии, диалектики.

Аристотель создал логику - науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение. Впоследствии, в эпоху Средневековья, последователи Аристотеля акцентировали свое внимание на такой форме мышления как силлогизм и дедукция, что привело к созданию "мыслительной машины" Раймунда Луллия. Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа - это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела не мыслящего. Мышление он понимал неизмеримо более содержательно и, по существу, диалектически. И именно для истории диалектики фигура Спинозы представляет особенный интерес: он едва ли не единственный из великих мыслителей домарксистской эпохи, сумевший соединить блестящие образцы остродиалектической мысли с последовательно и неукоснительно проведенным через всю систему материалистическим принципом понимания мышления и его отношения к внешнему - в пространстве вне человеческой головы простирающемуся - миру. Влияние идей Спинозы на последующее развитие диалектической мысли, вряд ли можно переоценить. "Быть спинозистом, это - существенное начало всякого философствования, - категорически сформулировал великий диалектик Гегель, - ...мышление необходимо должно было стать на точку зрения спинозизма" .

Понятие мышления

Рациональное познание наиболее полно выражено через мышление. Оно покоится на способности логического мышления. Рациональное познание включает в себя два типа логического мышления: рассудок и разум.

Рассудок - тип логического мышления, который оперирует данными опыта в пределах сложившихся знаний в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жёсткая определённость, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Ему свойственна негибкость, категоричность, неспособность выйти за рамки чётко определённой задачи.

Разум производит знания более глубокого и обобщённого характера. Кант, подчёркивал, что разум постоянно стремится выйти за узкие границы эмпирического знания в мир абсолютного знания, постичь абсолютную истину в последней инстанции. Разум побуждает человека к выявлению предельных, конечных оснований мироздания, к абсолютной свободе и абсолютной нравственности. Там, где разум выполняет регулятивную функцию, его роль значительна и позитивна. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нетривиальных, нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и подвергать суду критики собственные решения. основное отличие разума - выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Важно, однако, подчеркнуть, что рассудок дополняет разум, выполняя рутинную нетворческую работу мышления. Рассудок и разум - две важнейшие формы рациональности. Их взаимодействие обеспечивает единство познавательного процесса. Характерно, что в структуре человеческого мозга возможна асимметрия, с преобладанием развития, либо левого, либо правого полушария. Левополушарная асимметрия объясняет доминирование рассудка, создающего строго упорядоченного знания, а деятельность разума, являющегося средоточением творческого начала в человеке - обусловлена правополушарной асимметрией. Специалисты полагают, что правополушарная асимметрия придаёт творчеству образность, эмоциональность, способность к неожиданным озарениям, открытиям. Полимодальное мышление свойственно людям с симметрично развитыми полушариями.

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Таким образом, мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Оно опосредованно чувственным познанием и опирается на опыт (в том числе и осмысленный ранее). Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в теснейшей связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается.

Наши рекомендации