Подчеркните глаголы второго спряжения
Кричать, бежать, вытерплю, застелил, зыбиться, выспаться.3 балла
Каково значение и происхождение фразеологизма «ОСТАТЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА» ? Составьте небольшой рассказ на тему данного выражения.
Выражение из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обозначает «остаться ни с чем, потерять всё нажитое, приобретённое»
Творческая работа оценивается по следующим критериям:
· качество связного текста: полнота и глубина раскрытия содержания, логика изложения; (3 балла)
· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях (3 балла)
· грамотность ( 4 балла)
Максимальное количество – 10 баллов.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Г.
Русский язык, 7-8 классы
Школьный этап
В какой из пар слов рифмы нет? Почему?
Алфавит – позвонит, повод – газопровод, завидно – обидно, каталог –некролог.
2 балла
Восстановите авторский текст, вставив на место пропусков прилагательные из данного списка. Обозначьте разряд каждого прилагательного по значению.
Должно быть, у каждого человека случается своё( ) время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в ( ) и ( ) стороне ( ) России – лето, ( ) грозами и радугами.
Прошло это лето в гуле ( ) лесов, ( ) криках, в ( ) громадах ( ) облаков, игре ( ) неба, в ( ) ( ) зарослях таволги, в ( ) ( ) воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит ( ) глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
СЛОВА ДЛЯ ВСТАВКИ: воинственный, сосновый, Средний, счастливый, обильный, непролазный, белый, петушиный, лесистый, журавлиный, луговой, кучевой, ночной, пахучий, девичий (15 баллов)
3.Прочитайте слова на чешском языке (чешская букваř произносится как [рж]. )Выделите в этих словах общий словообразовательный элемент (суффикс), попытайтесь сформулировать его значение. Подберите к данному суффиксу наиболее точный русский эквивалент, приведите примеры русских слов с этим элементом.
lekař (врач), scenař(сценарист), rybář (рыбак), kovář (кузнец)
Баллов
4. Когда-то на Руси был обычай: накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Назовите его. 3 балла
5. В древнерусском языке корень – вонь - обозначал не неприятный запах, а запах вообще. Какими фактами современного русского языка можно это подтвердить? 5 баллов
6.Разделите слова на –мый на три группы: 1) имена прилагательные; 2) страдательные причастия; 3) слова могут быть и прилагательными, и причастиями. Объясните, как вы рассуждали при распределении слов по группам. Составьте словосочетания со словами третьей группы так, чтобы было понятно различие частей речи.
Какое из приведенных слов может также выступать в роли существительного?
Любимый¸ зависимый, делимый, непобедимый, неуловимый, видимый, неоценимый, укротимый, непереводимый, невредимый, достижимый.
Баллов
7.Допишите пословицы.
За всё браться - … Человек неучёный …
Скучен день до вечера… На чужой стороне…
Маленькое дело… 5 баллов
8.От каких частей речи могут быть образованы имена существительные путём перехода одной части речи в другую? Приведите примеры. 4 балла
9. Какими членами предложений могут быть фразеологизмы? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.
8 баллов
10. Составьте предложения со словосочетаниями ПРЕДСТАВИТЬ ДОКУМЕНТЫ и ПРЕДОСТАВИТЬ ДОКУМЕНТЫ. 4 балла
11.Каково происхождение афоризма «А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ»? Составьте зарисовку на тему данного крылатого выражения. 10 баллов.
Ключи.
1. ПОвод – газопроВОД – 2 балла
2.Должно быть, у каждого человека случается своё ( счастливое) время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в (лесистой) и (луговой) стороне ( Средней ) России – лето, ( обильное ) грозами и радугами.
Прошло это лето в гуле ( сосновых ) лесов, ( журавлиных) криках, в ( белых ) громадах ( кучевых ) облаков, игре ( ночного ) неба, в ( пахучих) ( непролазных ) зарослях таволги, в ( воинственных) ( петушиных ) воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит ( девичьи ) глаза и первый туман осторожно курится над омутами. ( К. Г. Паустовский) 15 баллов
3..Общий элемент –ař (1 балл), значение: название лица по объекту или продукту его деятельности (3 балла); русский эквивалент – арь (2 балла), русские слова: лекарь, пекарь, псарь, вратарь, кухарь (устар.) и др. (по 1 баллу за каждый пример, но не более 4 баллов). Всего: 10 баллов
4. Это выражение «СКАТЕРТЬЮ ДОРОЖКА!» Раньше оно было добрым пожеланием успешного пути, сегодня синоним выражения «Убирайся вон!»
5. Об этом говорят слова с положительной коннотацией типа БЛАГОВОНИЯ.
6. 1) зависимый, непобедимый, неуловимый, невредимый;
2) делимый, непереводимый, достижимый, укротимый;
3) любимый, видимый (по 0,5 балла за каждое верно отмеченное слово, всего – 5 баллов). Объяснение: страдательные причастия на – МЫЙ образуются от переходных глаголов несовершенного вида (1 балл). Если одна из этих закономерностей нарушается, то отглагольное слово – это прилагательное (1 балл). Слова третьей группы часто остановятся в речевом контексте и прилагательными, и причастиями: любимый кот, очень любимый, однако: любимый мною;едва видимый, но: видимый глазом, видимый мною.(по 0,5 балла за каждый пример, но не более 2 баллов). Слово любимый может выступать в роли существительного, например: мой любимый (1 балл). Всего: 10 баллов.
7.Допишите пословицы.
За всё браться – ничего не сделать. Человек неучёный что топор неточёный. Скучен день до вечера, если делать нечего. На чужой стороне и весна не красна. Маленькое дело лучше большого безделья. 5 баллов
8. От прилагательных: больной, новое; от причастий: присутствующие, слагаемое; от местоимений: ничья, сам; от числительных: второе съел
Балла
9. Какими членами предложений могут быть фразеологизмы? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.
Ответ: Фр-м может быть подлежащим: Танталовы муки – фразеологизм из античной истории, сказуемым: Уязвимое место называют ахиллесовой пятой ,несогласованным приложением: Выражение «Авгиевы конюшни» мы употребляем, говоря о крайней запущенности, дополнением: Прочитай о всемирном потопе., обстоятельством: Мы расположились в двух шагах от главного входа в парк., обращением: Фома неверующий, послушай меня хоть раз!
Баллов
10.Составьте предложения со словосочетаниями ПРЕДСТАВИТЬ ДОКУМЕНТЫ и ПРЕДОСТАВИТЬ ДОКУМЕНТЫ. 4 балла
Представить – значит предъявлять, показывать. Полицейский потребовал представить документы на автомашину.
Предоставить – это отдать что-то кому-то в распоряжение. Для поступления в вуз необходимо предоставить в приемную комиссию документ о среднем образовании. Ей предоставили служебную квартиру. Нам предоставлена возможность выступить с сообщениями на студенческой конференции.
11.Каково происхождение афоризма «А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ»? Составьте зарисовку на тему данного крылатого выражения.
10 баллов
Выражение из басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» обозначает, что дело не движется из-за несговорчивости его участников.
Творческая работа оценивается по следующим критериям:
· качество связного текста: полнота и глубина раскрытия содержания, логика изложения; (3 балла)
· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях (3 балла)
· грамотность ( 4 балла)