Модуль 3. Язык как объект современной филологии

Проблемы языка как объекта филологии в ее истории. Общефилологическая значимость языка на современном этапе развития филологических наук – в связи с задачей изучения древних текстов, «воссоединением языка и литературы» (Р. Барт), специализацией языка в разных сферах деятельности человека, повышением роли проблемы понимания и др.

Естественный человеческий язык: язык как система (Ф. де Соссюр) и как «духовная энергия народа», «дух народа» (В. фон Гумбольдт). Плодотворность функционального понимания языка для современной филологии. Устройство языка; слово и предложение как основные единицы языка, как системы. Язык в действии; высказывание – основная единица языка в действии.

Естественный язык и другие знаковые системы (параязык, искусственные языки, мифы, фольклор, художественные моделирующие системы и др.).

Аспекты изучения языка в филологии. Филологические науки и дисциплины, изучающие язык как объект филологии. Гуманитарная семиотика.

Модуль 4. Текст как объект современной филологии.

Текст как традиционный объект филологии. Общефилологическая значимость текста на современном этапе развития филологии. Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные, печатные, электронные. «Лики» текста: текст как источник, памятник, произведение, сообщение. Постижение жизни текста как важнейшая тенденция современной филологии.

Традиционные и современные представления о тексте. Текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически; текст как языковое образование, обеспечивающее коммуникативное взаимодействие людей. Значимость каждого их представлений для филологии. Функциональное понимание текста и его плодотворность для современной филологии. Коммуникативность и системная организация как важнейшие признаки текста. Функции текста (Ю. М. Лотман).

Мир текстов. Текст в мире текстов. Многообразие и сложность отношений между текстами. Значение интертекстуальных и текстообразовательных отношений между текстами в решении задачи постижения жизни текста.

Аспекты изучения текста в филологии. Филологические науки и дисциплины, изучающие текст как объект филологии. Теория текста.

Модуль 5. Homo loquens как объект современной филологии.

Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменение статуса речевой коммуникации, повышение коммуникативной активности человека в середине XX – начале XXI в. в придании человека говорящему статуса объекта филологии. Homo loquens как те стороны, грани человека как целого, которые составляют предмет интереса филологических наук.

Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homo loquens. Homo loquens как обозначение человека, осуществляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности.

Важнейшие способности и характеристики человека как homo loquens: формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные лингвистические, ситуационно-поведенческие и др.

Аспекты изучения homo loquens в филологии. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии. Филологическая герменевтика. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации.

Модуль 6. Методология филологии.

Методология филологии как учение об основаниях и способах действования с ее объектами.

Филология как научный принцип (С. С. Аверинцев). Филологический подход к исследованию, его сущность. Методы филологии: методы практической деятельности, методы исследования. Роль субъективного фактора и контекста гуманитарных наук в филологическом исследовании.

Филологическое научное исследование. Важнейшие понятия: познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая область, цель, задачи, средства и др. Методы исследования – общенаучные и частнонаучные. Методы наблюдения и эксперимента. Методы классификации и моделирования.

Логика научного исследования в филологии: движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Специфика научных проблем в филологии. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Виды результата: теория, модель, описание, осмысление, новая интерпретация и др.

Организация научного исследования. Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности. Представление результатов исследования в научной коммуникации. Учебное научное исследование, его особенности.

Содержание практических разделов дисциплины (практикум)

Тема:Современная филология как отрасль науки и направление высшего профессионального образования.

Теоретическая часть

1. Объясните причины возникновения первых филологических профессий.

  1. В каком отношении к первым филологическим профессиям находится профессия учителя риторики?
  2. Что такое современная филология в понимании С.С. Аверинцева и Ю.С. Степанова.
  3. Как определяется современная филология А.А. Чувакиным?
  4. В чем вы видите причины различий в определениях филологии, которые упоминаются в двух предыдущих вопросах?
  5. Что такое объект филологии?
  6. Каковы источники материала, изучаемого современной филологией?
  7. Что такое методы исследования в филологии?
  8. Каково место филологии в системе наук и в современном мире?
  9. Чем различаются филологические науки и научные дисциплины?
  10. Назовите важнейшие филологические научные дисциплины. Как они связаны между собой? С филологическими науками?
  11. Соотнесите понятия «филология – филологическая наука – филологическая научная дисциплина».

Практическая часть

1. Русское существительное в принципе может выступ; в 12 формах (6 падежей х 2 числа). Две разные формы слова могут совпадать.

Задание 1. Существует ли такая форма (определенный падеж одного из двух чисел), что никакое существительное, стоящее в этой форме, не совпадает ни с какой другой формой того же существительного? (Неизменяемые существительные, например шоссе, кенгуру, леди, не учитывайте.) Если да, то укажите все такие формы. Обоснуйте Ваш ответ.

Задание 2. Есть ли в русском языке существительные, кроме неизменяемых, у которых винительный падеж множественного числа совпадает с творительным падежом единственного числа? Если есть, то какие?

Задание 3. Такой же вопрос для совпадения винительного падежа множественного числа с предложным падежом множественного числа.

Задание 4. Такой же вопрос для совпадения дательного падежа, множественного числа с творительным падежом единственного числа.

2. Ниже дан текст на старославянском языке

Модуль 3. Язык как объект современной филологии - student2.ru

Задание. Переведите этот отрывок на русский язык, стараясь по возможности не сокращать его, не добавлять ничего и сохранять порядок слов.

Модуль 3. Язык как объект современной филологии - student2.ru

Тема:История филологии: от филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук.

Теоретическая часть

  1. Назовите задачи, объединяющие классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первоначального развития. Какие задачи различают эти три направления филологии?
  2. Найдите в энциклопедических словарях материалы, рассказывающие о возникновении национальной филологии – русской, татарской, бурятской, хакасской, английской, болгарской и т.д. (по вашему выбору). Когда они возникают? Каковы их достижения? Назовите крупных ученых в каждой из национальных филологий.
  3. Какие идеи Ф.А. Вольфа нашли свое отражение в понимании современной филологии в концепции А.А. Чувакина?
  4. Чем объясните, что становление филологических наук связано со сравнительно-историческими исследованиями в гуманитарном знании? Аргументируйте факт объективности процессов дифференциации в филологии середины XIX – середины XX в.?
  5. Что такое междисциплинарное ядро знаний в филологии? Каково его значение для развития филологических наук? филологии как отрасли гуманитарного знания?
  6. Какие процессы в науке и культуре вызвали складывание новейшей филологии?
  7. В чем отличия филологии на новейшем этапе ее развития от «новой филологии»? С чем они связаны?
  8. Какие изменения претерпевает общефилологическое ядро филологического знания на современном этапе развития филологии?
  9. В двух-трех энциклопедических словарях найдите словарную статью “Филология”. Сопоставьте их содержание. Что общего между ними? Какие различия отметили? Попытайтесь объяснить их.

Практическая часть

1.Русское слово вахтер заимствовано из немецкого и непосред­ственно после заимствования имело ударение на первом слоге (как в немецком): вАхтер. Слово шофер заимствовано из французского и непосредственно после заимствования имело ударение на последнем слоге (как во французском): шофёр. Однако в настоящее время форма вахтер почти полностью вытеснена новой формой вахтёр. С другой стороны, форма шофёр (которую литературный язык и сейчас сохраняет в качестве нормы) в профессиональной речи шофе­ров и в просторечии оказалась вытеснена новой формой шОфер.

Задание. Объясните причину сдвига ударения в каждом из этих двух случаев.

Чтобы облегчить Вам выполнение этого задания, приводим спи­сок (неполный, но достаточно показательный) русских слов на -ёр и на безударные -ер, обозначающих лиц: билетёр, гарпунёр, гастро­лёр, гипнотизёр, гримёр, дирижёр, доктринёр, дублёр, жонглёр, киоскёр, контролёр, лифтёр, монтёр, мушкетёр, паникёр, парла­ментёр, позёр, призёр, прожектёр, стажёр, суфлёр, ухажёр, фантазёр, бухгалтер, гаер, гангстер, голкипер, диспетчер, кельнер, кондитер, кучер, маклер, парикмахер, снайпер, фельдшер, шкипер, шулер, юнкер.

2. Даны фразы на мансийском языке с их переводами на рус­ский язык.

1. А м ос ам юртум Петя мен — Я и мой друг Петя любим

асягамен эруптиягамен. своих отцов.

2. Ман нанг самын пусмал- — Мы лечим твой глаз,

тилув.

3. Нанг юртын эруптилын. — Ты любишь своего друга.

4. Ам самагум пантиягум. — Я закрываю глаза.

5. Ам ман лувув ос нанг ам- — Я лечу нашу лошадь и твоих

панын пусмалтиянум. собак.

Задание. Переведите:

А. Ман юртанув эруптиянув.

Б. Ты лечишь моего отца и моего друга.

Тема:Язык как объект современной филологии.

Теоретическая часть

  1. Почему естественный язык является объектом современной филологии?
  2. Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте (Понятие литературы можно взять из учебников по «Введению в литературоведение», из энциклопедий).
  3. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного Ф. де Соссюром.
  4. Приведите фонетический материал из русского языка, иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного В. фон Гумбольдтом.
  5. Докажите утверждение: «Сложность природы языка состоит в том, что он есть и деятельность и система знаков одновременно». Не обнаружены ли факты, которые противоречат данному суждению?
  6. В чем состоит значимость языка для языкознания, литературоведения?
  7. Тезис «Говорить значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли» (А. А. Потебня) раскрывает проблему говорения/понимания применительно только к художественной коммуникации или и к другим ее видам? Приведите фактический материал pro et contra.
  8. В чем заключается сущность функционального понимания языка? Почему оно плодотворно для филологии?
  9. Каковы точки соприкосновения языка как системы и языка в действии?
  10. Из своего коммуникативного опыта приведите примеры взаимодействия языка с другими знаковыми системами.
  11. Что изучает лингвистика? литературоведение?
  12. Что такое семиотика? гуманитарная семиотика?
  13. Определите язык как объект современной филологии.

Практическая часть

1.Рассмотрим следующий ряд, состоящий из пар слов:

(1) жгучий брюнет, проливной дождь, круглый дурак.

В каждой из этих пар первое слово имеет один и тот же смысл, а именно: оно выражает высокую степень- того, что обозначается вторым словом пары. Слово жгучий в сочетании с брюнет указы­вает на высокую степень «брюнетистости»; проливной — на высокую степень дождя; круглый в применении к слову дурак —на высокую степень глупости.

Приведем еще два ряда пар; в каждом ряду первое слово в каж­дой паре имеет один и тот же смысл:

(2) благотворное влияние, удачная покупка, счастливый брак, благоприятные условия;

(3) вызывать раскол, наводить порядок, создавать условия, раз­бивать сквер, сеять панику.

Задание 1. Напишите еще несколько пар, в которых первые слова будут обозначать высокую степень того, что обозначено вторым словом.

Задание 2. Объясните, какой общий смысл первых слов каждой паре в ряду (2), а какой — в ряду (3). В каждый ряд добавьте еще по несколько пар, у которых первое слово имеет тот же смысл, что и во всем ряду.

Задание 3. Придумайте сами несколько (два-три) других рядов пар, таких, чтобы в каждом ряду первое слово каждой пары имело один и тот же смысл (в каждом ряду — свой).

2.В каждом языке имеются многозначные слова, т. е. слова, имеющие несколько значений. Отдельные значения таких слов свя­заны определенными отношениями: «иголка (швейная) — иголка (хвой­ного дерева)» — сходство по форме; «шляпка (женская) — шляпка (гвоздя)» — сходство в расположении предмета относительно чего-ли­бо; «аудитория (помещение) — аудитория (слушатели)» — пространст­венная смежность и т. п.

Задание 1. Приведите еще по 2—3 примера на данные в усло­вии отношения.

Задание 2. Какие еще отношения могут связывать отдельные значения многозначных слов? Приведите примеры (4 отношения, по 2—3 примера на каждое).

Задание 3. Какие еще значения могут быть у многозначного слова, если одно из его значений — «голова (часть тела)»? Учтите, что русское слово голова не обязательно имеет все те значения, ко­торые, вообще говоря, возможны у такого многозначного слова.

Тема:Текст как объект современной филологии.

Теоретическая часть

1. Почему текст является объектом современной филологии?

2. Что такое фактура текста? Каково значение фактуры текста для жизни текстов?

3. Проиллюстрируйте материалом русского (родного), а также изучаемого вами иностранного языка проявления ликов текста. Каково значение понятия лик текста в филологии?

4. Приведите фактический материал из русского (родного), либо иностранного языка в пользу современного понимания и противоречащий современному пониманию.

5. В чем заключается сущность функционального понимания текста? Почему оно плодотворно для филологии?

6. Каковы функции текста в понимании Ю.М. Лотмана?

7. Что такое мир текстов? Каково значение этого понятия для изучения текста в филологии?

8. Что в тексте изучает лингвистика, литературоведение?

9. Приведите пример текста. Рассмотрите текст в аспекте интертекстуальных и текстообразовательных отношений. Оцените свое решение задачи с точки зрения понимания текста.

10. Что изучает теория текста?

11. Определите текст как объект современной филологии. Раскройте его признаки как объекта современной филологии.

Тема:Homo Loquens как объект филологии.

Теоретическая часть

  1. Дайте определение термина homo loquens.
  2. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Какое значение оно имеет для придания «человеку говорящему» статуса объекта филологии?
  3. Почему homo loquens является объектом современной филологии?
  4. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемого вами иностранного языка, доказывающий связи человека и естественного языка. Какое значение эти факты имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
  5. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемого вами иностранного языка, доказывающий связи человека и текста. Какое значение эти факты имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
  6. Приведите определение языковой личности. Какое значение это понятие имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
  7. Приведите определение творческой личности. Какое значение это понятие имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?
  8. Докажите рассуждениями и фактическим материалом признак активности говорящего (пишущего) и слушающего (читающего). Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста?
  9. Определите homo loquens как объект современной филологии.
  10. По данным словарей (энциклопедических, лингвистических) определите приводимые ниже понятия:

- формально-демографическое и этнографическое;

- социальное, психологическое и социально-психологическое;

- культурно-антропологическое;

- когнитивное и коммуникативное;

- лингвистическое;

- ситуативно-поведенческое.

  1. Какое значение характеристики человека, данные в каждом из аспектов, имеют для построения модели создания и понимания текста? Рассуждения можно аргументировать ссылками на собственный коммуникативный и речевой опыт.
  2. Что в homo loquens изучает лингвистика?

- литературоведение?

- филологическая герменевтика?

- анализ дискурса?

- филологическая теория коммуникации?

Практическая часть

1.Приставка пере- может придавать глаголу такие значения:

(1) «действие, повторяющееся заново»;

(2) «действие, производимое в слишком большом количестве, свы­ше нормы»;

(3) «движение через что-то или из одного места в другое».

Задание 1. Существует ли русский глагол с приставкой пере-, который не имеет ни значения (1), ни (2), ни (3)?

Задание 2. Приведите пример глагола с приставкой пере-, ко­торый можно понять двояко: или так, что приставка имеет в нем 1-е значение, или так, что приставка имеет 2-е значение, но не так, что она имеет 3-е значение. Проиллюстрируйте разные значения вашего глагола, употребляя его в разных фразах.

Задание 3. Перечислите все возможные наборы из данных трех значений, которые может иметь приставка пере-, в одном и том же глаголе. Подтвердите правильность ответа примерами. Кратко объ­ясните свое решение.

2. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходныхслов), составляя фразы с исход­ными словами. Например:

писатель — «человек, который пишет»; читальня — «место, где читают»; возчик—«человек, который вози»; стульчик — «маленький стул».

(Часть объясняющей фразы, остающаяся, если отбросить исход­ное слово, будем называть объясняющей конструкцией для рассмат­риваемого слова.) Например, слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который...»

Объясняющая конструкция для слова читальня — «место, где...»; для слова стульчик—«маленький...».

Даны глаголы, образованные от существительных или прилага­тельных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыба­чить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбе­неть, сверлить.

Задание 1. Разделите эти глаголы на группы так, чтобы а) в пределах каждой группы для всех глаголов годилась одна и та же объясняющая конструкция, б) объясняющая конструкция однойгруппы не годилась ни для какой другой группы. Приведите для каждой группы объясняющую конструкцию.

Задание 2. Укажите, какими суффиксами и другими словооб­разовательными средствами образованы от исходных слов глаголы каждой группы. Хотя бы для некоторых групп приведите пример глагола, для которого годится объясняющая конструкция данной груп­пы, но который образован от исходного слова с помощью словооб­разовательных средств, не представленных в данной группе.

Тема:Методология современной филологии

Теоретическая часть

  1. Что изучает методология современной филологии?
  2. Раскройте понятия основания действования с объектом и способы действования с объектом. Как они связаны?
  3. В чем состоит сущность филологического подхода к исследованию?
  4. Что такое метод исследования? Соотнесите понятия подход и метод.
  5. Истолкуйте суждение академика И.П. Павлова: «Метод решает судьбу дела» применительно к филологии. Свое толкование проиллюстрируйте.
  6. В чем вы усматриваете связи филологии и философии? филологии и гуманитарных наук? Свои рассуждения иллюстрируйте примерами.
  7. Приведите определение научного исследования.
  8. Что такое проблемная ситуация? Рассмотрите ее состав. Постройте схему проблемной ситуации в действии. Свои рассуждения проиллюстрируйте.
  9. Приведите определения основных понятий научного исследования. Свои рассуждения проиллюстрируйте.
  10. Назовите основные общенаучные методы научного исследования. В чем значимость каждого из них в процессе достижения теоретического результата? Свои рассуждения проиллюстрируйте.
  11. Продемонстрируйте связи понятий проблема – гипотеза – теория. Свои рассуждения проиллюстрируйте.
  12. Какие задачи решаются на подготовительном, основном и заключительном этапах научного исследования? Свои рассуждения проиллюстрируйте.
  13. В чем особенности учебного научного исследования?
  14. Соотнесите определения современной филологии (см. лекции), понятие общефилологического ядра знаний и понятие филологического подхода. Сделайте вывод об основных аспектах характеристики современной филологии как отрасли науки. рассмотрите в этих же аспектах каждую из филологических наук.

Практическая часть

1.Даны две фразы в символической записи с их переводами на русский язык:

А 1 В —А съело В,

С: (А 1 В) —С (специально) сделало так, чтобы А съело В.

Пусть теперь «2» означает «увидеть», а «3» — «иметь».

Задание 1. Попробуйте записать этими символами приведен­ные ниже фразы (кое-где, возможно, упрощая смысл). Существи­тельные можно обозначить первыми буквами слов: В, Л, С.

Был у Вороны сыр. Заметила сыр Лиса. Лиса постаралась по­пасться на глаза Вороне. Ворона похвалилась сыром перед Лисой. Лиса отобрала сыр.

Задание 2. Переведите на русский язык фразы, записанные символами: Л: (Л 3 С); Л: (В 2 С); Л 1 С; В: (Л 1 С).

2. Предложение Кружок спелся имеет, теоретически говоря, четыре значения, так как слово кружок имеет два значения: 1) умень­шительное к слову круг в смысле определенного неодушевленного физического объекта; 2) группа людей, объединенных какими-либо связями,— и слово спеться имеет два значения: 1) научиться хорошо петь вместе; 2) достигнуть согласованности в поступках. Но реаль­но в русском языке это предложение выражает не четыре, а лишь два значения, потому что и первое и второе значения глагола как бы связаны в своем употреблении ограничительными приз­наками «относиться к лицу» или «относиться к группе лиц». А пер­вое значение существительного кружок не удовлетворяет этим ограничительным признакам и не может, следовательно, сочетаться с данным глаголом ни в первом, ни во втором значении. Ограничи­тельными признаками бывают связаны в своем употреблении не только глаголы, но и прилагательные.

Задание. Определите, сколько теоретически мыслимых и ре­ально возможных в русском языке значений имеет предложение Блестящий язык был отмечен начальником.

Дайте обоснование своему решению.

Наши рекомендации