Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления

Диагностика Мышления

Тест Липпмана «Логические закономерности».

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.

Процедура тестирования. Испытуемым предлагают письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения задания фиксируется.

Числовые ряды:

1)2, 3, 4, 5, 6, 7

2)6, 9, 12, 15, 18, 21

3)1, 2, 4, 8, 16, 32

4)4, 5, 8, 9, 12, 13

5)19, 16, 14, 11, 9, 6

6)29, 28, 26, 23, 19, 14

7)16, 8, 4, 2, 1, 0,5

8)1, 4, 9, 16, 25, 36,

9)21, 18, 16, 15, 12, 10

10)3, 6, 8, 16, 18, 36

Обработка и интерпретация результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

Ключ к методике «Логические закономерности».

Предъявленные ряды Правильные ответы
2, 3, 4, 5, 6, 7 8;9
6, 9, 12, 15, 18, 21 24;27
1, 2, 4, 8, 16, 32 64;128
4, 5, 8, 9, 12, 13 16;17
19, 16, 14, 11, 9, 6 4;1
29, 28, 26, 23, 19, 14 8;1
16, 8, 4, 2, 1, 0,5 0,25;0,125
1, 4, 9, 16, 25, 36, 49;64
21, 18, 16, 15, 12, 10 9;6
3, 6, 8, 16, 18, 36 38;76

Оценка результатов производится с помощью таблицы.

Оценки результатов по методике Липпмана.

Время выполнения задания (мин, с) Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 мин. 10 с- 4 мин. 30 с Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин 35 с- 9 мин 50 с 3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин 35 с- 9 мин 50 с Средняя норма
4 мин 35 с- 9 мин 50 с 2-3 3- Низкая норма
10 мин.- 15 мин. 4-5 Ниже среднего уровня развития логического мышления
10 мин.- 15 мин. 0- 3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин. Более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы либо высокое переутомление

Числовые ряды:

1)2, 3, 4, 5, 6, 7

2)6, 9, 12, 15, 18, 21

3)1, 2, 4, 8, 16, 32

4)4, 5, 8, 9, 12, 13

5)19, 16, 14, 11, 9, 6

6)29, 28, 26, 23, 19, 14

7)16, 8, 4, 2, 1, 0,5

8)1, 4, 9, 16, 25, 36,

9)21, 18, 16, 15, 12, 10

10)3, 6, 8, 16, 18, 36

Методика «Сложные аналогии».

Диагностическая цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» - часть и целое, «Малина – ягода» - определение, «Море – океан» - различаются в количественном отношении, и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава – роман» - 1).

Инструкция: На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 буков, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Образец». Вы должны во- первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблице «Образец». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Обработка и анализ результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

Образец:

Овца- стадо

Малина- ягода

Море- океан

Свет- темнота

Отравление- смерть

Враг- неприятель

Стимульный материал:

1. Испуг – бегство 11. Десять – число
2. Физика – наука 12. Праздность – безделье
3. Правильно – верно 13. Глава – роман
4. Грядка – огород 14. Покой - движение
5. Похвала - брань 15. Бережливость – скупость
6. пара – два 16. Прохлада – мороз
7. Слова – фраза 17. Обман – недоверие
8. Бодрость – вялость 18. Пение - искусство
9. Свобода – независимость 19. Капля – дождь
10. Месть – поджог 20. Радость - печаль

Анализ результатов производится с помощью таблицы.

Уровень развития понятийного мышления по методике Сложные аналогии»

Количество ошибок Балы Уровень развития понятийного мышления
Очень высокий уровень логически- понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
3+ Хорошая норма большинства людей, резко бывают неточности в использование понятий
3-4 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий
5-6 3- Низка норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения
7 и более Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различает разницы понятий.

Ключ к методике «Сложные аналогии»

Предъявленные паря слов Правильный ответ
Испуг – бегство
Физика – наука
Правильно – верно
Грядка – огород
Похвала - брань
пара – два
Слова – фраза
Бодрость – вялость
Свобода – независимость
Месть – поджог
Десять – число
Праздность – безделье
Глава – роман
Покой - движение
Бережливость – скупость
Прохлада – мороз
Обман – недоверие
Пение - искусство
Капля – дождь
Радость - печаль

Образец:

Овца- стадо

Малина- ягода

Море- океан

Свет- темнота

Отравление- смерть

Враг- неприятель

Предъявленные паря слов Правильный ответ
Испуг – бегство  
Физика – наука  
Правильно – верно  
Грядка – огород  
Похвала - брань  
пара – два  
Слова – фраза  
Бодрость – вялость  
Свобода – независимость  
Месть – поджог  
Десять – число  
Праздность – безделье  
Глава – роман  
Покой - движение  
Бережливость – скупость  
Прохлада – мороз  
Обман – недоверие  
Пение - искусство  
Капля – дождь  
Радость - печаль  

Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления.

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта математического мышления.

Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения – 5 минут».

Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7

2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 _ _

4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78

5) 7 16 9; 5 21 16; 9 _ 4

6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94

7) 24 22 19 15 _ _

Обработка результатов производится по ключу:

1) 12 9 5) 13

2) 25 36 6) 44 46

3) 13 20 7) 10 4

4) 36 38

Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека – 3 и выше.

Интерпретация результатов.

Если испытуемый затрудняется ответить при решение подобных задач, это может обозначать, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7

2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 _ _

4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78

5) 7 16 9; 5 21 16; 9 _ 4

6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94

7) 24 22 19 15 _ _

Методика «Обобщение».

Диагностическая цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Процедура тестирования. Испытуемым необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова.

Стимульный материал. Задачи:

Наши рекомендации