Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин. Тема №5. Прикладное программное обеспечение: Табличные процессоры.

Тема №5. Прикладное программное обеспечение: Табличные процессоры.

Цель: Изучить работу с несколькими рабочими листами. Изучить создание других таблиц на основе созданных таблиц, а также производить вычисления и логические преобразования на основе данных таблиц.

Задачи обучения: Отработать практические умения и навыки по переходу с одного листа к другому, созданию заголовков листов, вставке в формулы ссылок на данные других листов, консолидации данных на листе, созданию именованных диапазонов, проверке книг, вставке примечаний.

Организационная часть - 5 мин

Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов.

Количество формируемых компетенций:знания, практические навыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

1. Переход от одного листа к другому. Создание заголовков листов.

2. Вставка в формулы ссылок на данные других листов. Консолидация данных на листе.

3. Присвоение имен ячейкам. Использование имен. Проверка книг.

4. Ошибки при работе с таблицами.

5. Ограничение доступа к документам. Открытие доступа к документам Excel и объединение книг.

Перерыв - 10 мин

Методы обучения и преподавания:репродуктивный метод (студенты сознательно усваивают новые знания, понимают и запоминают; могут полностью воспроизвести благодаря многократному повторению)

Самостоятельная работа студентов - 50 мин

Задания

Практические навыки Критерии оценки
Запустите программу Microsoft Excel 2007  
Вставьте электронную таблицу №1 на лист1 «Узнай свой возраст» и заполните ее (как указано таблице №1). F Примечание: В этой задаче Вы узнаете Ваш возраст в днях, в неделях и в годах.
Введите данные о текущей дате и о дате рождения в формате Дата в 3 ячейку строки «текущая дата».
Введите формулу, в пустую ячейку «Мой возраст в днях»: = абсолютный адрес ячейки, содержащий текущую дату – абсолютный адрес ячейки, содержащий дату рождения (или задайте имя ячейке содержащий текущую дату)
Введите формулу, в пустую ячейку «Мой возраст в неделях»: = (относительный адрес ячейки, содержащий текущую дату – относительный адрес ячейки, содержащий дату рождения)/7
Введите формулу, в пустую ячейку «Мой возраст в годах»: = (относительный адрес ячейки, содержащий текущую дату – относительный адрес ячейки, содержащий дату рождения)/365
Перейдите на 2-лист, переименуйте лист на лист под названием «Моя группа»
Вставьте таблицу №2 на лист 2 и заполните её. F Примечание: В этой задаче Вы узнаете возраст ваших сокурсников в днях, неделях и годах
С помощью объекта Smart Art постройте пирамиду Вашей группы
Создайте книгу Excel состоящий из 6 листов, сохраните книгу под названием «Анализ плотности населения»
Переименуйте листы согласно заголовкам: «Европа», «Америка», «Азия», «Австралия», «Африка», «Всего по континентам»
Введите данные на листе Европа согласно таблице№3 и скопируйте таблицу №3 на листы: «Европа», «Америка», «Азия», «Австралия», «Африка»
Прочитав текст скопируйте данные по континентам таблицы
Использовать: Специальная вставка → Ширины столбцов  
Использовать: Специальная вставка → Все  
Перейдите на лист под заголовком «Всего по кинтинентам», установите курсор на ячейке А1 и выполните команду: Данные→ Группа: работа с данными→ Консолидация
В появившемся диалоговом окне выберите Функция→Сумма, и выберите нужные ссылки с помощью кнопки Добавить
Отметьте подписи верхней строки и значения левого столбца
Рассчитайте данные, используя «Мастер функции» максимальное, минимальное значение плотности населения и территорию по всему миру
Результат сравните с таблицой №4, поставьте защиту и сохраните документ.
  Итого:

Таблица №1

  Мой возраст
Текущая дата  
Дата рождения  
Мой возраст в днях  
Мой возраст в неделях  
Мой возраст в годах  

Результат

  Мой возраст
Текущая дата 01.10.2009
Дата рождения 01.05.1981
Мой возраст в днях
Мой возраст в неделях 1482,86
Мой возраст в годах 28,44

Таблица №2

Ф.И.О Дата рождения Возраст в днях Возраст в неделях Возраст в годах
           
           
           

2-задание «Территория и население по континентам»

Используя набор данных «Территория и население по континентам», составить таблицу и выяснить минималную и максимальную плотность населения в 1970 году и в 1989 году, суммарную площадь всех континентов.

Территория Австралии - 8,5 млн. кв.км. Плотность населения в Африке в 1989 году была 21 человек на кв. км. Население Европы в 1989г. составило 701 млн.человек. Территория Южной Америки -17,8 млн.кв.км. Население Северной и Центральной Америки в 1989г. составило 422 млн. человек. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1970г. была 13 человек на кв. км. Территория всего мира -135,8 млн. кв. км. Плотность населения в Австралии в 1989 г. была 3 человека на кв.км. Население Южной Америки в 1989г. составило 291 млн.человек. Территория Африки -30,3 млн. кв.км. Население Австралии в 1989г. составило 26 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1970г. была 27 человек на кв.км. Территория Азии -44,4 млн. Население всего мира в 1989 г. составило 5201 млн. человек. Территория Северной и Центральной Америки -24,3 млн. кв.км. Население Азии в 1970г. составило 2161 млн. человек. Плотность населения в Европе в 1989г. была 67 человек на кв.км. Плотность населения в Азии в 1970 г. была 49 человек на кв.км. Население Африки в 1970г. составило 361 млн.человек. Население Австралии в 1970г. составило 19 млн.чел Население Южной Америки в 1970г. составило 190 млн. человек. Плотность населения в Африке в 1970г. была 12 человек на кв.км. Население Северной и Центральной Америки в 1970г. составило 320 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1970г. была 11 человек после кв.км. Население Африки в 1989 г. составило 628 млн.человек. Плотность населения в Австралии в 1970г. была 2 человека на кв.км. Население Европы в 1970г. составило 642 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1989 г. была 38 человек на кв. км. Территория Европы – 10,5 млн. кв.км. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1989г. была 17 человек после кв.км. Плотность населения в Европе в 1970 г. была 61 человек на кв. км. Население Азии в 1989 г. составило 3133 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1989г. была 16 человек на кв.км. Население всего мира в 1970 г. составило 3693 млн. человек. Плотность населения в Азии в 1989 г. была 71 человек на кв.км

Таблица №3

Часть континента Территория Плотность населения 1970г Население 1970г Плотность населения 1989 год Население 1989 год
  млн.кв.км чел. на кв км. млн.чел. чел. на кв км. млн.чел.
           
           

Таблица №4

Континент Территория Плотность населения 1970г Население 1970г Плотность населения 1989 год Население 1989 год
Австралия 8,5
Азия 44,4
Южная Америка 17,8
Северная и Центральная Америка 24,3
Африка 30,3
Европа 10,5
           
Минимум      
Максимум      
Территория всего мира 135,8        

Дополнительные задания:

1. Перейдите к какому-либо листу, т.е. щелкните по его ярлычку.

2. Измените порядок расположения листов в документе.

3. Добавьте новый лист перед текущим.

4. Введите новое имя листа.

5. Переименуйте имя листа.

6. Введите формулу: просуммируйте данные из какого-либо листа, кроме текущего.

7. Задайте имя диапазону ячеек.

8. Используйте имя диапазона в формуле.

9. Настройте Excel так, чтобы она отследила влияющие ячейки, данные из которых были использованы в формуле.

10. Вставьте примечание.

11. Сделайте так, чтобы формулы не были видны на экране.

Литература:

1. Чернов В.И., Есауленко И.Э., Фролов М.В., Семенов С.Н.Информатика, Москва, 2008

2. Берк К., Кэйри П. Анализ данных с помощью Microsoft Excel. – М.: Вильямс, 2005

2. Сингаевская Г.И. Функции в Ехсel. Решение практических задач. - М.: Вильямс, 2005

3. Вадзинский Р. Статистические вычисления в среде Excel. – СПб.: ООО «Питер-пресс», 2008. – 608с.

4. Жижин К.С. Медицинская статистика Ростов на Дону, Феникс, 2007

5. Соболь Б.В., Борисова Л.В., Иваночкина Т.А.,Пешхоев И.М.Практикум по статистике в Excel, Феникс, 2010г.

Перерыв - 10 мин

Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин

После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность действий студентов, достигли ли они конечного результата. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое применение его.

Наши рекомендации