Теоретические исследования.

Для решения обозначенной выше проблемы и связанной с ней задачи авторами разработана специальная методика. Опишем порядок действий, изначально и коротко предложенный в работах [7, 8], более детально:

Вначале выделяются 10 групп грамматических задач, которые объединены в матрицу (таблица 1) и которые обязательно должен решать любой произносящий предложение. В первой колонке даны номера задач, во второй – сами задачи. Назовем ее сводной матрицей речевых задач:

Таблица 1 (4) – сводная таблица речевых задач

Альтернативы
Простое Главное Придаточное24
Повествовательное24 Вопрос Вопрос к подлежащему24 Восклицательное
Схемы (см ниже) 1 2 3 4 5
Безличное Именное безличное There be
Модальный глагол45 Эквивалент модального глагола
Прошедшее Настоящее Будущее45 Будущее в прошедшем45
Простое Длительное45 Совершенное45 Длительное в совершенном45
Изъявительное Побудительное Сослагательное
Действительный залог Страдательный залог45
Инфинитив Причастие I Причастие II Герундий
Сокращенные обозначения задач в формулах предложений (см. примеры в данной работе)
Прост Главн Прид24
Пов24 ? ?п24 !
Схемы (см ниже) 1 2 3 4 5
Безл ИмБезл Сущ
М45 ЭМ
П Н Б45 Бп45
П Д45 С45 ДС45
Из Поб Сосл
Дз Стр45
Inf P1 P2 G

Опишем строки этой таблицы:

1 – статус предложения: простое, главное, придаточное;

2 – тип высказывания:

повествовательное, вопросительное, вопрос к подлежащему, восклицательное;

3 – одна из пяти схем предложения (схемы даны и описаны в таблице 2);

цифры верхним индексом означают, что данные задачи могут быть реализованы только в указанных схемах;

4 – безличные конструкции (безличные, именные безличные и оборот there be);

5 – выражение модальности: модальный глагол, эквивалент модального глагола;

6 – время глагола: прошедшее, настоящее, будущее, будущее в прошедшем;

7 – действие глагола: простое, длящееся, совершенное, длящееся в совершенном;

8 – наклонение глагола: изъявительное, побудительное, сослагательное;

9 – залог: действительный или страдательный;

10 – выражение действия с помощью неличных форм глагола: инфинитива, причастия I, причастия II, герундия.

Вторая часть таблицы представляет собой набор сокращений, используемых в формулах предложений в примерах анализа и синтеза, приведённых в настоящей работе ниже. Для того, чтобы читать схемы предложений, рассмотренных в качестве примеров ниже, следует находить соответствующую ячейку верхней подтаблицы таблицы 1, соответствующую ячейке нижней подтаблицы, в которой находится сокращение, встретившееся в формуле предложения.

В строке 3 упоминаются 5 схем, по которым русскоязычный обучающийся сможет построить английский перевод русского предложения, а также перевести с английского языка на русский (См. рис. 7 и описание к нему). Дадим более подробные пояснения к схемам:

1. Предназначена для построения побудительных предложений (делай, будь и тп), причем при отрицании глагола-сказуемого (не делай) перед ним необходимо произносить do not (= don’t). Глагол всегда в форме инфинитива без to.

2. Положительная (без отрицания глагола) схема; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему, только для действительного залога в настоящем простом и прошедшем простом временах. В настоящем простом глаголы принимают форму либо (а) V (инфинитива без to), либо (б) Vs (в 3 лице, единственном числе). Глагол be употребляется в формах am (1 лицо, единственное число), is (3 лицо, единственное число), are (множественное число) настоящего и was (единственное число), were (множественное число) прошедшего времён.

3. Отрицательная схема с частицей not; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему, но только для построения предложений с глаголом be: am (1 лицо, единственное число), is (3 лицо, единственное число), are (множественное число); was (единственное число), were (множественное число);

4. Положительная и отрицательная схема; предназначена только для построения вопросительных предложений с глаголом be: am (1 лицо, единственное число), is (3 лицо, единственное число), are (множественное число); was (единственное число), were (множественное число);

5. Положительная (без отрицания глагола) схема; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему. Для действительного и страдательного залогов во всех временах, причем в действительном залоге глагол нельзя употреблять в формах настоящего простого и прошедшего простого времен.

6. Отрицательная схема; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему. Для действительного и страдательного залогов во всех временах.

7. Положительная и отрицательная схема; предназначена только для построения вопросительных предложений в действительном и страдательном залогах во всех временах.

В 4 и 5 схемах глаголы употребляются в следующих формах во всех временах: V (Простое действие), Ving (длительное действие и длительное в совершенном), V3ed (совершенное действие и в страдательном залоге во всех временах).

Поскольку примеры с применением активной грамматики уже были выше рассмотрены, то ниже рассмотрим примеры с применением пассивной грамматики.

С пассивной грамматикой эффективнее всего работать при непосредственном общении с преподавателем (носителем языка) или специально разработанной программы. Преподавателем записываются по очереди слова из предложения в последовательности, в какой они произносятся в реальной речи. При использовании компьютерных программ слова автоматически выводятся на экран. Рассмотрим конкретный пример процесса восприятия предложения «Your task is reading the text» и дадим его лексико-грамматический анализ.

Суть работы заключается в том, чтобы постепенно вычеркивать ненужные речевые задачи в таблице 1(4) . Задача преподавателя заключается в том, чтобы по мере необходимости давать объяснения.

На доске записывается первое слово – Your.

Сначала идентифицируется слово – притя­жательное местоимение со значением «ваш».

1. Первое слово your: в этом случае начинать снимать задачи следует со схем предложений (см. строку 3): 1, 3 и 5 нужно зачеркнуть.

Объяснение: 1 схема (побудительное предложение с глаголом в соответствующем наклонении) может начинаться только с глагола, 3 схема – с вопросительного слова, вопросительного словосочетания или глаголов am, is, are, was, were, have, has, had, 5 схема может начинаться с вопросительного слова, вопросительного словосочетания, вспомогательного или модального глагола.

Во второй строке зачеркиваются «?» (вопросительное предложение, схемы 3 и 5, см. объяснение в предыдущем предложении) и «?п» (вопрос к подлежащему, схемы 2 и 4, но начинаться оно может только с вопросительного слова или вопросительного словосочетания).

В строке №1 зачеркивается «Прид24» (со слова your нельзя начинать придаточное предложение – только с союза). В строке № 8 следует зачеркнуть «Поб1» (побудительное наклонение).

Следует отметить, что нельзя зачеркнуть задачи в строке № 4: возможно употребление независимого причастного оборота, после которого воз­можны указанные предложения (безличное предложение, именное безличное предложение и оборот there be).

2. Добавляется второе слово your + task.

В данном случае ничего нельзя зачеркнуть.

3. Записывается третье слово your task + is.

Идентификация: is – глагол с функциями вспомогательного глагола, эквивалент модального глагола, смыслового глагола и глагола-связки.

На данном этапе можно зачеркнуть в строке №4 «Безл», «ИмБезл» (безличное и именное безличное предложение с формальным подлежащим it) и «Сущ» (оборот there be, в котором there – формальное подлежащее). Объяснение: перед глаголом is может быть произнесено только подлежащее (в данном случае не it и не there).

Модальность, выражаемая модальным глаголом («М45»), зачеркивается, поскольку be – не модальный глагол.

В строке №6 обводится кружком настоящее время («Н»), а остальные – зачеркиваются.

В строке №7 зачеркиваются «совершенный вид действия» и «длительное в совершенном», так как таким глаголом нельзя выразить данные виды действия.

В строке №8 обводится изъявительное наклонение («Из») и зачеркивается сослагательное («Сосл»). Последнее зачеркивается потому, что в простом, главном предложении (см. строку №1) в сослагательном наклонении не должно быть зачеркнуто время «Бп» (будущее в прошедшем - в строке № 6).

4. Записывается четвертое слово your task is + reading.

Идентификация и перевод: Ving в предложении может быть произнесено в качестве причастия-1 или герундия. Be подтверждается как глагол-связка, а reading – как герундий в качестве ИЧС, поэтому в строке №7 зачеркивается длительный вид действия («Д»).

В строке №8 необходимо зачеркнуть страдательный залог и обвести действительный. В пятой колонке необходимо зачеркнуть эквивалент модального глагола («ЭМ»), поскольку не был произнесен инфинитив после is. Зачёркивается 4-я схема, поскольку глагол be является связкой,
а в 4-й схеме в форме is он может быть произнесен только в функции вспомогательного глагола.

5. Записывается пятое слово your task is reading + the text.

Поскольку предложение закончилось, можно зачеркнуть «главное предложение (Главн)» в строке №1, восклицательное предложение («!») в строке №2, а в строке №10 обвести герундий, а остальные зачеркнуть.

Полная формула предложения по окончании разбора выглядит так:

Наши рекомендации