Этот человек не содействовал ходу истории.

Этот человек противодействовал ходу истории.

14.2. Это действие либо похвально, либо постыдно.

Оно похвально.

Следовательно, ?

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

Прочитав всего несколько страниц, критик дал оценку книги. На упрек в поспешности вывода он ответил: « для того, чтобы определить вкус вина в бочке, разве я должен выпить ее всю? Для этого достаточно попробовать одну рюмку».

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – должностное преступление.

ВАРИАНТ № 3

I. Определите виды понятий: политическая система, хромосомная теория наследственности, незаурядная личность, галактика, незаконное предпринимательство, вечный двигатель.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

А) Электроны имеют отрицательный заряд.

Б) Не все то, что общепризнано, верно.

В) Ничто не предвещало плохую погоду.

Г) Среди народов древней Европы греки отличались высокоразвитой культурой.

Д) Ничто человеческое мне не чуждо.

Е) Среди деревьев смешанного леса встречаются ясени.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

Дед: «Алеша, ты в этом костюме «утонешь»

Внук: «А я и не собираюсь купаться»

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Собака, выдающийся современный ученый, город на Урале.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями: А) Мать, Б) дочь, В) бабушка, Г) внучка, Д) сестра.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. береза — лиственное дерево — смешанный лес — лес;

6.2. улица — квартал — поселок городского типа — город — населенный пункт.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

7.2. Пьеса — форма художественного произведения.

7.3. Мировоззрение учащегося — система его взглядов на окружающий мир.

7.4. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.

7.5. Желудок — это орган, обладающий сложным строением.

7.6. Фразеология — раздел науки о языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. В эволюции органического мира выделяются два вида отбора: естественный и искусственный.

8.2. Щелочи делят на активные и малоактивные.

8.3. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, луковицами, частями корня.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Ни один студент не является профессором.

9.2. Всякий клоун выступает в цирке.

9.3. Тише едешь – дальше будешь.

9.4. Древние финикийцы основали Карфаген.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

А) Все люди смертны.

Ни один человек не смертен.

Б) Ни одна геометрическая фигура не является объемной.

Некоторые геометрические фигуры не являются объемными.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Если человек говорит правду, то он не заблуждается и сознательно не вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

«Все повествовательные предложения выражают суждения, а некоторые из предложений, выражающих суждения, являются повествовательными».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ((p → q) ^ q) → q

13.2. ( p V q V r ) = p ^ q ^ r

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Некоторые ученые верят в Бога.
Ни один материалист не верит в Бога.

Некоторые материалисты не являются учеными.

14.2. Туристы, прибыв в незнакомый город в часы пик, обратили внимание, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод, что транспорт в этом городе перегружен постоянно.

14.3. «Долгое время математики считали, что все уравнения могут быть решены в радикалах. Это заключение было сделано на том основании, что исследование уравнения первой, второй, третьей и четвертой степеней могут быть приведены к виду Xй = а.
Впоследствии оказалось, что уравнение пятой степени нельзя решить в радикалах»

(Д. П. Горский).

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля»

(А. Сент-Экзюпери).

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей» (Н. Макиавелли).

ВАРИАНТ № 4

I. Определите виды понятий: Ростральная колонна, хищное животное, парламент, ненастье, Дед Мороз, ромашка.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

2.1. В каждом районе Петербурга был собственный полицейский участок.

2.2. И ныне стоит на Охте дом с пожарной каланчой.

2.3. Много открылось на Охте торговых заведений.

2.4. Мост Петра Великого открыт в 1911 году.

2.5. Проекты моста предлагались еще в середине XIX века.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

«Подобно тому как Сократ, будучи другим относительно камня, не есть камень, то и отец Сократа, Софроникс, будучи другим относительно Хэридима, который есть отец Патрокла, не может считаться отцом; следовательно, у Сократа нет отца».

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия: музей, художники эпохи Возрождения, памятные места Петербурга, Полтавская битва, искусство Западной Европы.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

5.1. Набережные Невы, гранитные набережные Невы, негранитные набережные Невы, Университетская набережная

5.2. Мосты, разводные мосты, неразводные мосты, Поцелуев мост

5.3. Граждане, имеющие право голоса; граждане, принявшие участие в голосовании; граждане, голосовавшие за доверие; граждане, голосовавшие за недоверие.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. Собор, памятник архитектуры, крепость, Петропавловская крепость, Петропавловский собор.

6.2. Тигр, хищное животное, млекопитающее, фауна, биосфера.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Свет – это движение лучей, состоящих из светящихся телец

7.2. Музей – учреждение, изучающее предметы материальной культуры

7.3.Опиум вызывает сон, так как он содержит снотворную силу

7.4.Эрмитаж не есть закрытое дворцовое собрание картин

7.5.Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес!

7.6.Музей – государственное учреждение

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

8.2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

8.3. Видами искусства являются художественная литература, живопись, архитектура, театр, симфоническая музыка.

8.4. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

8.5. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Каждый человек обладает способностью писать.

9.2. Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

9.3. «Не знающий геометрии да не войдет сюда».

9.4. Некоторые студенты университета не изучают логику.

9.5. Не все, что он сказал, истинно.

9.6. Все студенты философского факультета изучают логику.

9.7. Люди часто говорят и о несерьезном.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

10.1 Все кенгуру живут в Австралии.

Ни один кенгуру не живет в Австралии.

10.2. Все цветы являются фиалками.

Неверно, что все цветы - это фиалки.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Преступление могли совершить Смит, Джонс или Браун. Установлено, что Джонс никогда не совершает преступлений без Брауна. Значит, его совершил Смит.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

12.1. Некоторые музеи являются архитектурными памятниками, значит некоторые архитектурные памятники – это музеи.

12.2. Ни один приговор суда не должен быть необоснованным, значит всякий приговор суда должен быть обоснованным.

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1.( ( p V q )) → (p ^ q)

13.2. ( p → q) → (p ^ q)

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Если данное здание находится в Петербурге, то оно построено после XVII века. Данное здание построено в Петербурге. Значит……

14.2. Простые суждения бывают либо вида А, либо Е, либо О, либо I. Это суждение не относится к виду Е, не относится к виду I, не относится к виду О. Значит……

14.3. Все баскетболисты – спортсмены

Ни один спортсмен – не младенец

?

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

Вообразим себе караван, идущий в пустыне на заходе солнца. Тени, падающие на песок, удлинены и деформированы. Но каждому положению, каждому движению наездников и животных соответствует определенное положение и движение тени на песке. Между людьми и верблюдами и их искаженными тенями мало сходства. Животные и люди являются трехмерными, цветными; тени же плоские, черные, карикатурно удлиненные. И вместе с тем между миром вещей и миром теней есть элемент подобия и даже тождества. Взаимные положения теней являются такими же, как взаимные положения членов каравана. Каждому наклону головы, каждому движению ноги наездника или верблюда отвечает точно такое же движение соответствующей тени на песке. Можно сказать, что поведение теней строго аналогично поведению тех объектов, которые отбрасывают эти тени.

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Всякий актёр по призванию талантлив, а Сергей Безруков является актёром по призванию.

ВАРИАНТ № 5

I. Определите виды понятий: Белоснежка, неленивый человек, страна восходящего Солнца, орден святой Анны, средство Макропулоса, книга.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

5.4. В каждом районе Петербурга имеются почтовые отделения.

5.5. Всякий человек желает счастья.

5.6. Большинство студентов успешно сдают экзамены.

5.7. Ни один студент не является младенцем.

5.8. Ни одна звезда не светит отраженным светом.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

«Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?» - «Нет, и не существует!». – «Это ваше убеждение?» - «Да». – «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай». ( Тургенев И.С. Рудин.)

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия: театр, лауреат Нобелевской премии, памятные места Великого Новгорода, Куликовская битва, музеи Западной Европы.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между объемами понятий:

5.1.1. плоская замкнутая геометрическая фигура, треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб.

5.2. Картина, реалистическая картина, сюрреалистическая картина, картина Айвазовского, картина Айвазовского «Девятый вал», картина С.Дали, картина С.Дали «Портрет Галы».

5.3. Кража, мошенничество, разбой, преступление против собственности, грабеж.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. Лето, наиболее теплое время года, время года.

6.2. Соучастник преступления, подстрекатель, автор, соавтор.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.

7.2. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

7.3. Газета – это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

7.4. Инсинуация – клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.

7.5. Сепаратизм – политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

7.6. Банда – это преступное сообщество.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. Государства бывают унитарными и федеративными.

8.2. Науки можно разделить на фундаментальные и прикладные.

8.3.Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной.

8.4. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

8.5. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

8.6. Трудовые договоры могут заключаться на определенный срок или на неопределенный срок.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Люди в подавляющем большинстве хотят мира.

9.2. Многие люди все еще верят в злых духов.

9.3. Ряд водоплавающих не дышит жабрами.

9.4. Не все книги содержат полезную информацию.

9.5. Все книги полезны.

9.6. Ни один человек не является тигром.

9.7. Некоторые студенты не посещают музеи.

X. Определите отношения между высказываниями (по «логическому квадрату»)

10.1 Все геометрические фигуры являются объемными.

Некоторые геометрические фигуры не являются объемными.

10.2. Некоторые студенты являются членами кружка по логике.

Некоторые студенты не являются членами кружка по логике.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он либо удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, либо счастлив в семейной жизни, но не удовлетворен работой.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

12.1. Некоторые правонарушители несовершеннолетние, значит некоторые правонарушители не являются несовершеннолетними.

12.2. Не все государства являются демократическими, значит некоторые государства не являются недемократическими.

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ( p → q ) º (p ^ q)

13.2. ( ( p → q) ^ ( p → q)) → p

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия. Значит,….

14.2. Если к перевозке предъявляется багаж в неисправной упаковке, то транспортная организация отказывается принять его. Транспортная организация отказалась принять багаж. Значит,……

14.3. Все люди дышат легкими.

Все рыбы не дышат легкими.

?

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

« Ибо у каждой культуры есть своя собственная цивилизация... Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния... Они — свершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, за деревней и душевным детством, засвидетельствованными дорикой и готикой, как умственная старость и каменный, окаменяющий мировой город» (О. Шпенглер)

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Диких животных нельзя держать в квартире, т.к. невозможно создать естественную для них среду обитания.

Наши рекомендации