Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ
Великий Устюг
Рассмотрено и принято методическим советом БОУ СПО ВО «Великоустюгский медицинский техникум имени Н.П.Бычихина»
от «_____»__________ 2012г. Протокол №____
Председатель _____________ /З.В.Синицына/
Составители: Ю.В.Бушковская, преподаватель иностранных языков, методики учёбы первой квалификационной категории, Н.Н.Звонарева, заведующий методическим кабинетом
Пособие включает методические рекомендации по написанию курсовых работ, содержит описание требований к их содержанию и оформлению.
Предназначается студентам и преподавателям техникума.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения | |
Выбор темы исследования | |
Разработка рабочего плана | |
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования | |
Структура курсовой работы (проекта) | |
Оформление текста работы | |
Защита курсовой работы и ее оценка | |
Критерии оценки курсовых работ (проектов) | |
Список используемой литературы |
Общие положения
Выполнение и оформление курсовых работ (проектов) – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе учебных заведений среднего профессионального образования.
Курсовая работа (проект) представляет собой:
- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;
- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;
- проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
Основной целью курсовой работы (проекта) является формирование и развитие исследовательских навыков, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Кроме того, выполнение курсовых работ (проектов) способствует систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических знаний студента по учебным дисциплинам или междисциплинарным курсам.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе (проекте) должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.
Курсовая работа (проект) отличается от научных докладов и аудиторных выступлений студентов тем, что ее должен выполнять каждый обучающийся в письменном виде, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки. Между тем, проблематика курсовой работы (проекта) может быть использована в устном выступлении на семинарском или практическом занятии.
Курсовая работа (проект) не может быть простым сборником информации и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы (проекта), ее цель, задачи, методика исследования и выводы.
Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает научный руководитель, он осуществляет общее руководство и контроль над ходом выполнения работы, а также оценивает ее.
Написание курсовой работы (проекта) – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
- выбор темы;
- разработка рабочего плана;
- сбор, анализ и обобщение материалов исследования;
- оформление работы и её представление для проверки и получения отзыва;
- защита курсовой работы (проекта).
Выбор темы исследования
Работа над курсовой работой (проектом) начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика курсовых работ (проектов) обсуждается и принимается цикловой методической комиссией. Выбор темы определяется, прежде всего, личными профессиональными и научными интересами, выработавшимися за время обучения, склонностями и увлечениями студента, а также наличием материала, литературы. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы (проекта), которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, междисциплинарного курса, в рамках которой работа выполняется. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях:
1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений;
2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы.
Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, нельзя допускать произвольности ее толкования. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план.
Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения дисциплины, междисциплинарного курса, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться за помощью к научному руководителю, который направит поиск студента в нужное русло.
Неплохо, если студент, заинтересовавшись еще на первом курсе какой-либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет последовательно изучаться всесторонне, под углом зрения различных дисциплин, междисциплинарных курсов. Выполненные курсовые работы (проекты) могут служить хорошей основой выпускной квалификационной работы.
Разработка рабочего плана
Работа над курсовой не должна откладываться на последние дни. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку
Работу над курсовой работой или курсовым проектом необходимо начинать с составления предварительного плана исследования, определения ключевых проблем, подлежащих изучению. Такой подход во многом облегчает определение структуры будущей работы, которая должна быть сбалансированной и иметь внутреннее единство.
Основные разделы плана: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.
Рабочий план составляется в произвольной форме, где указываются сроки выполнения этапов курсовой работы (проекта), представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Подбор информационных материалов для написания курсовой работы (проекта) следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме – один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как необходимо ознакомиться с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Не существует единственного источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций – непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.
В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет.
Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов. В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме курсовой работы (проекта). Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки па полях. Помощь на данном этапе работы могут иметь ксерокопирование исследуемого материала и использование персонального компьютера.
Изученный, проанализированный и обобщенный таким образом материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы (проекта). Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы (проекта) должно отвечать следующим требованиям:
- В курсовой работе (проекте) должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.
- В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.
- Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.
Структура курсовой работы (проекта)
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.
По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложений.
По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
- вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложений.
По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента, формулируется гипотеза;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
- второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
- списка используемой литературы;
- приложений.
По содержанию курсовой проект может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовой проект состоит из:
- пояснительной записки;
- практической части.
Пояснительная записка включает в себя:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи;
- теоретические основы проекта;
- описание продукта;
- методику (технологию) проекта;
- описание приложений;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта;
- список используемой литературы;
- приложения.
В практической части курсового проекта могут быть представлены схемы, графики, чертежи, экономические расчёты проекта (оборудование, материальные, временные затраты, общая стоимость), изделия или продукты творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.
Оформление текста работы
Курсовая работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы должен быть не менее 15–20 страниц машинописного или компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм).
Текст курсовой работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал; поля: верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм. Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, допускается использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.
Каждую структурную часть работы (введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, приложения) следует начинать с новой страницы.
Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 1,25 см от левой границы текста. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4 – 5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.
При печати работы необходимо установить запрет «висячих строк», то есть не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк.
Иностранный текст и специальные обозначения (формулы, символы), если нет возможности отпечатать, вписываются четким почерком и черным цветом.
Опечатки, описки и неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять заклеиванием, подчисткой или закрашиванием с последующим нанесением исправленного текста черными чернилами. На странице не должно быть более пяти буквенных поправок и вписанных от руки пропусков и исправлений.
Все листы курсовой работы (за исключением титульного листа) нумеруются арабскими цифрами внизу страницы. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц курсовой работы (титульный лист не нумеруется).