Чтение санскритской транслитерации
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
МИНИМАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ЛЕКТОРА ПО ШБ И БГ:
ü 4 ПРИНЦИПА (ахимса - ненасилие, сатьям - правдивость, тапа - аскеза, шаучам - чистота)
ü 16 КРУГОВ ДЖАППЫ ЕЖЕДНЕВНО
ü ПРИНЯТЬ ГУРУ В ИСККОН (всердце, лучше получить дикшу)
ü РЕГУЛЯРНО ЧИТАТЬ И СЛУШАТЬ ШП И ДИКША-ГУРУ И ИСКРЕННЕ СЛЕДОВАТЬ ЭТИМ НАСТАВЛЕНИЯМ (идеальный лектор ШБ 1.1.6-8)
ü ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБР. КОМИТЕТЕ НЕФТЕКАМСКОЙ ЯТРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ №1, ПУНКТ 2, КАТЕГОРИЯ НЕ НИЖЕ ВТОРОЙ.
ü ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МОЛИТВЫ И ИХ ПЕРЕВОДЫ НАИЗУСТЬ (пранама ШП, панча-таттва махамантра, гуру пранама, рупа пранама, мангалачаран, Кришна пранама, Радха пранама, вайшнава пранама – см. введение в БГ, джайа Радха Мадхава)
СТИМУЛ К ДАЧЕ ЛЕКЦИИ:
ü НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИВАТЬСЯ (личный прогресс)
ü НЕОБХОДИМОСТЬ ДАВАТЬ ЛЕКЦИЮ (вас попросили)
ü ПОВОД ОБЩЕНИЯ (Кришна-катха – ШБ, БГ, ЧЧ, прочие шастры, ачарьи, вайшнавы)
ü ПРОПОВЕДЬ (вид проповеди)
ü СЛУЖЕНИЕ (вайшнава-сева)
ü ЧТО БЫ САМОМУ ПОНЯТЬ (вербализация для лучшего запоминания и осознания)
УМОНАСТРОЕНИЕ ЛЕКТОРА:
ü ПРЕДСТАВЛЯЕТ И ПЕРЕДАЁТ ПОСЛАНИЕ ШП И ВЬЯСАДЕВЫ (не спекулировать, ссылки на шастры)
ü СМИРЕНИЕ (я сам – никто, я пытаюсь искренне выполнить наставления ШП)
ü УВАЖЕНИЕ АУДИТОРИИ (без агрессии, критики, не навязывать, вайшнавский этикет)
ü СЛУГА (я слуга слуги каждого)
ü МОЛИТВА (всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о нём)
РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ:
ü ФОРМА (как изрекается, приёмы)
ü СОДЕРЖАНИЕ (что изрекается)
ü ИСТОЧНИК (кто изрекает, качества личности, навыки)
Примечание: Не так важно, что говорить и как говорить, важно то, какая эмоция и информация сохранится у аудитории после лекции (см. практика, отзывы).
ПЛАН ЛЕКЦИИ (стратегия)
ü ЦЕЛЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АУДИТОРИИ (информировать, вдохновить, побудить действовать, развлечь, убедить, помочь, укрепить веру, принудить, заставить, напугать)
ü АУДИТОРИЯ (кто эти люди, что они хотят, их ожидания, чем живут…)
ü ТЕМА (о чём говорить)
ü ПИН (прямая короткая связь темы и цели с интересом аудитории, если хотите оправдать свои ожидания, то вот цель…). ПИН – короткое обоснование лектора, зачем конкретно мне лично нужна эта цель.
ü ТЕЛО ЛЕКЦИИ (шлоки, стихи, молитвы, цитаты, афоризмы, поговорки, пословицы, примеры ачарьев, истории, примеры из опыта, визуализация)
ü ПРИЁМЫ (тактика)
Примечание1: Классическая подача лекции по БГ, ШБ, ЧЧ не подразумевает использование мультимедии (доска, слайды, видео, аудио…), подразумевается, что лектор вообще не встаёт с вьясасаны до конца лекции, см. ШП.
Примечание2: Для просветительской лекции в принципе допустимы обороты типа «веды говорят, Торсунов сказал…», но для вайшнавов обязательно точная ссылка на авторитетный источник. Прежде всего, это БГ, ШБ, ЧЧ, НН, НП, ШИ в переводе ШП, затем другие шастры в переводе предыдущих ачарьев, затем лекции письма ШП, затем ссылки на гуру и садху, затем личный опыт. Даже если говорить «Прабхупада сказал», не дав точную ссылку на стих, который подтверждает идею сказанную ШП, то т.к. я не Прабхупада и аудитория у меня не такая как у Прабхупады, да и проверить так ли это аудитория не может, всё это не внушает доверия, как в лекцию, так и в лектора.
ШАГИ ПОДГОТОВКИ ПЛАНА ЛЕКЦИИ:
ü ВРЕМЯ, МЕСТО, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (заранее знать кто в аудитории, когда и где будет выступление)
ü ЦЕЛЬ (увидеть результат преобразования аудитории, определить тему)
ü АЙСБЕРГ (самоподготовка, должны знать о теме в 10 раз больше, чем хотим сказать)
ü ГОРА ФАКТОВ (записать коротко все факты, что мы знаем о теме)
ü ГРУППИРОВКА ФАКТОВ (объединяем факты в несколько групп по общим принципам или логике)
ü ЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДЫ МЕЖДУ ГРУППАМИ (см. логические приёмы)
ü НАЧАЛО (коротко и захватывающе привлечь внимание аудитории, начать с вопроса или статистики, цитаты, комплимента, шокирующего факта, личного опыта, привязать к настоящему, раскрыть свои чувства, создать эмоцию, расположить к себе аудиторию)
ü РАЗВИТИЕ (говорить о трудностях на пути к цели, достигнуть кульминации, показать решения трудностей и достигнуть цели)
ü КОНЦОВКА (ярко раскрыть тему, вывод, создать чувство завершённости, ПИН, оставить позитивную самскару)
ü ИЩЕМ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ (взаимодействие плана с аудиторией, ожидаемые вопросы, вопросы в аудиторию)
Примечание: для вдохновения самого себя при разработке плана, можно себя спрашивать:
1. Ну и что из этого? И что?
2. А что мне это даёт, насколько это для меня практично?
3. А что будет, если этого не делать?
4. А что будет, если эту идею убрать?
5. А можно сказать иначе?
6. Почему это важно?
7. Как применяется в жизни?
8. А учёные что думают?
ТРИ ТИПА СТРУКТУРЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ü ДЕРЕВО (отклоняясь от темы и возвращаясь к ней, трудная для восприятия схема)
ü ГВОЗДЬ (чётко, логично, конкретно, всё понятно, но не интересно)
ü ЛЕСТНИЦА (много мелких выступлений, сказал и закрепил…, хорошо для восприятия)
Примечание: Можно комбинировать схемы
ПРАКТИКА:
ü СЛУШАТЬ ШП, (надо уметь слушать, тогда тебя тоже услышат, с кем поведёшься…)
ü ПРАКТИКА (слушать, говорить и развиваться теоретически, регулярность, качество, продолжительность)
ü ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА (не спекулировать, разбираться всегда до конца)
ü ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИЁМЫ (смотри ниже)
ü ВЕРБАЛИЗАЦИЯ (проговаривать будущую речь, записывать на бумагу, вносит ясность)
ü ПОВТОРЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ (освежить)
ü СЛУШАТЬ И СМОТРЕТЬ ДРУГИХ ЛЕКТОРОВ (читать, слушать и смотреть, учиться у других лекторов)
ü СЛУШАТЬ И СМОТРЕТЬ СЕБЯ (записывать себя на диктофон или видеокамеру)
ü ОТЗЫВЫ ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ СОБИРАЕМ (проверяем, достигли цели или нет, работа над ошибками)
НЕДОСТАТКИ:
Тело:
ü СУЕТА (беспокойства, выраженные в движении)
ü ПОЗА (неправильная осанка, неправильное управление центром тяжести)
ü ЖЕСТЫ (отвлекающие, приветствующие вниз, закрытая ладонь)
ü МИМИКА (гримасы, которые выдают вас как неподготовленного или не знающего)
ü ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ (не смотреть на аудиторию, смотреть только в одном направлении, смотреть в конспект, вызывает у аудитории чувство безразличия)
Речь:
ü СКОРОСТЬ, ВЫСОТА И ГРОМКОСТЬ РЕЧИ (слишком тихо, монотонно, слишком быстро…)
ü МЕХАНИЧНОСТЬ (зубрение, чтение всего подряд)
ü ПАУЗЫ (при потери цепочки мыслей, слишком долгие или короткие не дающие время подумать)
ü СЛОЖНОСТЬ (изобилие спец. терминов и абстрактных понятий, не подкреплённых определениями, аналогиями и примерами)
ü НЕТ КРАТКОСТИ (тягомотить, лить воду – не запоминается)
ü НЕСВЯЗНОСТЬ (отсутствие логических связей, или связи темы с целью)
ü ПОВТОРЫ (слово в слово, или отсутствие таковых)
ü БЕЗОБРАЗНОСТЬ И СУХОСТЬ (отсутствие глаголов визуализации)
ü НЕУДАВШАЯСЯ ШУТКА (не обдуманное высказывание)
ü АГРЕССИВНОСТЬ (навязчивость, угрозы, давление…)
ü КРИТИКА (аудитории или даже одного человека в ней и то, что им дорого)
Эмоции:
ü НЕТ ЖЕЛАНИЯ (рутина, из чувства надо)
ü НЕУВЕРЕННОСТЬ (страх, отсутствие опыта, практики, незнание темы…)
ü ОПРАВДАНИЯ ИЗВЕНЕНИЯ (из чувства ложного смирения типа: « я не хотел говорить, но мне пришлось…»)
ü НЕЯСНОСТЬ (самому не ясно, имитация, зубрение, непонимание)
ü НЕГОТОВНОСТЬ (нет настроя, спекуляции, незнание темы, праджалпа)
ü НЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЙ (сам себя благословил)
Выступление:
ü ВЫХОД (плохая осанка, взгляд в пол или в конспект, неуверенность, тоска, ну вот опять…)
ü ПРИВЕТСТВИЕ (не вежливость, закрытость)
ü НЕ ПРИВЛЁК ВНИМАНИЯ (нет захватывающего начала, слушать дальше не будут)
ü НЕУДАЧНО ВЫБРАННАЯ ТЕМА (не актуально, сложно, непонятно)
ü НЕТ ЯРКОСТИ (нет эмоций)
ü ОБЪЯСНЯТЬ ПОНЯТНОЕ (складывается впечатление у аудитории, что они дебилы)
ü НЕТ ПОНИМАНИЯ СТРУКТУРЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ (неготовность, нет плана или схемы, неясность цели)
ü НЕТ ЗАВЕРШЕННОСТИ (нет концовки, создающей чувство завершённости, нет итога или вывода)
ü НЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ (однонаправленный монолог)
ü НЕ УКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕГЛАМЕНТ (говорить, слишком долго и не оставлять время на вопросы)
ü ИМИТАЦИЯ (внешнее копирование без глубокого понимания)
ü РАССТОЯНИЕ ДО АУДИТОРИИ (слишком близко или слишком далеко от аудитории)
ü ЗАМЕЧАНИЯ (произношу от себя, не от имени всех)
ПРИЁМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО (тактика)
Тело:
ü ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (привлекает внимание, смена направления и скорости)
ü ПОЗА (прямая спина, грудь вперёд, управление центром тяжести)
ü ЖЕСТЫ (визуализирующие, усиливающие, прилекающие, приветствующие вверх, открытая ладонь)
ü МИМИКА (передача эмоций, улыбка…)
ü ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ (всё время смотреть на каждого в аудитории, но не более 3х секунд, разворачиваться сердцем и головой)
Речь:
ü СКОРОСТЬ, ВЫСОТА И ГРОМКОСТЬ РЕЧИ (добавляет яркости, резкая смена этих параметров)
ü ПАУЗЫ (дать аудитории время на размышления, привлекает)
ü ПРОСТОТА (избегать спец. терминов и абстрактных понятий или подкреплять их определениями, проводить аналогии, приводить примеры)
ü КРАТКОСТЬ (не тягомотить, не лить воду)
ü СВЯЗЬ С ЦЕЛЬЮ И ТЕМОЙ (говорить только о том, что связано с целью и темой)
ü ПОВТОРЫ (лучше запоминают, но не слово в слово)
ü ГЛАГОЛЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ (передают образ и атмосферу события, впечатляет и запоминается)
ü ШУТКИ (переключить ум, разрядить напряжение)
ü КОМПЛИМЕНТЫ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ (3 типа: превосходная, сравнительная, интонация)
Примечание: дабы избежать лести, лучше прославлять то, что дорого аудитории или, с чем она себя отождествляет
Эмоции:
ü ЖЕЛАНИЕ ПОДЕЛИТЬСЯ ЗНАНИЕМ (залог успешной лекции)
ü УВЕРЕННОСТЬ (психологические уловки, знание темы, отсутствие страха, не оправдываться)
ü ЯСНОСТЬ (то, что самому ясно, знать больше чем буду говорить, разобраться до конца)
ü НАСТРОЙКА ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ (физические нагрузки, гримасы)
ü МОЛИТВЫ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ (до начала лекции)
Выступление:
ü ВЫХОД (спина прямая, взгляд вперёд или на аудиторию, уверенность, радость)
ü ПРИВЕТСТВИЕ (выразить почтение, установить связь)
ü ЗАХВАТ ВНИМАНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ (начать с вопроса или статистики, цитаты, комплимента, шокирующего факта, личного опыта, привязать к настоящему, раскрыть свои чувства, просьбы)
ü ЯРКОЕ НАЗВАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ (привлекательное, мощное слово)
ü ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (визуализация, наглядность, мультимедиа, но не для ШБ, БГ…)
ü ПЛАН ИЛИ СХЕМА (помогает видеть логику лекции и главные пункты, но лучше не глядеть туда)
ü ЗАВЕРШЕННОСТЬ (короткая концовка, создающая чувство завершённости)
ü ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (диалог с аудиторией, вопросы в аудиторию)
ü СТИМУЛИРОВАТЬ ВОПРОШАТЬ («Вы что-то хотели спросить, да, вот Вы?»)
ü УЛОЖИТЬСЯ В РЕГЛАМЕНТ (оставить время на вопросы)
ü РАССТОЯНИЕ ДО АУДИТОРИИ (оптимально как в равностороннем треугольнике)
ü ЗАМЕЧАНИЯ (делать от имени аудитории)
ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
1. Панчавайвайакйа(5 ступенчатое логическое обоснование: веданта-сутра):
ü ПРАТИКЬЯ (торжественное утверждение)
ü ХЕТУ (обоснование утверждения)
ü УДАХАРАНА (доказательство того, почему обоснование авторитетно)
ü УПАНАЯ (прояснение, как доказательство связано с утверждением)
ü НИГАМАНА (вывод, доказывающий утверждение и не противоречащий ведам)
2. Нумералогическая логика(позволяет логично связать несвязуемое)
ü СНАЧАЛА ОЗВУЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ПУНКТОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ (пример: я хотел бы рассказать о 4х регулирующих принципах…)
ü ЗАТЕМ НАЗЫВАТЬ НОМЕР КАЖДОГО И ОБЪЯСНЯТЬ ЕГО (1 принцип… или во-первых, во-вторых)
ü ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ВСЕХ ПУНКТОВ ЕЩЁ РАЗ ОЗВУЧИТЬ ИХ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ( итак мы разобрали 4 принципа…)
ü КАЖДЫЙ ПУНКТ ЛОГИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАН С ДРУГИМ (1 принцип не связан с другим), НО СОЗДАЁТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ СВЯЗИ, Т.К. ОНИ СВЯЗАНЫ НУМЕРОЛОГИЧЕСКИ.
3. Закрыть текущую тему и ввести новую (итак мы разобрали этот вопрос, теперь поговорим об этом…)
4. Риторический вопрос (сам задал, сам ответил)
5. Отсылка к основным пунктам развития выступления (постоянное напоминание цели)
6. Перекрёстные ссылки (я ранее уже говорил об этом, далее мы поговорим об этом…)
7. Повторяющийся пример (привести пример в начале и отсылаться на него в течении лекции)
8. Симметричный пример (привести пример вначале и подвести к нему в конце)
9. Анафора(повторение удачной фразы или слова)
10. Внутренние итоги (останавливаться и подводить итоги в конце локальной ступени, см. структура лестница)
ЖАРГОН (СТАРАТЬСЯ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ):спекуляции, реакции, реализации, воспевать (только киртан), предлагать, человеческое существо (человек), вся слава (слава), преданный (кому?), экстаз, биг и махабиг, бхакта-програм…
ЧТЕНИЕ САНСКРИТСКОЙ ТРАНСЛИТЕРАЦИИ
1. Правила долгих и коротких гласных, всегда долгая (ударная):
2. Гласная перед анусварой (Ṁ)
3. Гласная перед висаргой (Ẋ)
4. Гласная перед двумя или более согласными
5. Последняя гласная в строке (|)
ü Всегда долгие о, е,все гласные с чертой наверху
ü В слове с двумя равнозначными гласными - ударная первая
ü В слове с тремя и более гласными – ударная первая длинная
ü Аи и ау –это одна гласная
ü Й –согласная
ü Если в конце строки (|)идёт гласная и потом висарга (Ẋ), то после произносим эту же гласную
ü Кх, чх, чжх… - это одна согласная
ü Джн читается как гь
КАК РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ
ü Хорошие истории хорошо запоминаются, нравятся, их всегда интересно слушать.
ü История и мораль в ней должны быть связаны с темой и целью.
ü Начните историю с описания времени, места и обстоятельств происшествия (давным-давно, там-то и там-то…)
ü Воссоздайте как можно больше деталей, что бы слушатели «увидели», «услышали», «почувствовали» то, что герой истории.
ü Используйте диалог, прямую речь, говорите от первого лица, это правильно.
ü Соотнесите историю и вывод в ней с темой и целью (мораль сей басни такова…)
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:
ü СПРОСИТЬ: «ВОПРОСЫ, ДОПОЛНЕНИЯ, ОПРОВЕРЖЕНИЯ» (ЖДАТЬ 15 СЕКУНД)
ü СМОТРЕТЬ НА ВОПРОШАЮЩЕГО И ВНИМАТЕЛЬНО ЕГО СЛУШАТЬ
ü ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ, ЕСЛИ НЕ ПОНЯТНО И САМОМУ ПЕРЕСПРОСИТЬ ВОПРОШАЮЩЕГО
ü КРАТКО ОТВЕТИТЬ, НО НЕ ОДНОСЛОЖНО ( не устраивать ещё одну лекцию, отвечая на вопрос)
ü ПРИВЯЗЫВАТЬ ОТВЕТ К ТЕМЕ (если вопрос не по теме)
ü ОТВЕЧАТЬ ВСЕМ (не игнорировать ни кого)
ü ЕСЛИ Я НЕ ЗНАЮ, ТО ПООБЕЩАТЬ РАЗОБРАТЬСЯ ИЛИ СПРОСИТЬ ТОГО, КТО ЗНАЕТ
ü ЕСЛИ ВРЕМЯ ВЫШЛО, МОЖНО ОТВЕТИТЬ В ЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ
ü ВЫЯВЛЯТЬ ПРОВОКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОСТОРОЖНО ОТВЕЧАТЬ НА НИХ ИЛИ ВОВСЕ НЕ ОТВЕЧАТЬ