Принятие клиентского образа самого себя за отправную точку. 5 страница

· «Часто ли так с вами бывает?». Спросите клиента, часто ли с ним случаются похожие ситуации: «Часто ли вам кажется, что кто-то относится к вам неодобрительно?» Это очень хороший способ для начала работы с переносом, потому что клиент получает возможность осознать, насколько маловероятно, что каждый относится к нему неодобрительно.

· Попробуйте прояснить вклад самого клиента в то, что происходит в поле. Например, боясь услышать неодобрение, он может никогда не запрашивать обратной связи и приучить к этому друзей и коллег. Но тогда он не получает и одобрительных отзывов, и это только укрепляет его в вере, что все относятся к нему неодобрительно. Вернитесь к истокам: проработайте вместе с клиентом исходную ситуацию и всѐ, что с ней связано: «В какой момент жизни у вас возникло это чувство? Кто последний раз активно выражал вам своѐ неодобрение? Кто ругал вас в молодости?» Таким образом, перенос может помочь прояснить важные отношения в жизни клиента.

Работа здесь и сейчас

Это классический пример работы с переносом в гештальт-терапии. Фактически он подразумевает разоблачение переноса и демонстрацию его безосновательности. Вы можете, к примеру, сказать клиенту: «Мне кажется, что вы воспринимайте меня как отца, мать, учителя и т.д. Я вижу, что вы не воспринимайте меня как меня самого. Как так получилось?» или «Вы просите посоветовать вам, что делать в этой ситуации. Вы считаете, что у меня есть ответы на все вопросы. Почему я выступаю для вас в роли эксперта?» Иногда есть смысл принять реакцию клиента как адекватную (пусть даже еѐ спровоцировал перенос) и отреагировать на неѐ соответствующим образом, рассказав клиенту о ваших чувствах: «Вам кажется, что я вас не одобряю, но на самом деле я чувствую по отношению к вам много тепла». Вот что по этому поводу пишет Фредерик Перлз: «Столкнувшись со вспышкой гнева со стороны клиента, терапевт объясняет, что клиент его не понял, извиняется или даже вспыхивает в ответ, если этого требует терапевтическая ситуация».

Для некоторых клиентов интервенция может быть сама по себе признаком неодобрения со стороны терапевта, звучать как обвинение, вызывать стыд. В таком случае можно немного иначе сформулировать вопрос, представив его как догадку или предположение, т.е. как предмет для обсуждения: «Кажется, вы...» или «Мне хотелось бы знать...»

Работа с незавершенным гештальтом

Очень часто перенос спровоцирован незавершѐнным гештальтом.

Тогда терапевту нужно работать с ним соответствующим образом

(см. главу 10).

Если клиент осознаѐт факт переноса, можно попробовать предложить клиенту встретиться с тем, что провоцирует перенос — например, через ролевую игру, «пустой стул» и т.д.

Поддержка

Самый простой вариант - посочувствовать клиенту, который испытывает страх, или проявить чуткость, когда клиент на вас нападает. Подробнее об этих техниках см. у Эрскина43. Как правило, при работе с переносом очень действенно попробовать создать безопасную терапевтическую обстановку, которая позволит клиенту озвучивать всѐ, что он чувствует по отношению к терапевту, даже если это странные или неприятные для терапевта вещи. В контакте с терапевтом и даже просто в полноценном диалоге уже очень много поддержки для клиента.

11.5 Эротический перенос

Прежде чем идти дальше, остановимся на ещѐ одном из видов

переноса. Вы должны помнить, что когда клиент испытывает к терапевту чувство любви или привязанности, это чаще всего проекция. Ещѐ такие чувства могут быть связаны с тем, что отношения между клиентом и терапевтом предполагают большую степень доверия.

Зачастую терапевтам приходится очень непросто, когда они сталкиваются с эротическим переносом. Во-первых, потому, что во многих культурах просто не принято открыто говорить о сексе. С этой темой связано много стыда и страха; часто секс ассоциируется с сексуальным насилием. Поэтому, несмотря на то, что тема секса сама по себе очень энергоѐмкая, в работе с этой темой, как правило, кроется очень много подводных камней для терапевта-новичка. Однако, как бы то ни было, мы рекомендуем вам приложить все усилия для создания в терапевтических отношениях атмосферы открытости и доверия в обсуждении подобных вопросов. Встречайте откровения клиента, имеющие отношения к его сексуальной жизни, с тем же интересом и вниманием, что и остальные его проявления. Разумеется, при этом важно проговорить свои границы со ссылкой на кодекс профессиональной этики психотерапевта:

Я хочу сказать несколько слов о границах наших отношений. Кодекс профессиональной этики психотерапевта запрещает мне вступать в какие бы то ни было отношения с вами за пределами этого кабинета. Это означает, что мы с вами никогда не станем друзьями или кем-то больше, чем клиентом и терапевтом. Мы никогда не будем иметь сексуальной связи даже после того, как терапия закончится.

Проговорив эти детали, вы должны быть готовы погрузиться в эту тему так глубоко, как это понадобится клиенту. Ещѐ несколько важных деталей.

Исследования показывают, что сексуальные связи между клиентом и терапевтом оказываются впоследствии травматическими для клиента, даже если отношения начались после завершения терапии. Даже если вы чувствуете неловкость, обсуждая чувства клиента к вам, помните, что любое негативное проявление с вашей стороны чревато появлением у клиента чувства стыда и вины.

Когда клиент спрашивает, привлекателен ли он для вас, вы оказываетесь перед выбором: ответить на вопрос прямо или попытаться с этим поработать («Почему для вас так важно моѐ мнение?») Если вы всѐ-таки решаете дать ответ на вопрос клиента, облеките его в приемлемую форму. Почувствуйте разницу: «Я думаю, что вы — очень привлекательный человек» и «Для меня вы очень привлекательны». Второе высказывание — потенциальная угроза границам клиента. Если вы чувствуйте, что не справляйтесь с ситуацией, представьте, что ответил бы любящий родитель, услышав такой вопрос от своего ребѐнка. Очень часто сексуальность замещает скрытую потребность в любви, близости и одобрении. Попробуйте обратиться к детству клиента: возможно, ему приходилось прилагать массу усилий для того, чтобы родители его заметили, и теперь он ведѐт себя так по отношению к вам.

Не забывайте о пропасти, разделяющей взрослую и детскую сексуальность. Очень часто клиент, вытаскивая в процессе терапии на поверхность эпизоды из своего детства, начинает вести себя как ребѐнок, исследуя свою сексуальность и еѐ воздействие на окружающих. Не нарушая границ клиента, займите родительскую позицию, принимая эти проявления клиента, но удерживая его в рамках допустимого.

Клиенты, которые подвергались сексуальному насилию, могут попытаться нарушить границы контакта, бессознательно воспроизводя свой негативный опыт. Они могут попросить вас до них дотронуться или взять их за руку. Именно такие клиенты часто чрезмерно заинтересованы в том, насколько они сексуально привлекательны для терапевта.

Контролируйте собственную сексуальность, особенно те еѐ проявления, которые можете не осознавать!

Эротический контрперенос — довольно частое явление. Обсудите его с терапевтом или супервизором. Такой контрперенос может серьѐзно продвинуть терапевтические отношения, хотя сообщать об этом клиенту мы не советуем. Это не только не принесѐт пользы, но и может испугать клиента.

Профессиональный терапевт должен реагировать на признания клиента с нежностью и пониманием. Очень важно отдавать себе отчѐт в том, что чувства клиента к терапевту так же искренни, как и любые другие чувства, возникающие за пределами кабинета, даже если они так не выглядят.

11.6 Контрперенос

В ранней психоаналитической литературе термин «контрперенос» использовался для обозначения любых реакций терапевта на клиента. Согласно этой теории, терапевт выступал в роли «белого экрана».

Гештальт-терапия считает эту теорию несостоятельной. В гештальт-терапии контрперенос — реакция терапевта на перенос клиента. Учитывая то, что было сказано выше о взаимном переносе, контрперенос тоже взаимен, но такое парадоксальное определение сильно усложнило бы положение дел. Мы выделяем три вида контрпереноса. Пытаясь понять, какие чувства вызывает у вас клиент, дайте ответ на следующие вопросы.

Во-первых, можете ли вы сказать, что ваша реакция связана с тем, как клиент ведѐт себя здесь и сейчас? Например, у вас может быть много симпатии к клиенту, потому что клиент настроен дружелюбно. Или, например, клиент вас пугает, потому что чересчур агрессивен. В таком случае ваш контрперенос — нормальное переживание того, что происходит здесь и сейчас.

Во-вторых, не может ли так быть, что контрперенос — это ваш собственный незавершѐнный гештальт? Кларксон называет такой контрперенос активным. Например, вы можете чувствовать волнение, когда клиент напоминает вашу одинокую мать. Спросите себя, знакомо ли вам это чувство. Если знакомо, осознайте, что это в терапию привнесли, по большей части, вы сами. Лучше всего проработать эту тему с супервизором и терапевтом.

В-третьих, есть ещѐ реагирующий перенос. Чаще всего именно такие переносы подразумевают, когда говорят о контрпереносах вообще. Этот перенос — ваша реакция на ожидания клиента. У реагирующего контрпереноса есть две разновидности: либо вы чувствуете то же, что клиент, либо вы принимаете ту роль, в которой клиент вас видит.

Первая разновидность реагирующего переноса называется согласующейся (термин Ракера46). Например, клиенту кажется, что вы на него злитесь, его не одобряете, и поэтому он испуган. В свою очередь, вы тоже чувствуйте испуг или гнев — чувство, которое отвергает в себе клиент.

Вторая разновидность реагирующего переноса называется дополнительной. При таком переносе клиент бессознательно способствует тому, чтобы вы заняли уготованную клиентом позицию. Например, если клиент видит в вас родительскую фигуру, вы можете действительно испытывать недовольство, как и отец клиента. Иногда такой перенос выливается в неосознанную ролевую игру, когда вы действительно начинаете вести себя в соответствии с ожиданиями клиента и тем самым укрепляете его в своих позициях. Например, клиент снова видит в вас родительскую фигуру, но очень слабую и беззащитную. Клиент ведѐт себя очень требовательно и резко, вы начинаете защищаться, избегать

контакта, то есть делать именно то, чего ждѐт от вас клиент, а клиент, соответственно, ещѐ больше загорается и так до бесконечности. В такой ситуации важно быть внимательным к тому, что происходит в поле и не поддаваться на провокации клиента.

Эксперимент: Попробуйте представить себе клиента, который чем-то напоминает вам человека, отношения с которым вы не прояснили. Вы можете сказать ему всѐ, что захотите, без риска ему навредить или услышать от него что-нибудь неприятное в ответ. Что вы ему скажете? Какие реакции вы сдержали? В чѐм не хотите себе признаться? Часто ли испытываете подобные чувства вообще? Что из этого имеет отношение к конкретному клиенту?

11.7 Рекомендации по работе с контрпереносом

Используйте контрперенос для того, чтобы понять, что происходит с клиентом. Будьте внимательны, имея дело с сильными чувствами! Обсудите с супервизором, как можно воспользоваться контрпереносом для прояснения отношений с клиентом здесь и сейчас. Учтите, что клиент может быть к этому не готов. Тогда работу стоит отложить до лучших времѐн, потому что ваша откровенность может вызвать стыд или страх у клиента — до такой степени, что он может уйти из терапии вообще.

С другой стороны, если вы присваиваете те чувства клиента, которые он в себе отрицает, есть смысл показать клиенту, как с этими чувствами можно обходиться. Подробнее см. у Огдена47. Иногда есть смысл открыться клиенту. Как правило, опираясь на ситуацию здесь и сейчас, гештальт-терапевту удаѐтся найти приемлемый способ выразить свои чувства. Цель такой интервенции -показать клиенту его влияние на поле и тем самым повысить осознавание. Главное не переусердствовать: расскажите клиенту о своѐм инсайте, выразив сожаление и предложив исследовать, как клиент строит отношения с людьми. Очень важно, чтобы и терапевт, и клиент понимали, что задача интервенции — помочь клиенту, а не показать, какой терапевт «умный» и «продвинутый» или просто сбросить напряжение. Советуем вам перечитать параграф о самораскрытии из главы 4.

Пример

Терапевт: «Я замечаю в поле процессы, которые могут помочь вам лучше понять, что происходит в отношениях с вашим начальником/коллегой/женой и т.д. Когда вы говорили о своей проблеме, я вдруг поймал себя на том, что ваш рассказ вызывает во мне те же реакции, что и у ваших близких. Когда вы говорите, мне кажется, я принимаю вашу проблему не очень близко к сердцу. Может быть, нам стоит попробовать с этим поработать?»

Отметим несколько важных деталей. Мы намеренно пожертвовали в этом примере я-высказываниями («Ваш рассказ вызывает во мне...»), что, быть может, не очень грамотно с точки зрения гештальт-терапии, но зато очень хорошо знакомо клиенту. Наша задача здесь — подобрать слова так, чтобы клиент узнал свои предыдущие реплики. Мы как бы говорим из системы координат клиента, потому что нам важно показать ему, что происходит здесь и сейчас, а не познакомить его с новым способом передачи информации. Обратите внимание, что терапевт обращается непосредственно к опыту клиента. Важна и осторожность, с которой терапевт проводит интервенцию: он аккуратно и тактично выражает желание исследовать феномен, который появился в поле. И это ни в коем случае не манипуляция! Терапевт может быть на сто процентов убеждѐн, что нашѐл верное решение проблемы, которая искалечила жизнь клиенту, но если интервенция не вызовет резонанса в поле, все усилия терапевта будут бессмысленными. То есть терапевт проверяет свою версию, а не навязывает еѐ. Терапевт спрашивает клиента, хочет ли клиент двигаться в этом направлении дальше. Так клиент контролирует ситуацию.

Эксперимент: Если вы, как терапевт, вдруг ловите себе на чувстве, происхождение которого не можете установить, попробуйте представить какую-нибудь ситуацию из жизни клиента, которая могла бы помочь объяснить эти чувства. Например, кто из близких клиента мог бы так реагировать на что-либо, как реагируете вы сейчас? Или в какой момент жизни клиент мог чувствовать то, что чувствуете сейчас вы

Прежде чем закончить главу, мы бы хотели подчеркнуть, что терапевты — тоже люди, а человеку, как известно, свойственно ошибаться. В вашей практике непременно будут такие моменты, когда вы вдруг осознаете, что втянулись в описанную выше ролевую игру или, например, что вы уже несколько сессий подряд находитесь во власти взаимного переноса. Очень важно в такой ситуации принять свою ошибку. Едва ли вы способны нанести клиенту серьѐзный урон. В большинстве случаев клиенты располагают достаточными ресурсами самоподдержки, чтобы просто не принимать то, что им не нужно. Идите на следующую встречу с клиентом с готовностью прояснить, что происходило между вами, получить от клиента обратную связь, принять свои ошибки и даже извиниться за них. Всѐ это может стать базой для дальней- 1 шей плодотворной работы. Ваша готовность работать со своими чувствами и прилагать все усилия для того, чтобы реально встретиться с клиентом, будет полезна вам обоим.

Пример

Терапевт понимает, что последние пятнадцать минут пытается убедить клиента, что его жизнь вовсе не так мрачна и беспросветна, как он еѐ рисует. Терапевт останавливается и говорит клиенту: «Я сейчас заметил, что пытаюсь доказать вам: не всѐ так плохо. Мне кажется, это не то, что вам нужно. Я не хочу, чтобы вы так расстраивались, но на самом деле вы сейчас мне говорите про своѐ отчаяние и безысходность. Мне жаль, что я вас не слышал». Клиент вздыхает с облегчением и какое-то время молчит. Затем он сообщает, что сейчас ему очень приятно: его наконец-то поняли — первый раз за сессию.

Заключение

Перенос — это необходимый компонент любых человеческих отношений. Следовательно, не бывает терапии без переноса, осознаѐте вы этот перенос или нет. Перенос — это избираемый клиентом способ взаимодействия в поле, то есть — бесценный источник информации для терапевта. В отличие от психоанализа, гештальт не стремится интерпретировать перенос, опираясь на опыт клиента. Прошлое интересно гештальт-терапевтам только в связи с тем, что происходит здесь и сейчас между клиентом и терапевтом.

Нам хотелось бы закончить эту главу двумя практическими рекомендациями. Во-первых, будьте в курсе своих собственных тенденций к контрпереносу. Отдавайте себе отчѐт в том, как вступаете в отношения, чтобы это не стало для вас

неожиданностью. Во-вторых, доверяя ходу терапии, тем не менее, всегда будьте начеку, то и дело спрашивая себя, не появился ли в поле перенос или контрперенос, который вы не осознаѐте.

Глава 12. Телесный процесс и регрессия

12.1 Телесный процесс

Тело выражает внутренний мир. В том, как клиент двигается или сидит, как он протягивает руку или отдергивает, проявляются его чувства, потребности, творческие приспособления и убеждения. Многое здесь зависит от ментальности, и иногда то, что клиент говорит, может быть не согласовано с телом, игнорировать тело, делать его менее чувствительным, стыдить или даже наказывать его. Для консультанта крайне важно стараться понимать различные значения и различное использование знаков тела в разных культурах. В одной и той же ситуации одно и то же касание для одного человека может быть вторжением, а для другого принятым в обществе жестом. Для многих клиентов жизненно важным этапом является повышение осознавания того, что обычно избегается или выталкивается из поля зрения, осознавания с целью воссоединения с энергией, жизненностью и разумом телесного процесса. Восстановление этих естественных процессов может стать главным фактором в исцелении и восстановлении цельного функционирования личности.

Прежде чем перейти к описанию работы с телом в терапевтическом процессе, уточним, что мы под этим понимаем. Работа с телом может означать как фокусирование на физических проявлениях клиента, так и терапевтическую интервенцию, в которой вы касаетесь клиента руками. Этот второй подход может осуществляться как в привычных социальных рамках (например, рукопожатие), так и более значимые касания, например, когда вы берете клиента за руку в момент сильных душевных переживаний.

Телесный процесс без касаний

«Телесные процессы полезно рассматривать как экзистенциальные послания отвергаемых частей self. Задача терапевта — помочь клиенту осмыслить эти послания».

Наши рекомендации