Инструкция по работе с методическими указаниями. Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» Новороссийский политехнический институт

Кафедра государственного и муниципального управления

Стилистика и риторика

Методические указания

по выполнению контрольной работы №1 для студентов 1 курса направления подготовки – Реклама и связи с общественностью

(2семестр)

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
Нормативные ссылки
Инструкция по работе с методическими указаниями
Программа дисциплины
Инструкция по выполнению контрольного задания
Задания
Список рекомендуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом преподавание корректируется в рамках указанного объема часов. При этом не ставится под сомнение цель курса. Она состоит в привитии студентам умений и навыков работы над речевым произведением с учетом цели его создания, формы объективации, условий распространения, целевой аудитории, т.е. всех тех факторов, которые обусловливают неотъемлемое содержание работы пиар-специалиста в сфере публичных коммуникации.

По понятным причинам особое внимание при изучении курса уделяется пиар-текстам. Однако этот материал не дублирует темы базовых дисциплин, но на новом уровне подготовки и под иным углом зрения актуализирует знания студентов в области родного языка и его эффективного использования в речи.

Изучение стилистики в рамках курса «Стилистика и литературное редактирование» преследует как теоре­тическую, так и практическую цель. Теоретические за­дачи курса состоят в том, чтобы студенты овладели общими принципами стилистики, основами системности стиля, законами, управляющими функцио­нированием языковых средств в различных сферах об­щения, знанием стилистических ресурсов языка и сти­листических норм. Практическое значение этой дисцип­лины состоит в использовании приобретенных знаний при непосредственной работе с текстом, а также повы­шении общей речевой культуры студентов. Методика ре­дактирования текстов не только фиксирует отдельные способы редакторской работы, ее задача - целенаправ­ленное изучение и осознанное применение системы приемов, способствующих совершенствованию авторско­го произведения и более глубокому воплощению в нем авторской мысли. Именно в этом, а также в необходимо­сти критически относиться к материалу, давать пози­тивные рекомендации, принимать самостоятельные ре­шения проявляется творческий характер редакторского труда.

Самостоятельная работа студента планируется в объеме 282 часов (6, 7 семестры), распределяемых с учетом трудоемкости по семестрам. Учебным планом предусмотрены две формы контроля знаний студентов: экзамен (7,8 семестр), зачет (6 семестр).

Кроме того, с учетом выраженного прикладного характера дисциплины предполагается проведение различного рода контролирующих и иных (текущих) учебных мероприятий:

· терминологических диктантов (служат показателем степени усвоения студентами понятийного аппарата изучаемой дисциплины);

· контрольных работ (позволяют судить о приобретенных студентами умениях и навыках литературного редактирования);

· творческих работ и конкурсов (выявляют наиболее успешных студентов, свидетельствуют о профессиональной и коммуникативно-языковой компетенции будущего специалиста по связям с общественностью);

· индивидуальных самостоятельных работ (выявляют способность студента к авторедактированию как наиболее сложному виду речевой деятельности);

· домашних заданий(позволяют судить о степени усвоения материала, служат для повторения и закрепления пройденного);

· практических занятий (свидетельствуют о степени осмысления студентами теоретического материала, связи изучаемых тем с другими темами, дисциплинами, смежными областями науки и сферами применения полученных в ходе изучения стилистики и литературного редактирования знаний).

В результате обучения студенты должны:

иметь представление о системе функциональных речевых стилей современного русского языка, приобрести знания, необходимые для профессионального чтения и правки текстов разных жанров, навыки правильной ли­тературной речи (построения фразы, отбора слов, ис­пользования образно-выразительных средств языка), по­строения основных композиционно-речевых форм (опи­сания, рассуждения, повествования).

Нормативные ссылки

ГОСТ 2. 105 – 95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 8.417 – 2002 ГСИ. Единицы величин

Инструкция по работе с методическими указаниями

В разделе «Программа дисциплины» содержится тематика лекционных и практических (семинарских) занятий.

В методических указаниях приведены задания для контрольных работ и рекомендации к их выполнению. Контроль за ходом самостоятельной работы и усвоением дисциплины каждым студентом осуществляется в виде оценки выполненной в установленном порядке контрольной работы, проведения индивидуального собеседования по письменной работе. Положительная оценка по результатам защиты контрольных работ является основанием для получения допуска к сдаче зачёта (экзамена).

Программа дисциплины

Тема 1. СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. НАПРАВЛЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.Стилистика как интегративная дисциплина. Ее межпредметные связи с языкознанием, логикой, ортологией (наукой о правильной речи), социолингвистикой, риторикой и др. Цели и задачи изучения. Стилистика как раздел языкознания. Ее место в системе подготовки специалиста по связям с общественностью.Литературное редактирование как важнейший этап работы с текстом и аспект издательской деятельности. Полисемантичность термина «литературное редактирование». Многоступенчатость процесса редактирования. Функциональные обязанности редактора и специалиста по связям с общественностью: сравнительная характеристикаНаправления стилистических исследований: стилистика ресурсов языка, функциональная стилистика, стилистика художественной речи, прикладная стилистика, стилистика текста, экспрессивная стилистика, идиостилистика.

Тема 2.ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ.Литературное редактирование как единый процесс анализа авторского речевого произведения в трех основных ракурсах: содержательном, фактологическом, нормативно-языковом. Требования к литературному редактированию. Литературное редактирование как творческая многоаспектная деятельность высокопрофессионального коммуниканта.Потребность специалиста по связям с общественностью в авторедактировании. Задачи редактирования массовой информации.Способы повышения эффективности информационных качеств сообщения

Тема 3. СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА И СТИЛИСТИКА РЕЧИ. ЯЗЫК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СТИЛИСТИКЕ.Основные этапы развития отечественной стилистики. М.В.Ломоносов как основоположник изучения стилистики русского языка. Теория трех стилей. Индивидуальные теории стиля в трудах А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико-Куликовского. Правила стилистической грамматики В.И.Чернышова. Идеи русского формализма (Ю.Тынянов, Б.Эйхенбаум, В.Шкловский). Проблемы художественной речи в трудах А.М.Пешковского, Л.В.Щербы, Б.А.Ларина, В.В.Виноградова. Прикладной аспект стилистики в трудах Г.О.Винокура. Дискуссия 1954 г. о проблемах стилистики.Закономерности функционирования языковых единиц как предмет изучения в работах Б.Н.Головина, Т.Г.Винокур, М.Н.Кожиной, О.Б.Сиротининой.

Тема 4. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА. ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ.Понятие стилистической нормы. Ее объективной и исторически динамический характер. Стилистическая норма как закономерный в определенный период отбор и организация языковых средств в функциональных стилях и жанровых подстилях.Языковые и речевые стилистические нормы. Функционально-стилистические и экспрессивно-стилистические нормы. Фактор коммуникативной целесообразности при выборе языковых средств. Критерий соответствия стилистической нормы экстралингвистическим факторам. Стилистические варианты общеязыковой нормы. Стилистические коннотации (языковые и индивидуально-авторские). Кодификация стилистической нормы. Стилистические пометы в словарях.Текст как предмет изучения в трудах Р.Гальперина. Изучение стиля средств массовой информации В.Г.Костомаровым.Стили языка и стили речи. Актуальные задачи стилистики в связи с развитием СМИ, СМК, рекламы, Интернета, связей с общественностью.

Тема 5. СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ.Фоника как раздел стилистики. Фонетические стилистически маркированные средства. Благозвучие речи. Сочетаемость звуков. Звукопись. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи (аллитерация, ассонанс, звукоподражание). Варианты произношения как исторически и стилистически обусловленные разновидности одной и той же языковой единицы. Стили произношения как функциональные варианты литературного языка: нейтральный, полный, разговорный.

Тема 6. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ.Лексическое значение (семантика) как содержание слова. Лексика как словарный состав языка. Системные отношения в лексике. Стилистические возможности лексики: однозначные, многозначные слова. Коннотативные семы в лексическом значении как источник речевого воздействия: эмоциональные, оценочные, ассоциативные, стилистические. Безэквивалентная лексика. Ложная этимология. Омонимы. Типы омонимов. Языковая игра. Паронимы. Парономазия. Синонимы. Синонимический ряд. Егодоминанты.Типысинонимов:языковые,речевые,контекстуальные.Антонимы. Антонимические пары. Стилистические особенности использования антонимов. Оксюморон.

Тема 7. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ ОГРАНИЧЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и ее стилистические особенности: восточно- и старославянизмы, заимствования, экзотизмы и варваризмы.Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного состава и ее стилистические особенности: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления, и ее стилистические особенности: диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова, термины.

Тема 8. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫК.Оппозиционный характер книжно-письменного и устно-разговорного типов речи. Их базовые параметры и типологические черты. Состав книжно-письменного типа речи: официально-деловой, научный, публицистический, художественный стили. Состав устно-разговорного типа речи: публичная радио- и телевизионная речь, устная научная речь, устная разговорная речь.Вопрос о стиле рекламы и Интернет-коммуникации.

Тема 9. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ.Разговорный стиль в системе функциональных стилей. Виды разговорной речи: обиходно-бытовая, просторечно-разговорная, литературно-просторечная, фамильярная (дружеская, грубая), нейтрально-разговорная. Лексико-грамматические особенности русской разговорной речи.

Тема 10. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО.Официально-деловой стиль в системе книжно-письменного типа речи. Типологические черты.Подстили: официально-документальный, обиходно-деловой.Деловое письмо. Стандартизация, унификация. Штампы, клише.Классификация деловых писем. Композиция делового письма. Рубрикация. Реквизиты. Факультативные компоненты делового письма. Инновации в деловом письме.

Тема 11. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ.Научный стиль в системе книжно-письменного типа речи. Типологические черты. Подстили: собственно научный, научно-популярный, научно-учебный, научно-деловой.Лексико-грамматические особенности научного стиля.Метафора, сравнение и олицетворение в научной речи.

Тема 12. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.Публицистический стиль в системе книжно-письменного типа речи. Подстили: официально-информативный, неофициально-информативный, информационно-деловой, информативно-аналитический, научно-публицистический подстиль, репортажный.Лексико-грамматические особенности публицистической речи. Средства создания диалогичности.

Тема 13. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ (ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ).Литературно-художественный стиль в системе книжно-письменного типа речи. Отличительные особенности: метаморфизм, образность, семантическая осложненность (комбинаторные приращения смысла), внутренняя форма, художественно-образная конкретизация. Межстилевое взаимодействие.

Тема 14. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.Стилистические особенности единиц разных уровней языка. Стилистические средства синонимии: лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические).Стилистические особенности имен, глагола, служебных частей речи, синтаксических единиц.

Тема 15. ТРОПЫ И ФИГУРЫ.Тропы как средства выразительности речи и языка. Тропы сходства: метафора, гипербола, мейозис, катахреза. Тропы смежности: метонимия, синекдоха. Тропы контраста: антифразис, астеизм.Тропы тождества: перифразис, эвфемизм, дисфемизм (какофемизм), антонамазия.Фигура речи как средства выразительности. Фигуры убавления: эллипсис, элизия, зевгма, осиндентон (бессоюзие), опосиопезис (умолчание), просипезис.Фигуры прибавления: повтор (геминация, гомеология), синтактический параллелизм, анафора, эпифора, энаэпифора, хиазм.Фигуры размещения: инверсия, парентеза, парцелляция.

Тема 16. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА.Комплексный анализ текста: определение темы, идеи (количество микротем в тексте); определение типа речи и стиля; определение способа связи между высказываниями; проверка грамматических умений и навыков на материале текста; написание сочинения–рецензии по тексту.

Тема 17. СПЕЦИФИКА ПИАР-ТЕКСТА.Пиар-текст как особый вид текста в системе маркетинговых коммуникаций.Жанровое разнообразие пиар-текстов. Их межстилевой характер. Особенности речевой организации.

Наши рекомендации