ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Методические рекомендации
МИКРОБИОЛОГИЯ
Методические рекомендации
по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы для студентов факультета ветеринарной медицины
очного, заочного и очно-заочного обучения
Москва, 2008
Грязнева Т.Н., Родионова В.Б. Микробиология //Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению самостоя-тельной работы для студентов факультета ветеринарной медицины очного, заочного и очно-заочного обучения.- М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ.- 2008.- 72 с.
Методические рекомендации составлены в соответствии с учебной программой изучения дисциплины «Микробиология» и содержат такие разделы, как общая и частная микробиология, роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, учение об инфекции и иммунитете. Даны вопросы для самопроверки знаний и задания для выполнения контрольной работы.
Рецензенты:
доктор биологических наук, член-корреспондент РАСХН,
профессор Девришов Д.А.;
доктор ветеринарных наук, профессор Петров А.М.
Утверждены учебно-методической и клинической комиссией фа-культета ветеринарной медицины 18 января 2008 г., протокол № 5.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации предназначены для студен-тов факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности «Ветеринария».
Составлены в соответствии с учебным планом и примерной учебной программой, утвержденными УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области ветеринарии и зоотехнии.
В методических рекомендациях содержатся указания по самостоя-тельному изучению таких разделов дисциплины «Микробиология», как общая и частная микробиология, роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, учение об инфекции и иммунитете, даны вопросы для самопроверки знаний и задания для выполнения контрольной работы.
Программа составлена с учетом логической связи дисциплин учебного плана по специальности 111201 «Ветеринария» естественно-научного, общепрофессионального и специального циклов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ее связь
С другими науками
Современная микробиология занимает ведущее положение в системе биологических, медицинских, ветеринарных и зоотехнических исследований, основу которых составляют биологические объекты - животные, растения и микроорганизмы.
Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Микробиология» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические и практические знания по общей и частной микробиологии, а также сформировать у них научное мировоззрение о многообразии микробиологических приемов и методов диагностики инфекционных болезней животных.
Знания по микробиологии базируются на принципах материалистической методологии, на знаниях по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии, клинической диагностике, биотехнологии и др. дисциплин.
В задачикурса «Микробиология» входят изучение объектов и методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и перспектив развития; рассмотрение вопросов диагностики инфекционных болезней животных; производства диагностических препаратов и перспективных путей их совершенствования с использованием достижений молекулярной биологии, иммунологии, генной и клеточной инженерии; изучение теоретических вопросов иммунологии на клеточном и молекулярном уровнях; изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.
Программой предусматривается изучение биологических свойств патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, а также механизмов выживания бактерий и микроскопических грибов во внешней среде, что важно знать для обоснования ветеринарно-санитарных мероприятий, выбора специфических средств защиты животных и эффективных дезинфицирующих веществ.
Качество усвоения учебного материала студенты могут контролировать, отвечая на вопросы, приведенные в конце каждого раздела. Они также должны ознакомиться с работой бактериологических отделов ветеринарных лабораторий, диагностических кабинетов ветеринарных кли-ник, специализированных лабораторий научно-исследовательских учреждений и т.п.
Приобретенные навыки позволят будущим ветеринарным специалистам ориентироваться в вопросах предотвращения заражения людей и животных микроорганизмами, вызывающими различные заболевания, а также совершенствовать и разрабатывать новые методы диагностики инфекционных болезней.
Реализация программных вопросов по микробиологии будет способствовать формированию врачебного мышления у студентов ветеринарного факультета, что должно оказать существенную помощь при самостоятельной подготовке.
В методических рекомендациях приведены справочные материалы по систематике возбудителей в соответствии с 9-м изданием определителя Берги (1984-1986 гг.) и с «Руководством по систематике бактерий Берги» (4 тома), вышедшем на англ. языке в 1984-1989 гг.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение студентами программы курса по микробиологии обеспечит получение фундаментальных знаний в области микробиологических процессов, развития инфекционных болезней, вызванных бактериями и микроскопическими грибами, и даст возможность будущему специалисту использовать их в своей практической деятельности.
При изучении дисциплины «Микробиология» студент должен знать:
1. Правила работы в микробиологической лаборатории и соблюдения техники безопасности при работе с бактериями и грибами; методы мик-роскопии, используемые в микробиологии; принципы классификации микроорганизмов; особенности ультраструктуры микроорганизмов, фун-кции отдельных структур, их химический состав.
2. Основные функции микроорганизмов: питание, дыхание, размно-жение, ферментативная активность, влияние окружающей среды на бак-терии и грибы; питательные среды; методы культивирования бактерий (в том числе хламидий, риккетсий и микоплазм) и грибов; методы виделе-ния чистых культур азробных и анаэробних бактерий.
3. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, исполь-зование бактерий и микроскопических грибов в промышленности и сель-ском хозяйстве; состав микрофлоры организма животных и человека и ее значение; пробиотики, пребиотики, симбиотики, синбиотики; санитарно-показательные микроорганизмы воды, почвы, воздуха и их значение для санитарного состояния окружающей среды.
4. Действие на микроорганизмы физических и химических факторов; понятие «асептика» и «антисептика»; методы стерилизации и аппаратура.
5. Химиотерапевтические вещества; антибиотики; классификация ан-тибиотиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; современные представления о молекулярном механиз-ме действия антибиотиков; осложнения при антибиотикотерапии; анти-биотикорезистентностъ микроорганиз-мов, ее механизмы.
6. Учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов; ви-ды генетических рекомбинаций и использование генетических рекомби-нантов в получении вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов; внехромосомные факторы наследственности и их роль в формировании лекарственной устойчивости.
7. Роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия его возникновения, значение свойств бактерий и грибов и состояние макроорганизма в развитии инфекционного процесса.
8. Защитные силы организма (специфические и неспецифические факторы защиты; свойства антигенов; классы иммуноглобулинов; формы иммунного ответа; механизмы гиперчувствительности замедленного и немедленного типов; реакции иммунитета; современные методы оценки иммунного статуса организма животных; виды серологических реакций.
9. История создания диагностических препаратов и вакцин; совре-менная классификация биопрепаратов; принципы их получения и при-менения; лечебно-профилактические сыворотки, иммуноглобулины, их получение.
10. Таксономия, морфологические и биологическис свойства возбу-лителей инфекционных болезней; патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; методы диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.
Студент должен уметь:
1. Приготавливать микропрепараты и мазки, окрашивать их простыми и сложными методами; микроскопировать с иммерсионной системой.
2. Делать посев микроорганизмов на питательные среды для получе-ния чистых культур аэробных и анаэробных бактерий и грибов, иденти-фицировать выделенную культуру по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим, серологическим, иммунологическим и геннотипическим методами.
3. Определять микробную обсемененность воды, почвы, воздуха; определять бактериальную обсемененность рук и предметов.
4. Вьшолнять работу в асептических условиях, дезинфицировать и стерилизовать лабораторную посуду и инструменты.
5. Определять чувствительность бактерий к антибиотикам, расшиф-ровывать антибиотикограмму и определять минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков.
6. Проводить заражение и вскрытие лабораторных животных и опре-делять вирулентность микроорганизмов.
7. Проводить взятие материала для бактериологических и микологи-ческих исследований.
8. Выделять и идентифицировать патогенные и условно-патогенные микроорганизмы.
9. Проводить заражение биологических моделей для культивирования микроорганизмов с последующей индикацией и идентификацией.
10. Использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделенной микробной культуры и обнаруживать с помощью различных серологических реакций антитела в сыворотке крови больных животных при инфекционных бо-лезнях; ставить и учитывать серологические реакции РП, РСК, МФА, РДП, ИФА, РА, РТГА, РНГА, ККРА и др.
11. Проводить геннотипическую идентификацию микроорганизмов методом рестрикции, с использованием ПРЦ, ДНК-чипов, ДНК-зондов, биосенсоров.
12. Интерпретировать результаты микробиологических, микологи-ческих, серологических, иммунологических и геннотипических иссле-дований.
13. Проводить санитарно-биологический контроль объектов ветери-нарного надзора и определять качество дезинфекции.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ