ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Методические рекомендации

МИКРОБИОЛОГИЯ

Методические рекомендации

по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы для студентов факультета ветеринарной медицины

очного, заочного и очно-заочного обучения

Москва, 2008

Грязнева Т.Н., Родионова В.Б. Микробиология //Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению самостоя-тельной работы для студентов факультета ветеринарной медицины очного, заочного и очно-заочного обучения.- М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ.- 2008.- 72 с.

Методические рекомендации составлены в соответствии с учебной программой изучения дисциплины «Микробиология» и со­держат такие разделы, как общая и частная мик­робиология, роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, уче­ние об ин­фекции и иммунитете. Даны вопросы для самопроверки знаний и задания для выполнения контрольной работы.

Рецензенты:

доктор биологических наук, член-корреспондент РАСХН,

профессор Девришов Д.А.;

доктор ветеринарных наук, профессор Петров А.М.

Утверждены учебно-методической и клинической комиссией фа-культета ветеринарной медицины 18 января 2008 г., прото­кол № 5.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации предназначены для студен-тов факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности «Ветеринария».

Составлены в соответствии с учебным планом и примерной учебной программой, утвержденными УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области ветеринарии и зоотехнии.

В методических рекомендациях содержатся указания по самостоя-тельному изучению таких разделов дисциплины «Микробиология», как общая и частная мик­робиология, роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, уче­ние об инфекции и иммунитете, даны вопросы для самопроверки знаний и задания для выполнения контрольной работы.

Программа составлена с учетом логической связи дисциплин учеб­ного плана по специальности 111201 «Ветеринария» естественно-науч­ного, общепрофессионального и специального циклов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ее связь

С другими науками

Современная микробиология занимает ведущее положение в сис­теме биологических, медицинских, ветеринарных и зоотехниче­ских исследова­ний, основу которых составляют биологические объекты - жи­вотные, растения и мик­роорганизмы.

Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисцип­лине «Микробиология» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические и практические знания по общей и частной микробиологии, а также сфор­ми­ровать у них научное мировоз­зрение о многообразии микробиологиче­ских приемов и методов диагностики ин­фекционных болезней животных.

Знания по микробиологии базируются на принципах материалистиче­ской мето­дологии, на знаниях по органической, неорганической, анали­тической и физкол­лоидной химии, физики с основами биофизики, фи­зиологии и анатомии живот­ных, патфизиологии и патанатомии, клиниче­ской диагностике, биотехнологии и др. дисциплин.

В задачикурса «Микробиология» входят изучение объектов и мето­дов совре­менной микробиологии, ее возможностей, достижений и пер­спектив развития; рассмотрение вопросов диагностики инфекционных болезней животных; произ­водства диагностических препаратов и пер­спективных путей их совершенствования с исполь­зованием достижений молекулярной биологии, иммунологии, генной и клеточной инженерии; изучение теоретических вопросов иммунологии на клеточном и моле­ку­лярном уровнях; изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорга­низмов.

Про­граммой предусматривается изучение биологических свойств па­тогенных и условно-патогенных микроорганизмов, а также механизмов выжи­вания бактерий и микроскопических грибов во внешней среде, что важно знать для обоснования ветеринарно-­санитарных мероприятий, вы­бора специфических средств защиты животных и эффективных дезинфи­цирующих веществ.

Качество усвоения учебного материала студенты могут контролиро­вать, отвечая на вопросы, приведенные в конце каждого раздела. Они также должны ознакомиться с работой бактериологических отделов ве­теринарных лабораторий, диагностических кабинетов ветеринарных кли-ник, специализированных лабораторий научно-исследовательских учре­ждений и т.п.

Приобретенные навыки позволят будущим ветеринарным специали­стам ориентироваться в вопросах предотвращения заражения людей и животных микроорганизмами, вы­зывающими различные заболевания, а также совершенствовать и разрабатывать новые методы диагностики ин­фекционных болезней.

Реализация программных вопросов по микробиологии будет способ­ствовать формированию врачебного мышления у студентов ветеринар­ного факультета, что должно оказать существенную помощь при само­стоятельной подготовке.

В методических рекомендациях приведены справочные материалы по сис­тематике возбудителей в соответствии с 9-м изданием определи­теля Берги (1984-1986 гг.) и с «Руководством по систематике бак­терий Берги» (4 тома), вышедшем на англ. языке в 1984-1989 гг.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение студентами программы курса по микробиологии обеспечит получе­ние фундаментальных знаний в области микробиологических процессов, развития инфекционных болезней, вызванных бактериями и микроскопическими грибами, и даст возможность будущему специалисту использовать их в своей практической деятельности.

При изучении дисциплины «Микробиология» студент должен знать:

1. Правила работы в микробиологической лаборатории и соблюдения техники безопасности при работе с бактериями и грибами; методы мик-роскопии, используемые в микробиологии; принципы классификации микроорганизмов; особенности ультраструктуры микроорганизмов, фун-кции отдельных структур, их химический состав.

2. Основные функции микроорганизмов: питание, дыхание, размно-жение, ферментативная активность, влияние окружающей среды на бак-терии и грибы; питательные среды; методы культивирования бактерий (в том числе хламидий, риккетсий и микоплазм) и грибов; методы виделе-ния чистых культур азробных и анаэробних бактерий.

3. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, исполь-зование бактерий и микроскопических грибов в промышленности и сель-ском хозяйстве; состав микрофлоры организма животных и человека и ее значение; пробиотики, пребиотики, симбиотики, синбиотики; санитарно-показательные микроорганизмы воды, почвы, воздуха и их значение для санитарного состояния окружающей среды.

4. Действие на микроорганизмы физических и химических факторов; понятие «асептика» и «антисептика»; методы стерилизации и аппаратура.

5. Химиотерапевтические вещества; антибиотики; классификация ан-тибиотиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; современные представления о молекулярном механиз-ме действия антибиотиков; осложнения при антибиотикотерапии; анти-биотикорезистентностъ микроорганиз-мов, ее механизмы.

6. Учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов; ви-ды генетических рекомбинаций и использование генетических рекомби-нантов в получении вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов; внехромосомные факторы наследственности и их роль в формировании лекарственной устойчивости.

7. Роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия его возникновения, значение свойств бактерий и грибов и состояние макроорганизма в развитии инфекционного процесса.

8. Защитные силы организма (специфические и неспецифические факторы защиты; свойства антигенов; классы иммуноглобулинов; формы иммунного ответа; механизмы гиперчувствительности замедленного и немедленного типов; реакции иммунитета; современные методы оценки иммунного статуса организма животных; виды серологических реакций.

9. История создания диагностических препаратов и вакцин; совре-менная классификация биопрепаратов; принципы их получения и при-менения; лечебно-профилактические сыворотки, иммуноглобулины, их получение.

10. Таксономия, морфологические и биологическис свойства возбу-лителей инфекционных болезней; патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; методы диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Студент должен уметь:

1. Приготавливать микропрепараты и мазки, окрашивать их простыми и сложными методами; микроскопировать с иммерсионной системой.

2. Делать посев микроорганизмов на питательные среды для получе-ния чистых культур аэробных и анаэробных бактерий и грибов, иденти-фицировать выделенную культуру по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим, серологическим, иммунологическим и геннотипическим методами.

3. Определять микробную обсемененность воды, почвы, воздуха; определять бактериальную обсемененность рук и предметов.

4. Вьшолнять работу в асептических условиях, дезинфицировать и стерилизовать лабораторную посуду и инструменты.

5. Определять чувствительность бактерий к антибиотикам, расшиф-ровывать антибиотикограмму и определять минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков.

6. Проводить заражение и вскрытие лабораторных животных и опре-делять вирулентность микроорганизмов.

7. Проводить взятие материала для бактериологических и микологи-ческих исследований.

8. Выделять и идентифицировать патогенные и условно-патогенные микроорганизмы.
9. Проводить заражение биологических моделей для культивирования микроорганизмов с последующей индикацией и идентификацией.

10. Использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделенной микробной культуры и обнаруживать с помощью различных серологических реакций антитела в сыворотке крови больных животных при инфекционных бо-лезнях; ставить и учитывать серологические реакции РП, РСК, МФА, РДП, ИФА, РА, РТГА, РНГА, ККРА и др.

11. Проводить геннотипическую идентификацию микроорганизмов методом рестрикции, с использованием ПРЦ, ДНК-чипов, ДНК-зондов, биосенсоров.

12. Интерпретировать результаты микробиологических, микологи-ческих, серологических, иммунологических и геннотипических иссле-дований.

13. Проводить санитарно-биологический контроль объектов ветери-нарного надзора и определять качество дезинфекции.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Наши рекомендации