Тема 5. Доказательство, структура и форма доказательства.
! | Доказательство – это логическая операция обоснования истинности суждения с помощью других суждений, истинных и с ним связанных. |
Доказательство включает в себя три элемента: тезис (Т), аргументы (а, а1….аn) и демонстрацию. Тезис доказательства – это то суждение, истинность которого надо обосновать; аргументы доказательства – те положения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса; демонстрация – установление логической связи между тезисом и аргументами. Демонстрация может принимать форму различных умозаключений, в частности, может идти по схеме ПКС.
По способу осуществления доказательства делятся на два вида: доказательство прямое, в нем тезис обосновывается без привлечения допущений, противоречащих тезису, и доказательство косвенное (доказательство «от противного»), в нем истинность тезиса обосновывается с использованием допущения, противоречащего тезису.
ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ |
1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным суждением (возможная ошибка – выдвижение неопределенного тезиса); 2. Тезис должен оставаться тождественным самому себе на протяжении всего доказательства (возможные ошибки: потеря тезиса, полная или частичная подмена тезиса). |
ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТУ |
1. Аргументы должны быть истинными и доказанными суждениями (возможные ошибки: использование ложного или не обоснованного суждения в качестве аргумента). 2. Аргументы в своем обосновании не должны зависеть от тезиса (возможная ошибка – круг в доказательстве). 3. Аргументы не должны противоречить друг другу (ошибка - использование противоречащих друг другу суждений в качестве аргументов). 4. Аргументы должны быть достаточными для доказательства данного тезиса (ошибки: использование недостаточного или избыточного числа аргументов). |
ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕМОНСТРАЦИИ |
1. Доказательство должно осуществляться по правилам соответствующего умозаключения. Возможные ошибки связаны, во-первых, с нарушением этих правил, во-вторых, с заменой демонстрации некорректным логическим переходом: от сказанного с условием к сказанному безусловно; от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему-либо; ошибки в случае замены демонстрации называют «мнимым следованием». |
Вопросы к зачету по логике.
1. Место логики в комплексе наук, изучающих речемыслительную деятельность человека. Предмет и значение логики.
2. Понятие как форма речемыслительной деятельности. Содержание и объем понятия.
3. Отношения между сравнимыми понятиями, изображение их с помощью кругов Эйлера.
4. Операции обобщения и ограничения понятия.
5. Определение понятия как логическая операция; правила её осуществления.
6. Операция деления понятия, правила её осуществления.
7. Суждение как форма речемыслительной деятельности. Виды суждений.
8. Структура простого суждения. Классификация простых суждений по количеству и качеству.
9. Логический квадрат, отношения между суждениями по логическому квадрату.
10. Умозаключение как форма речемыслительной деятельности. Классификация умозаключений.
11. Индуктивные умозаключения и их виды.
12. Дедуктивные умозаключения, их классификация.
13. Простой категорический силлогизм: состав, правила построения и проверка.
14. Сущность и правила доказательства: правила тезиса, аргументов и демонстрации.
15. Вопросно-ответная коммуникация с точки зрения логики, правила постановки и оценки вопроса.
Варианты заданий к зачету.
Вариант №1.
1. Понятие А включает понятие В, понятие С находится в отношении пересечения и с А, и с В. Изобразить отношения между понятиями А, В, С в виде схемы, найти понятия, отношения между которыми эта схема отражает.
2. Проверить правильность следующего определения: «Экология – очень важное дело для всех, живущих в ХХ1 веке».
3. Проверить правильность деления понятия: «Философское знание делится на онтологию, гносеологию, антропологию, материализм, идеализм».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Некоторые прозаики пишут стихи».
5. Проверить правильность следующего рассуждения: «Поскольку подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, они склонны к девиантному поведению».
Вариант №2.
1. Проверить правильность обобщения и ограничения понятия поэма:
стихотворное произведение крупной формы → поэма → эпилог поэмы
2. Установить правильность определения: «Логика – это наука, изучающая формы логического мышления».
3. Проверить правильность деления понятия: «Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Есть студенты, которые успешно сдают зачет по логике».
5. Проверить правильность следующего рассуждения: «Все рыбы дышат жабрами. Кит – не рыба, так как кит не дышит жабрами».
Вариант №3.
1. Обобщить и ограничить понятие виолончель
2. Проверить правильность следующего определения: «Нация – это историческая форма общности людей»
3. Проверить правильность деления понятия: «Все суждения делятся на простые, сложные и составляющие логический квадрат»
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Есть такие умозаключения, которые строятся на базе одного суждения».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Студенты-юристы изучают логику, Анна тоже изучает логику, значит Анна – будущий юрист».
Вариант №4
1. Обобщить и ограничить понятие планета.
2. Проверить правильность следующего определения: «Дефектология – это комплексная наука».
3. Проверить правильность деления понятия: «Видами искусства являются литература, музыка, скульптура, архитектура, портретная живопись».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Некоторые мыслительные процессы не моделируются средствами кибернетики».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Раз Борис Березовский обвиняемый, он имеет право на защиту».
Вариант №5.
1. Проверить правильность обобщения и ограничения понятия полк:
воинское объединение→полк→рота
2. Заменить дихотомический вариант деления понятия на деление по видоизменению признака: «Люди делятся на высоких и невысоких».
3. Проверить правильность следующего определения: «Закон тождества в классической логике – это закон, согласно которому мысль должна оставаться равной самой себе в рамках данного речемыслительного акта».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Данное рассуждение логически корректно, так как оно подчиняется законам классической логики»
Вариант №6.
1. Проверить правильность обобщения и ограничения понятия ракета:
летательный аппарат→ракета→первая ступень ракеты.
2. Изобразить кругами Эйлера отношения между следующими понятиями: врач(А), терапевт(В), женщина(С), врач-логопед(Д).
3. Проверить правильность следующего определения: «Анемометр – измерительный прибор».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Нет такого ученого, который бы мыслил формулами».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, так как нейтрон, например, не имеет электрического заряда, а он – элементарная частица».
Вариант №7.
1. Изобразить кругами Эйлера отношения между следующими понятиями:
Наука (А), наука, изучающая речемыслительную деятельность человека (В), логика (С), дефектология (Д).
2. Обобщить и ограничить понятие лингвистика.
3. Проверить правильность определения следующего понятия:
4. Упрямство есть порок слабого ума».
5. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Птицы бывают не перелетные».
6. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Данная доверенность не действительна, поскольку в ней не указана дата её составления».