Методические указания и задания с примерами их выполнения

В каждом задании даны два теоретические вопросы и одно практическое задание.

Практическое задание состоит из трех подпунктов:

а) дать логическую характеристику понятиям (Например: "космонавт" – общее, регистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное или "экономист" – общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное). Определить вид понятия по объему и содержанию.

б) определить вид суждения (указать вид суждения, в простом суждении определить его структуру, найти субъект, предикат, связку и кванторное слово, символом обозначить вид).

в) третья часть данного задания может иметь несколько разновидностей:

в одной - необходимо определить правильным ли является заключение в данном умозаключении (для этого необходимо установить его вид, написать схему (форму), если имеется ошибка, указать ее название).

Например:

Задание:

Все студенты сдают экзамены.

Петров – не студент.

__________________________

Сл., Петров не сдает экзамены.

ответ:

Простой категорический силлогизм (ПКС),

М – Р

S – М первая фигура ПКС.

В данном примере заключение с необходимостью не следует, так как нарушено правило первой фигуры (меньшая посылка не утвердительное суждение).

В другой разновидности данного задания необходимо установить вид умозаключения, сделать заключение, написать схему (форму).

В третьей - по данной схеме (форме) умозаключения составить свой пример, определить вид.

Например:

Задание:

Если А, то В,

А

В

Ответ

Данное умозаключение дедуктивное, условно-категорическое, модус-утверждающий. Пример:

Если студент изучит логику, то повысит культуру своего мышления.

Студент изучил логику.

Сл., Студент повысил культуру мышления.

ЗАДАНИЕ 1.

1.Понятие. Логическая структура. Понятие и имя, их соотноше­ние.

2. Общая характеристика умозаключений.

3.Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«обанкротившееся предприятие»

б.) Установить вид следующего суждения:

"Данное предприятие является либо рентабельным, либо нет”

в.) Составить умозаключения по данной формуле и определить его вид.:

Если А, то В

Если В, то С

Сл,, Если А, то С

ЗАДАНИЕ 2.

1. Виды понятий.

2. Условные умозаключения.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«нежность»

б.) Установить вид следующего суждения:

"Некоторые студенты СГМУ - отличники ".

в.) Определить вид следующего умозаключения:

1. В понедельник в Архангельске шел снег.

Во вторник в Архангельске шел снег.

В среду в Архангельске шел снег.

В четверг в Архангельске шел снег.

В пятницу в Архангельске шел снег.

В субботу в Архангельске шел снег.

В воскресенье в Архангельске шел снег.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота,воскресенье являются днями недели.

Вероятно, ..............

ЗАДАНИЕ 3

1. Отношения между объемами понятий

2. Разделительно-категорические и условно-разделительные умозаключения. ­

3. Выполнить следующие задания:

а.) Определить отношения между объемами следующих понятий:

студент СГМУ; студент факультета СТУ; студент факультета СТУ заочного отделения, студент МИУ.

б.) Установите вид следующего суждения:

"Некоторые экономисты являются сторонниками рыночной экономики”

в.) Определить вид следующего умозаключения:

Если студент посещает лекционные занятия, то ему легко готовится к семинарским занятиям.

Иванов не посещает лекционные занятия.

------------------------------------------

Следовательно, .......

ЗАДАНИЕ 4.

1. Простое суждение и его логическая структура.

2. Общая характеристика аргументации и критики.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Определить отношения между объемами следующих понятий:

экономист; женщина; экономист, работающий в банке.

б.) Установить вид следующего суждения:

"Если студент посещает лекции и готовится к семинарским занятиям, то он успешно сдает экзамены".

в.) По данной схеме составить умозаключение и определить его вид:

1. A ---> B

B

_______

A

ЗАДАНИЕ 5.

1. Классификация простых суждений.

2. Простой категорический силлогизм. Структура и аксиома.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«красота»

б.) Установить вид следующего суждения:

"Если не платить налоги, будут неприятности."

В.) Определить правильным ли является заключение в данном ПКС:

Некоторые студенты не посещают занятия.

Все студенты не любят сдавать экзамены.

ЗАДАНИЕ 6.

1. Сложные суждения и их виды.

2. Общие правила простого категорического силлогизма.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«СГМУ (Северный государственный медицинский университет)»

б.) Установить вид следующих суждений:

"Логика является философской наукой, и социология является философской наукой"

в.) Определить вид следующего умозаключения.

Если Николаев организовал преступление, то должен быть наказан.

Если Николаев участвовал в совершении преступления, то должен быть наказан

Николаев организовал преступление или участвовал в совершении преступления.

Сл.: Николаев должен быть наказан

ЗАДАНИЕ 7.

1. Правила аргументации и критики (по отношению к тезису и аргументам).

2. Фигуры простого категорического силлогизма и их особые прав-

­ вила. Понятие о модусах ПКС. .

3. Выполнить следующие задания:

а.) Сравнить понятия по объему

«несовершеннолетний человек», «человек» «старик»

б.) Установить вид следующих суждений:

"Умозаключение, понятие, суждение являются формами мышления».

в.) Определить вид следующих умозаключений:

Факультеты в вузах бывают гуманитарные или естественные.

Гуманитарные факультеты делятся либо на философский, либо на исторический, либо на филологический, либо на экономический, либо на юридический.

--------------------------------------------------------

Сл.,

ЗАДАНИЕ 8.

1. Общая характеристика законов логики. Закон исключенного третьего.

2. Понятие о вероятностных умозаключениях, их виды.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«вечный двигатель»

б.) Установить вид следующего суждения.

"Цена товара может быть выше себестоимости, ниже или равна."

в.) Найти ошибки в следующем доказательстве и назвать их:

1. -- Он -- экономист. (тезис)

-- Почему ?

-- Он хорошо умеет считать. ( аргумент)

ЗАДАНИЕ 9.

1. Закон тождества.

2. Индукция и ее виды.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«специалист по международным экономическим отношениям»

б.) Установить вид следующего суждения:

"Сделка может быть двухсторонней или многосторонней"

в.) По данной схеме составить умозаключение и определить его

вид:

S ----- M

P ---- M

ЗАДАНИЕ 10.

1. Логическая структура простого категорического силлогизма.

2. Статистическая индукция.

3. Выполнить следующие задания:

а.) Дать логическую характеристику понятию:

«столица России»

б.) Установить вид следующего суждения:

"Некоторые спортсмены – студенты СГМУ»

в.) Установить вид следующих умозаключений, определить следует

ли с необходимостью данное заключение, найти ошибки:

1. Все цветы имеют аромат.

Духи не являются цветами.

-----------------------------------------------

Следовательно, .......

Рекомендуемая литература

(ко всем контрольным заданиям)

1. Асмус В.Ф. Логика. М.,-1947.

2. Берков В.Ф.,Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика.-Мн.,1996.

4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.

5. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев.-М.,1996.

6. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1995.

7. Гетманова А.Д. Логика. М., 1995.

8. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие.-М., 1997.

Ивин А.А. Основы теории аргументации.-М., 1997, с.56 - 104.

9. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.

Кандричина Т.К. Аргументация и критика. Методическое посо­бие по логике. Мн., 1996

10 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридичес­ких вузов и факультетов. М., 1995

11.Костюк В.Н. Логика. Киев-Одесса, 1975.

12.Логика (под ред. Беркова В.Ф.). Мн., 1994.

13.Логика (под ред. Левина Г.А.). Мн., 1974.

14.Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

15.Хоменко Е.А. Логика. М., 1976.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Наши рекомендации