Глава i - о сосредоточении
Quot;ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ
1. Итак, наставление йоге.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
4. В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].
5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
7. Истинное познание – [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
9. [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания.
10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие [познавательных содержаний].
11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.
14. Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.
15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
16. Оно – высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
17. [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине [существ].
20. У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] – в непосредственной близости.
22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].
23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
27. Его [вербальное] выражение – священный слог ОМ.
28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
29. Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения сознания суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным [состояниям сознания].
32. в целях их устранения – практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.
36. Либо беспечальная и лучезарная...
37. Или же сознание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. Его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов].
41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
49. ввиду специфики своей направленности имеет иной объект, нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
Глава II - О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2. для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей – [чистого] видения и инструмента видения.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8. Враждебность неразрывно связана со страданием.
9. Самосущная жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
11. их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим результатом наслаждение [или] страдание.
15. Поистине, для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. Еще не наступившее, страдание [есть то, что] должно быть устранено.
17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути – "[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
19. Специфическое, неспецифическое, только-признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.
20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержания сознания.
21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других – в силу свойства быть общим.
23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.
24. его причина – неведение.
25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это – абсолютная обособленность Видящего.
26. Средство избавления – неколебимое различающее постижение.
27. Его мудрость предельного уровня – семи видов.
28. При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.
29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [Логические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
30. Самоконтроль – [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
31. не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий обет".
32. Соблюдение [религиозных] предписаний – [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.
34. Ложные помыслы о насилии и прочем – совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, – возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.
35. при утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.
36. При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].
37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].
38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. Вследствие удовлетворенности [становится возможным] обретение высшего счастья.
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.
44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.
45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном...
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
52. Благодаря ей, разрушается препятствие для света.
53...и пригодность манаса к концентрации.
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение.
55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.