Способы установления правильности силлогизма

Способ 1:

1) Силлогизм должен подпадать под правильную разновидность фигуры

2) Силлогизм должен подпадать под правильную разновидность модуса

Способ 2 - соответствие правилам силлогизма

Правила подразделяются на общие правила силлогизма и особые правила фигур

Общие правила силлогизма –правила, которым должны удовлетворять правильные модусы по всем 4 фигурам

Общие правила силлогизма:

1) Правила термина

a. В силлогизме должно быть только три термина

b. Не должно быть двусмысленных терминов, ошибка – учетверение терминов

c. Средний термин должен быть распределен, по крайней мере, в одной из посылок

d. Термин, нераспределенный в посылке не должен быть распределен и в заключении, ошибка – незаконное расширение термина (все люди с повышенной температурой больны, этот человек не имеет повышенной температуры, значит, он не болен, - ошибка)

2) Правила посылок

a. Из двух частных посылок нельзя сделать никакого заключения

b. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого заключения

c. Если одна из посылок отрицательная, то и заключение – отрицательное

d. Если одна из посылок – частная, то и заключение – частное

e. Из утвердительных посылок не следует отрицательное заключение

Особые правила фигур:

1. Правила первой фигуры:

1) Большая посылка должна быть общей (А, Е)

2) Меньшая посылка должна быть утвердительной (А,I)

2. Правила второй фигуры:

1) Большая посылка должна быть общей (А, Е)

2) Одна из посылок должна быть отрицательной (О, Е)

3. Правила третьей фигуры:

1) Меньшая посылка должна быть утвердительной (А, I)

2) Заключение должно быть частным (I,O)

4. Правила четвертой фигуры

1) Если большая посылка утвердительная (A,I), то меньшая посылка должна быть общей (A,E)

2) Если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей

Феномен аргументации

1. Понятие и структура аргументации

2. Абсолютная и сравнительная аргументация

Аргументация – приведение доводов или аргументов с намерением вызвать или усилить сочувствие другой стороны выдвинутому положению

Структура:

1. Субъект аргументации –аргументатор

2. Объект – реципиент

3. Цель – изменение взглядов человека

4. Средство – языковое/вербальное воздействие

Эмпирическая и теоретическая аргументация

Эмпирическая аргументация опирается преимущественно на опыт, а теоретические – на рассуждения.

Верификация – делание чего-то истинным

Верификация:

1) Прямое подтверждение – непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в проверяемом утверждении

2) Косвенное подтверждение

Иллюстрация – факт, или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известных и принятых положений

Обоснованное утверждение должно находиться в согласии с фактическим материалом, на базе и для обоснования которого оно выдвинуто, оно должно также соответствовать имеющимся в данной области принципам, теориям, законам и т.д.

Анализ утверждения с точки зрения возможности его эмпирического подтверждения и опровержения

Проверка выдвинутого положения на применимость его к широкому классу исследуемых объектов

Универсальная аргументация – способы аргументации, которые применимы в большинстве областей деятельности, проверенные. Общепринятые методы

Анализ тезиса с точки зрения принципиальной возможности его эмпирического подтверждения/опровержения

Проверка тезиса на применимость к более широкому классу объектов

Контекстуальная аргументация – аргументация, эффективность которой ограничена определенными аудиториями

Д.З.: Спор

1. Понятие и виды спора

2. правила ведения спора

3. Дискуссия

4. Полемика

Наши рекомендации