Тема 6. Формы развития знания.

Проблема и ее виды. Сущность и логическая структура гипотезы. Понятие гипотезы как предположения о свойствах причинах структуре связях изучаемых объектов. Общие частные и единичные гипотезы. Понятие «рабочая гипотеза». Логический механизм построения гипотезы. Гипотетико-дедуктивный метод. Доказательство и опровержение гипотез.

Сущность и логическая структура теории. Понятие теории как достоверного знания об определенной области действительности. Структура теории, ее особенности как формы развития знания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия), так и креативных, направленных на формирование и закрепление навыков культуры логического мышления в профессиональной деятельности психолога. Понимание методологических функций логических законов и категорий умение сознательно управлять своим мышлением ориентироваться в уровнях понятийного мышления последовательно развивать логику мысли переходя от абстрактного содержания к конкретному, целостному, полному – важнейшее требование современных образовательных технологий. Данное требованиеможет быть реализовано при условииобъединения логики содержательной и формальной (соединения учения о законах диалектической логики с учением о законах понятиях суждениях умозаключениях доказательствах и опровержениях, свойственных логике формальной). Этим объясняется необходимость творческих заданий и групповых дискуссий по актуальным проблемам культуры логического мышления. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по темам дисциплины, а также консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает перечень вопросов (тем докладов и сообщений) для подготовки студентов к практическим занятиям и тематику контрольных работ для студентов заочной формы обучения. Оценочными средствами для текущего контроля успеваемостиявляются тестовые задания по ряду тем дисциплины, а такжевопросы для подготовки к зачету для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1. Аргументация и критика в гуманитарных науках (логические и методологические аспекты).

2. Законы (принципы) правильного мышления.

3. Законы диалектической и формальной логики.

4. Индуктивные умозаключения.

5. Искусство спора.

6. Логика Аристотеля.

7. Логика и диалектика.

8. Логика и интуиция.

9. Логика и парадоксология.

10. Логика категорических высказываний (непосредственные умозаключения, категорический силлогизм).

11. Логическая характеристика вопросов.

12. Мышление и язык.

13. О природе человеческого мышления.

14. Особенности эмпирического и теоретического уровней познания.

15. Понятие как форма мышления.

16. Проблема идеального.

17. Простые и сложные суждения. Отношения между суждениями,

18. Софистика (Протагор, Горгий, Продик).

19. Умозаключения по аналогии.

20. Формы развития знания (проблема, гипотеза, теория).

Вопросы для подготовки к зачету

1. Законы логики (закон непротиворечия).

2. Виды и состав простых суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.

3. Виды понятий. Гипотеза (понятие и виды гипотез).

4. Законы логики (закон достаточного основания).

5. Законы логики (закон исключенного третьего).

6. Законы логики (закон тождества).

7. Индуктивные методы установления причинных связей.

8. Индуктивные умозаключения (понятие индукции, полная индукция).

9. Истинность мысли и ее формальная правильность. Понятие логической формы.

10. Логика вопросов и ответов (виды, структура и функции вопросов и ответов).

11. Логические основы аргументации (особенности косвенного доказательства).

12. Логический механизм построения гипотезы и условия ее состоятельности.

13. Неполная индукция. Ошибки в индуктивных умозаключениях.

14. Непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату).

15. Отношения между суждениями по значениям истинности (логический квадрат).

16. Правила доказательства и опровержения. Ошибки, возникающие при их нарушении Логические операции с понятиями (обобщение и ограничение понятий).

17. Правила силлогизма.

18. Предмет и значение логики (логика формальная и диалектическая).

19. Простой категорический силлогизм (фигуры и правила категорического силлогизма).

20. Распределенность терминов в суждении.

21. Софизмы и логические парадоксы.

22. Сравнимые и несравнимые понятия, отношения между понятиями.

23. Теоретическое и практическое значение логики.

24. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений (общая характеристика).

25. Умозаключение по аналогии (понятие и виды).

26. Условно-категорические умозаключения.

27. Условные умозаключения.

28. Формы чувственного познания.

29. Формы развития знания (гипотеза, теория).

30. Логические операции с понятиями (определение и деление понятий). Правила определения и деления понятий.

31. Общая характеристика понятия. Виды понятий.

32. Сложное суждение и его виды. Таблицы истинности для суждений конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная литература:

Гетманова А.Д. Логика [Текст]: учебник, словарь, практикум. /А.Д.Гетманова. - М.: Академический проект, 2009. -712 с.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. [Текст]: в 3 ч. /С.З.Гончаров Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - Ч.2 - 346 с.

Дополнительная литература:

Бартон В. И. Логика [Текст]: учеб. пособие / В. И. Бартон. - Минск: Новое знание, 2001. - 336 с.

Бочаров В. А. Основы логики [Текст]: Учебник для вузов / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 296 с.

ИвинА. А. Логика [Текст]: учебник для вузов. /А.А.Ивин - М.: Гардарики, 2001. - 352 с.

Ивлев, Ю. В.Логика [Текст]: учебник для вузов. /Ю.И.Ивлев - М.: Логос 2001. - 272 с.

Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. [Текст]: Учеб. пособие для вузов. / Ю.В. Ивлев. - М: Книжный дом «Университет», 1999. - 248 с.

Курбатов В.И. ЛОГИКА. Систематический курс. [Текст]: / В.И.Курбатов - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Библиотека Белинского: публикации, монографии, исследования по логике

http://logic.ru/ru

2. Российская государственная библиотека

http://www.rsl.ru/

3. Учебная web-страница Катречко С.Л. (вузы)

http://www.philosophy.ru/library/katr/1_vuz.html

4. Учебная литература – Логика – Библиотека

http://www.libkruz.com/10-90/Logic.html

5. Логика. Библиотека. Профессиональное образование

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73.11.2

6. Э.В. Ильенков Диалектическая логика. Очерки истории и теории

http://psylib.org.ua/books/ilyen02/index.htm

7. Логика – электронная библиотека учебников

http://studentam.net/content/category/1/33/42/

Наши рекомендации